СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Степень с рациональным и действительным показателями".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • обобщить понятие степени;
  • отработать умение находить значение степени с действительным показателем;
  • закрепить умения использовать свойства степени при упрощении выражений;
  • выработать навык использования свойств степени при вычислениях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Степень с рациональным и действительным показателями".»

Тема урока: Степень с рациональным и действительным показателями.

Цели:

  • Образовательные:

    • обобщить понятие степени;

    • отработать умение находить значение степени с действительным показателем;

    • закрепить умения использовать свойства степени при упрощении выражений;

    • выработать навык использования свойств степени при вычислениях.

  • Развивающие:

    • интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие ученика;

    • развивать умение обобщать, систематизировать на основе сравнения, делать вывод;

    • активизировать самостоятельную деятельность;

    • развивать познавательный интерес.

  • Воспитательные:

    • воспитание коммуникативной и информационной культуры обучающихся;

    • эстетическое воспитание осуществляется через формирование умения рационально, аккуратно оформлять задание на доске и в тетради.

Учащиеся должны знать: определение и свойства степени с действительным показателем

Учащиеся должны уметь:

  • определять имеет ли смысл выражение со степенью;

  • использовать свойства степени при вычислениях и  упрощении выражений;

  • решать примеры, содержащие степень;

  • сравнивать, находить сходства и отличия.

Форма урока: семинар – практикум, с элементами исследования. Компьютерная поддержка.

Форма организации обучения: индивидуальная, групповая.

Педагогические технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, личностно - ориентированное обучение, коммуникативное.

Тип урока: урок исследовательской и практической работы.

Наглядность к уроку и раздаточный материал:

  • презентация

  • формулы и таблицы (приложение 1,2)

  • задание для самостоятельной работы (приложение 3)







План урока


Этап урока

Цель этапа

Время,мин.

1.

Начало урока

Сообщение темы урока, постановка целей урока.

1-2 мин

2.

Устная работа

Повторить формулы степеней.

Свойства степеней.

4-5 мин.

3.

Фронтальное решение у

доски из учебника №57(1,3,5)

№58(1,3,5) с подробным следованием плану решения.

Формирование умений и навыков

у учащихся применять свойства

степеней при нахождениях значений выражения.

8-10 мин.

4.

Работа в микрогруппах.

Выявление пробелов в знаниях

учащихся, создание условий для

индивидуального развития ученика

на уроке.

15-20 мин.

5.

Подведение итогов работы.

Отследить успешность работы

Учащихся при самостоятельном решении задач по теме, выяснить

характер затруднений, их причины,

указать коллективно пути решения.

5-6 мин.

6

Домашнее задание

Познакомить учащихся с заданием на дом. Дать необходимые пояснения.

1-2 мин.



ХОД УРОКА

Организационный момент

Здравствуйте ребята! Запишите в тетрадях число, тема урока.

Рассказывают, что изобретатель шахмат в награду за свое изобретение попросил у раджи немного риса: на первую клетку доски он попросил положить одно зерно, на вторую – в 2 раза больше, т. е. 2 зерна, на третью- ещё в 2 раза больше, т. е. 4 зерна, и т. д. до 64 клетки.

Его просьба показалась радже слишком скромной, однако вскоре выяснилось, что выполнить её невозможно. Число зёрн, которые нужно было передать изобретателю шахмат в награду, выражается суммой

1+2+22 +23 +…+263 .



Эта сумма равна огромному числу

18446744073709551615

И она столь велика, что этим количеством зерна можно было бы покрыть слоем в 1 см всю поверхность нашей планеты, включая мировой океан.

Степени используют при записи чисел и выражений, что делает их более компактными и удобными для выполнения действий.

Часто степени употребляются при измерении физических величин, которые могут быть «очень большими» и «очень маленькими».

Масса Земли 6000000000000000000000т записывают в виде произведения 6.1021т

Диаметр молекулы воды 0,0000000003м записывают в виде произведения

3.10-10м.



1. С каким математическим понятием связаны слова:

Основание
Показатель (Степень)


Какими словами можно объединить слова:
Рациональное число
Целое число
Натуральное число
Иррациональное число  (Действительное число)
Сформулируйте тему урока. (Степень с действительным показателем)

2. Итак аx,где х- действительное число. Выберите из выражений

- с натуральным показателем

- с целым показателем

-с рациональным показателем

-с иррациональным показателем



3.  Какая наша цель? (ЕГЭ)
Какие цели нашего урока?
– Обобщить понятие степени.

Задачи:

– повторить свойства степени
– рассмотреть применение свойств степени при вычислениях и упрощениях выражений
– отработка вычислительных навыков

4. Степень с рациональным показателем



Основание

степени

Степень с показателем r, основанием а (n N, m n

r= n

r= - n

r= 0

r= 0

r =0


а

an=a.a. … .a

n


a-n=


=

=


a0=1

а


an=a.a. … .a

n

a-n=


Не существует

Не существует


a0=1

а=0



0n=0

Не существует


=0

Не существует

Не существует





5. Из данных выражений выберете те, которые смысла не имеют: 

6. Определение

Если число r - натуральное, то аr есть произведение r чисел, каждое из которых равно а:

ar = a.a. … .a

r

Если число r - дробное и положительное, то есть , где m и n- натуральные

числа, то

Если показатель r является рациональным и отрицательным, то выражение ar

определяется как величина, обратная к a-r

или

Если











7. Например







8. Степени положительных чисел обладают следующими основными свойствами:









9. Вычислить











10. Какие действия (математические операции) можно выполнять со степенями?

Установите соответствие:

А)При умножении степеней с равными основаниями 

    

1)Основания умножаются, а показатель остаётся прежним

Б)При делении степеней с равными основаниями

2)Основания делятся, а показатель остаётся прежним

В)При возведении степени в степень

3)Основание остаётся прежним, а показатели умножаются

Г)При умножении степеней с равными показателями

4)Основание остаётся прежним, а показатели вычитаются

Д)При делении степеней с равными показателями




5)Основание остаётся прежним, а показатели складываются







11. Из учебника (у доски)

Для решения в классе:

№57 (1,3,5)

№58 (1, 3, 5)

№59 (1, 3)

№60 (1,3)























12. По материалам ЕГЭ

(самостоятельная работа) на листочках

Впервые действия над степенями использовал французский математик XIV века.

Расшифруйте фамилию французского ученого.

а

е

з

м

р

о

12

0,5

9

0,25

8

243

Ответ: Орезма.





 

 





























13. Дополнительно (индивидуально) тем, кто быстрее справится с заданиями:



14. Домашнее задание

§ 5 (знать определения, формулы)

№57 (2, 4, 6)

№58 (2,4)

№59 (2,4)

№60 (2,4) .



В заключение урока:

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

– Так сказал великий русский математик Михаил Ломоносов.


– Спасибо за урок!

























































Приложение 1

1.Степени. Основные свойства

Степень с натуральным

Показателем

a1=a

an=a.a. … .a

n


aR n

35=3.3.3.3.3.3=243,

(-2)3=(-2).(-2).(-2)= - 8

05=0, 110=1

Степень с целым показателем

a0=1,

где a

00-не определено.

=

an


(- 2)-3 = = -

(




Степень с рациональным

Показателем

=,

где a

m n

== =125

===4

(


Степень с иррациональным показателем


Найти

10=


25,119

25,704

25,942;

25,953


Ответ: ==25,9...

1.ax . ay=ax+y


=243


2.ax: ay= = ax-y



3..( ax)y=ax.y


((


4.(a.b)n =an.bn


(


5. (=

(


6.(

(

Приложение 2

2. Степень с рациональным показателем



Основание

степени

Степень с показателем r, основанием а (n N, m n

r= n

r= - n

r= 0

r= 0

r =0


а

an=a.a. … .a

n


a-n=


=

=


a0=1

а


an=a.a. … .a

n

a-n=


Не существует

Не существует


a0=1

а=0



0n=0

Не существует


=0

Не существует

Не существует

































Приложение 3

3. Самостоятельная работа

Впервые действия над степенями использовал французский математик XIV века.

Расшифруйте фамилию французского ученого.

а

е

з

м

р

о

12

0,5

9

0,25

8

243








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!