СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Температура воздуха".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Температура  воздуха. Практическая   работа. Построение  графиков  хода  температур в  электронной  таблице  EXCEL и  их  анализ."

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме "Температура воздуха".»

Урок с использованием программы EXCEL

2.1.1 Тема урока: Температура воздуха. Практическая работа. Построение графиков хода температур в электронной таблице EXCEL и их анализ.

Класс:

Учитель: Баранова Елена Владимировна, учитель географии

Цели и задачи урока

  • Формирование умений работать с цифровыми данными в различной форме (табличной, графической) и использовать компьютер как техническое обеспечение информационного процесса.

  • продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об атмосфере;

  • разобрать с учащимися новые понятия и термины;

  • познакомить учащихся с температурой воздуха, ее особенностями, изменением за различные промежутки времени, измерением и приборами, которыми оно производится;

  • объяснять причины изменения температуры воздуха;

  • научить учащихся выполнять практические задания по измерению температуры воздуха. развитие умений учащихся составлять и анализировать графики хода температур;

  • воспитывать любовь к родному краю, умения работать в коллективе.

Учебно-наглядный комплекс: термометр, календарь погоды, физические карты полушарий и России.




Фото 1. Урок в 6а классе по теме "Температура воздуха"

Название этапа

Деятельность учителя

Примечание

1

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Владимировна, я учитель географии гимназии №1. Мне хочется узнать вас получше. Загадайте нечетное число от 1 до 9. Встаньте те, кто загадал число 1! Это самые смелые люди. Встаньте те, кто загадал число 3! Это самые ответственные люди! Кто загадал число 5? Это самые веселые! Кто загадал число 7? Это самые самостоятельные ребята! А кто загадал число 9? Это самые добрые ребята! Посмотрите, какие вы добрые, самостоятельные, веселые и ответственные дети и я уверена, что наш урок географии пройдет просто замечательно!!!


2

Актуализация знаний

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой темой раздела «Атмосфера», а о чем именно пойдет речь, вы узнаете, когда ответите на несколько моих вопросов. Откроется иллюстрация, которая поможет сформулировать тему урока. (Работа со слайдами)

1) Что называется атмосферой?

Атмосфера – это газообразная оболочка Земли

2)Из чего состоит атмосфера?
Атмосфера состоит из смеси газов, водяного пара, примесей или воздух


3) Что такое воздух?

Это смесь газов: азот (78 %) и кислород (21 %) и других газов(1%).

4)Какой газ преобладает в атмосфере?

  1. В атмосфере преобладает азот


5)Из каких слоев состоит атмосфера?

Атмосфера состоит из слоев: тропосферы, стратосферы, ионосферы, экзосферы, мезосферы


6) Какой слои атмосферы называют «кухней погоды»? (на слайдах )
Тропосфера












3

Постановка целей и задач урока

Открылась картинка с изображением термометра

- Как вы думаете, какова тема урока?

Открываем тетради, записываем число и тему урока. (8 февраля 2012 года)

- Верно. Предположите, о чем пойдет речь на уроке?

- Мы узнаем, как изменяется температура в зависимости от высоты, географической широты, от времени суток и времени года. Научимся определять амплитуду температур, рассчитывать средние температуры, строить графики температуры воздуха в течение года при помощи программы Excel.



- Температура воздуха



- Дети отвечают


Объяснение нового материала

1) -В сказке « Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» рассказывается о глупом Тролле, который решил построить дом поближе к солнцу. Он насобирал камней и соорудил высокую гору под самые облака. На вершине горы он собирался заняться строительством дома. Но это ему не удалось.

-Как вы думаете, почему глупый Тролль не осуществил свою затею?


Вывод ( запись в тетрадь )

-температура с высотой понижается.



Таким образом, над поверхностью Земли в тропосфере температура воздуха понижается на 6˚С на каждый километр подъема. (Решение задачи на слайдах)

2)

- Посмотрите на карту, покажите наш город.

- А кто знает где находится Сингапур?



- Давайте определим, на какой географической широте находятся эти города (Сингапур - 1˚ с.ш., Благовещенск 56˚ с.ш.,)

Как вы думаете, какая температура будет в этих городах? От чего это зависит?

А давайте проверим, посмотрим в Интернете на сайте гисметео температуру в г. Благовещенск и Сингапуре в режиме он-лайн

Атмосфера, окружающая Землю со всех сторон, совершенно прозрачна. Солнечные лучи беспрепятственно проходят сквозь прозрачную атмосферу, но за то нагревают поверхность Земли. Она становится теплой и от нее нагревается приземистый слой воздуха. И чем выше мы находимся над этой нагретой поверхностью тем ниже будет температура (см. слайд).



3)

- Посмотрите на показатели температуры в Благовещенске в течении сегодняшних суток? Что вы можете сказать?

- Почему это происходит?

(Суточное вращение Земли приводит к тому, что угол падения солнечных лучей на поверхность Земли меняется.) (работа со слайдам )

Написать вывод

4) Работа с учебником

Откройте учебник на странице 126, найдите пункт параграфа «Амплитуда температур». Прочитайте и выпишите понятие «Амплитуда».

- Что такое амплитуда? Посмотрите, как изменяется температура в течение суток. Вычислите амплитуду температур воздуха в нашем городе. Как вычисляли? (формула на слайде) Запишите формулу в свои тетради.

Давайте представим что температура воздуха в течении суток была одинаковая.

Такая температура называется среднесуточной температурой воздуха.

Чтобы определить среднее значение температур необходимо температуры сложить и полученную сумму разделить на их количество. (Показываю на слайде)

Физминутка

Предлагаю вам сейчас найти максимальные, минимальные, средние температуры в городах Волгоград, Мурманск, Москва, Благовещенск поработав в программе Иксель.

У вас на парте стоят таблички с номером. Сядьте за компьютер с тем же номером. На столе у вас лежит алгоритм выполнения

Строго придерживаться алгоритма работы в программе иксель. Познакомьтесь с ним.

Алгоритм работы в программе Excel.

  1. Найдите пересечение строки 3 и столбца В.

  2. Наведите курсор мыши на пересечение В3.

  3. Удерживая левую кнопку мыши выделите строку 3 до столбца М.

  4. Найдите символ автосуммы, нажмите на вкладку рядом с этим значком и выбираем значение максимум.

  5. Нажмите на ту же вкладку и выберите значение минимум.

  6. Нажмите на ту же вкладку и выберите значение среднее.

  7. Повторите действия 3-6 для строк 4,5 и 6.

  8. Переведите курсор на вкладку график и нажмите левую кнопку мыши.

Вопросы по заданию

-Совпадают у вас графики хода температур для городов? Почему?

В каком городе более низкая среднегодовая температура воздух. Почему?

В каком городе более высокая среднегодовая температура воздух. Почему?

Итог урока

Рекорды температур. Как вы думаете кто зарегистрировал эти рекорды?

Видео метеостанции

У нас в городе тоже есть метеорологическая станция. И я являюсь ее руководителем. Я сейчас вам расскажу немного о ней.



Ответ детей














- дети показывают Москву



Дети показывают (если затрудняются показывает учитель)





Объясняет при помощи слайдов



Слайд



Она меняется…


Потому что



Домашнее задание

Задача 1 Альпинисты измерил температуру воздуха у подножья горы на высоте 0 метров. Она была +20 градусов. Какая температура их ожидант, когда они поднимутся на высоту 3 километра?

Задача 2 Температура на вершине горы 0 градусов. Какая высота горы, если у подножья температура +10 градусов?.








2.1.2. Элемент практической части урока «Построение розы ветров по данным наблюдений за погодой».


Цель работы: формирование представления о понятии «ветер», развитие умения выстраивать причинно-следственные связи при определении направления ветра.

Оборудование: "Календарь погоды", дневник наблюдений, линованная бумага в клетку, линейка, карандаш, таблицы Excel.

Розой ветров называют круговую векторную диаграмму, отражающую направление движения ветра в течение определенного периода. Подобные графики широко используют в метеорологии, климатологии, а также при строительстве взлетно-посадочных полос аэродромов, жилых массивов и промышленных зон. Стилизованное изображение розы ветров нередко применяется в геральдике. Сегодня его можно увидеть на символике НАТО или старинных географических картах. Только в отличие от настоящих диаграмм, у стилизованного изображения все лучи равной длины.

Ход работы

Подготовительный этап

1. Для того чтобы построить самостоятельно розу ветров понадобятся данные о ежедневном направлении ветра на протяжении месяца или более. Эти сведения можно получить самостоятельно путем повседневных наблюдений за погодой, а можно так же взять в «Календаре погоды» за исследуемый период.

2. Подсчитайте количество дней, на протяжении которых ветер дул в определенном направлении.


Основной этап

  1. Введите данные в таблицу, если на протяжении изучаемого отрезка времени в каком-то из направлений света ветра не было, то в таблице это направление обозначить нулем.

  2. Построить диаграмму розы ветров можно и автоматическим способом в приложении Excel. Для этого создайте файл, в который занесите в виде таблицы имеющиеся данные о количестве дней и направлении ветров. Должно получиться два столбика: с названиями направлений света и с количеством ветреных дней. Затем в меню «Вставить» - «Диаграмма» выберите позицию «Лепестковая диаграмма» и следуйте советам мастера построения диаграмм. В результате получите графическое изображение розы ветров.




Заключительный

Выпишите количество безветренных дней. В результате работы вы получите розу ветров для вашего региона за исследуемый период. Ее лучи будут неравномерны, и наиболее длинные из них покажут преобладающее направление движения ветров на изучаемой территории.

Для чего нам необходимо знать преобладающее направление ветра?

Может ли ветер способствовать распространению инфекций ?

(Может. Возбудители ряда болезней распространяются не только посредством диффузии, но и с помощью ветра. Так распространению ящура (болезнь, поражающая животных) в 1967-1968г.г. в Англии и континентальной Европе, как показали исследования, способствовал ветер. Ветром переносятся и споры вредителей растений.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!