СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Теорема Виета"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект первого урока по теме "Теорема Виета"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Теорема Виета"»

Теорема Виета.

Урок №1. Теорема Виета.

Цель урока: 1. Изучить теорему Виета и ей обратную, уметь применять её при нахождении суммы и произведения корней приведенного квадратного уравнения, определении знаков корней, решении квадратных уравнений, при проверки правильности нахождения корней квадратных уравнений. 2. Развивать логическое мышление, навыки сравнения и анализа, коммуникативные навыки, навыки самостоятельной работы. 3. Воспитывать диалоговую культуру, формировать положительную мотивацию к математике.

Оборудование: компьютерная презентация, ЛИО, таблички с вопросами.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

  • О чём шла речь на предыдущем уроке? (о способах решения квадратных
    уравнений)

  • Что значит решить уравнение? (это найти все его корни или доказать, что корней нет.)

Сегодня мы с вами продолжаем изучать квадратные уравнения и его корни. Пусть слова Козьмы Пруткова «Зри в корень» будут эпиграфом урока. Улыбнитесь себе, друг другу и мне, мы дружно и с хорошим настроением начинаем работать. Унынье и лень умножить на нуль.

  • (Работа на ИЛО)

  • По какому признаку разбили уравнения на группы?

Полные

Приведенные

Неполные

2 + 6х =6;

2 - + 19 = 0;

- 2 + 1 = 0.

х2 + 4х-7 = 0;

-1 + 5х + х2 = 0;

3х + х2 - 2 =0.

7 х2 - 14 = 0;

х2 - 13х = 0;

2 = 0.

  • Дать определение полного квадратного уравнения, неполного, приведённого.

  • От чего зависит наличие корней квадратного уравнения?

  • Как зависит?

  • Запишите формулу дискриминанта приведённого квадратного уравнения. (D=p2-4q)

II. Мотивация.

    • Поверите ли вы мне, если я скажу, что уравнения, которые вы видите на слайде, можно решить устно, не выполняя громоздких вычислений

2008 х2 - 2007х -1 = 0;

2-2008х + 2006 = 0;

х2 - 2009х + 2008 = 0.

(Мы не сможем, так как они имеют очень большие коэффициенты)

Изучение нового материала.

Вот в этом нам и поможет теорема Виета. Запишите тему урока: «Теорема Виета».

  1. Постановка учебной задачи. Ответы на какие вопросы вы бы хотели

получить в связи с названной темой?

Ученики

Учитель (открывает поэтапно вопросы на доске)

О чём теорема? О чём теорема?

О чём теорема?

Почему изучается сейчас?

Почему изучается сейчас?

Как доказывается?

Как доказывается?

Где применяется?

Где применяется?

IV. Моделирование правила.

а) Запишите чему равны коэффициенты р, q и найдите сумму и произведение корней приведенного квадратного уравнения:

Уравнение

p

q

x1

x2

x1+ x2

x1∙ x2

х2 + - 6 = 0

5

-6

-6

1

-5

-6

х2 -7х + 6 = 0

-7

6

1

6

7

6

х2 -6х +8 = 0

-6

8

2

4

6

8

б) Сравни сумму и произведение с коэффициентами р и q. Сделай вывод.
V. Доказательство теоремы Виета:

Историческая справка. ВИЕТ (Вьет) Франсуа (1540-1603), французский математик.

Разработал почти всю элементарную алгебру. Известны «формулы Виета», дающие зависимость между корнями и коэффициентами алгебраического уравнения. Ввел буквенные обозначения для коэффициентов в уравнениях. (Слайд)

(Сумма корней квадратного уравнения равна коэффициенту при х, взятому с противоположным знаком, делённому на старший коэффициент, а произведение — свободному члену, делённому на старший коэффициент.
Дано: x1 и х2 - корни уравнения ах2 + вх + с = 0. Доказать, что числа xi и х2, а, в и с связаны
( равенствами: x1 + х2 = - в:а ; x1 х2 = с:а)

Докажем теорему для приведённого квадратного уравнения: а=1 следовательно,

Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна коэффициенту при х, взятому с
противоположным знаком, а произведение — свободному члену.

Дано: x1 и х2 - корни уравнения х2 + рх + q = 0. Доказать, что числа x1 и х2, р и q связаны
равенствами: x1 + х2 =-р; x1∙ х2 = q.

Доказательство:

  1. Запишем формулы корней приведенного квадратного уравнения :

  2. Найти сумму корней:


  1. Найти произведение корней:




4. Сделай вывод. Для всех ли приведенных квадратных уравнений справедлива эта теорема. (Если есть корни)

VI. Закрепление.

В.В. Маяковский «Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь надо».

Зачем же нужна теорема Виета? С её помощью можно:

  • Найти сумму и произведение корней квадратного уравнения, не решая его;

  • Зная один корень, найти другой;

  • Подобрать корни уравнения, не решая его.

«Мозаика» Восстановите фрагмент мозаики. Для этого решите задание и раскрасьте элементы мозаики, содержащие правильные ответы. Каждый ответ нужно раскрасить столько раз, сколько он встречается в узоре.

Задание. Чему равна сумма и произведение корней данного уравнения: х2+5х+8=0. x1+x2= -5; x1x2=8.



Теорему Виета тебе

Я запомнить легко помогу

Сумма корней равна минус р

Произведение q

VII. Этап перехода к обратной теореме.

  1. Подбери корни уравнения х - - 8 = 0 не решая его: x1 = 4, х2 = -2. Проверь, будут ли полученные числа корнями данного уравнения: 4 + (-2) = 2, р = -2; 4-(-2) = -8, q = -8.

  1. Теорема обратная теореме Виета: Слайд.

VIII. Решение уравнений.

1). Найди подбором корни уравнения и проверь себя:

а) х2 - 2009х + 2008 = 0, х1 = 2008, х2 = 1.

б) х2 - 2006х - 2007 = 0, x1 = 2007, х2 = -1.

По праву достойна в стихах быть воспета

О свойствах корней теорема Виета.

IX. Итог урока (рефлексивно-оценочная часть)

  • Какая задача стояла перед нами в начале урока?

  • Можно ли считать, что мы её решили?

  • Какую теорему, мы открыли?

  • Я хочу рассказать вам притчу о Шартрском соборе.

Давным-давно во французском городе Шартре строили большой собор. Троим рабочим, подвозившим на тачках строительный материал, задали один и тот же вопрос: Что вы делаете?

  • Первый ответил сквозь плотно стиснутые зубы: «Таскаю тяжёлые тачки с этим проклятым камнем. Вот какие мозоли набил на руках!»

  • Второй произнёс добродушно: «Что делаю, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и двум дочуркам».

  • А третий распрямился, отёр с лица капли пота, широко улыбнулся и сказал: «Я строю Шартрский собор!»

Как ты понимаешь эту притчу? Отметь как ты сегодня работал на уроке?





X. Домашнее задание (на выбор).

Расшифруйте «Индейское письмо».

Индивидуальный лист обучения.
Ф.И. ученика____________________________________________Класс_____________________

Тема:_____________________________________________________________________________

I. a) По какому признаку разбили уравнения на группы?




2 + 6х =6;

2 - + 19 = 0;

- 2 + 1 = 0.

х2 + 4х-7 = 0;

-1 + 5х + х2 = 0;

3х + х2 - 2 =0.

7 х2 - 14 = 0;

х2 - 13х = 0;

2 = 0.

б) Заполни пропуски: Квадратное уравнение называется приведенным, если______.

Дискриминант находится по формуле D = .

II. а) Запишите чему равны коэффициенты р; q и найдите сумму и произведение корней приведенного квадратного уравнения:

Уравнение

p

q

x1

x2

x1+ x2

x1∙ x2

х2 + - 6 = 0







х2 -7х + 6 = 0







х2 -6х +8 = 0







б) Сравни сумму и произведение с коэффициентами р и q. Сделай вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Теорема 1. Сумма корней квадратного уравнения равна коэффициенту при х, взятому с противоположным знаком, делённому на старший коэффициент, а произведение -свободному члену, делённому на старший коэффициент.

Теорема_____________Сумма корней приведённого квадратного уравнения равна

_____________________коэфффициенту,_______________________________________________, а произведение________________________________________________________

Дано: х1 и х2 - корни уравнения х2 + рх + q = 0. Доказать, что числа х1 и х2, р и q связаны равенствами:___________________________________________________

Доказательство:

  1. Запиши формулы корней приведённого квадратного уравнения:

  2. Найди сумму корней:

_____________________________________________________________________

  1. Найди произведение корней:

_________________________________________________________________________________

4. Сделай вывод:

IV. «Мозаика». Восстановите фрагмент мозаики. Для этого решите задание и раскрасьте элементы мозаики, содержащие правильные ответы. Каждый ответ нужно раскрасить столько раз, сколько он встречается в узоре.

Задание. Чему равна сумма и произведение корней данного уравнения: х2+5х+8=0. x1+x2=______; x1x2=______.






























V. ТРЕНАЖЁР:

1) Подбери корни уравнения х2 - 2х - 8 = 0 не решая его: x1 = , х2=

Проверь, будут ли полученные числа корнями данного уравнения:_____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2) Сформулируй теорему обратную теореме Виета:____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3) Найди подбором корни уравнения и проверь себя:

а) х2 - 2009х + 2008 = 0;______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) 2008 х2 - 2007х -1 = 0;_____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VI. Оцени своё участие в открытии новых знаний:

Давным-давно во французском городе Шартре строили большой собор. Троим рабочим, подвозившим на тачках строительный материал, задали один и тот же вопрос: Что вы делаете?

  • Первый ответил сквозь плотно стиснутые зубы: «Таскаю тяжёлые тачки с этим проклятым камнем. Вот какие мозоли набил на руках!»

  • Второй произнёс добродушно: «Что делаю, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и двум дочуркам».

  • А третий распрямился, отёр с лица капли пота, широко улыбнулся и сказал: «Я строю Шартрский собор!»

Как ты понимаешь эту притчу? Отметь как ты работал на уроке:







  1. Домашнее задание. Расшифруй «Индейское письмо».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!