Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Создание базы данных" 11 класс (учитель Мордвинова Е. В)»
План-конспект
зачетного урока по информатике по теме «Системы управления базами данных» в 11 классе
Цель: закрепление и систематизация знаний и умений при работе с БД и программой Access.
Программное обеспечение: СУБД MS ACCESS, созданная база данных, презентация с вопросами.
Ход урока
Организационный момент (сообщается тема урока, цель урока, план урока)
Актуализация опорных знаний. Выполнение 1 задания с использованием бланков ответов.
Кроссворд по теме: «Базы данных с ключевым словом»
Разгадай кроссворд.
Структура БД, в которой любой тип данных одновременно может быть главным и подчиненным
Средство извлечения данных из БД
Набор программ, с помощью которых производится работа с базой данных
Столбец в табличной БД
Строка в табличной БД
Структура БД, в которой данные строятся по принципу взаимосвязанных таблиц
Структура, в которой одно данное является главным, все нижележащие – подчиненными.
Дайте определение получившемуся вертикальному понятию с точки зрения баз данных.
Проверка выполнения задания (показать на доске):
Ответы: сетевая, запрос, СУБД, поле, запись, реляционная, иерархия.
Таблица – основной объект реляционной БД.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум за задание 8 баллов.
Выполнение 2 задания с использованием бланков ответов (на 2 варианта)
Открыть на компьютере презентацию под именем: Приложение1
Вопрос 1: Дана таблица базы данных:
номер | фамилия | имя | отчество | год рождения | класс | школа |
1 | Иванов | Семен | Иванович | 1988 | 7-й б | 1 |
2 | Петров | Петр | Сидорович | 1987 | 7-й а | 1 |
3 | Сидоров | Иван | Васильевич | 1986 | 8-й а | 5 |
4 | Катаев | Сергей | Иванович | 1987 | 7-й в | 2 |
Вопрос 2 (в предыдущей таблице базы данных)
Вариант 1. Какую строку будет занимать фамилия Иванов после проведения сортировки по возрастанию в поле класс? А)1; Б)2; В)3; Г)4
Вариант 2. Какую строку будет занимать фамилия Катаев после проведения сортировки по возрастанию в поле имя? А)1; Б)2; В)3; Г)4
Вопрос 3. Дана таблица базы данных:
Номер | фамилия | имя | математика | физика | информатика |
1 | Иванов | Вадим | 4 | 4 | 5 |
2 | Петров | Петр | 5 | 5 | 5 |
3 | Илюхин | Виктор | 5 | 4 | 4 |
4 | Исепков | Сергей | 5 | 5 | 4 |
Вариант 1. При создании запроса (физика = 5 или информатика = 5 и математика = 5 и Первая буква фамилии = “И”) отвечают записи: А)1; Б)4 ;В)1, 4; Г)2, 3
Вариант 2. При создании запроса (физика = 4 или информатика = 4 и математика = 5 и Первая буква имени = “В”) отвечают записи: А)1; Б)4; В)3; Г) ,3
Вопрос 4. Дана таблица базы данных:
| Владелец | Модель | Номер | Дата регистрации |
1 | Левченко Н. | Волга | И537ИГь59 | 15.08.2001 |
2 | Сидоров А. | Жигули | Ф131ФП-59 | 14.02.2000 |
3 | Горохов И. | Форд | Б171БП-59 | 27.10.2000 |
4 | Федоров К. | Волга | И138ИП-59 | 20.05.2001 |
5 | Сидоров А. | Жигули | И321ИП-59 | 27.10.2000 |
A) 1; 4; 2; 5; 3; ; B) 3; 4; 5; 1; 2; С) 4; 1; 5; 2; 3 D) 3; 5; 2; 4; 1; Е) 2; 1; 5; 4; 3.
A) 4; B) 2; 3; 5; С) 1; 4; D) 1; Е) таких записей нет.
Вопрос 5. Дана таблица базы данных:
N | Город | номер школы | директор | адрес | телефон |
4 | Пыть-Ях | 1 | Пуляшкина Т.Н. | 4 – 5 – 20 | 46-02-52 |
7 | Сургут | 4 | Сидоров К.И. | 5 – 3 – 22 | 45-03-56 |
2 | Пыть-Ях | 4 | Ходулин Б.Г. | 3 – 5 – 8 | 42-52-14 |
3 | Нефтеюганск | 5 | Иванов И.И. | 7 – 7 – 25 | 22-15-85 |
1 | Нефтеюганск | 8 | Петров П.П. | 13 – 58 – 86 | 22-56-98 |
6 | Х-Мансийск | 8 | Сидоров К.М. | Мира 5 – 45 | 26-25-87 |
5 | Сургут | 14 | Смирнова Н.В. | Мира 6 - 56 | 45-59-73 |
Вариант 1. В каком порядке будут идти записи, если их отсортировать по двум ключам: номер школы + директор в порядке возрастания? а) 4, 7, 2, 3, 1, 6, 5 б) 5, 1, 3, 7, 4, 2, 6 в) 4, 2, 7, 6, 3, 1, 5 г) 6, 2, 7, 4, 3, 1, 5 д) 4, 7, 3, 5, 1, 2, 6 | Вариант 2. Выбрать главный ключ для таблицы а) город + директор б) номер школы + адрес в) город + адрес г) номер школы + директор д) город + номер школы |
Ответы к заданию
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вариант 1 | В | Б | Б | Б | А |
Вариант 2 | Г | Г | В | Б | Д |
На доске выводится таблица с ответами, учащиеся самостоятельно проверяют свои ответы. За каждый верный ответ ученик получает 2 балла. Сумму баллов за второе задание записываю в бланк ответов. Максимум за второе задание – 10 баллов
Выполнение 3 задания на компьютере (Практическая работа):
Откройте базу данных с именем: Приложение 2
Вариант 1
Создание запроса выборки: найти информацию о всех работниках - женщинах.
Найти всех работников, проживающих на улице Профсоюзная.
Вариант 2.
Найти всех работников - мужчин, родившихся до 1975 года.
Вывести список работников, включив в него мужчин, родившихся после 1969 года, и женщин, родившихся после 1979 года.
№ запроса | 1 | 2 |
Вариант 1 | 1,4 | 1,2,3 |
Вариант 2 | 2,3 | 2,4 |
Баллы | 3 | 5 |
На доске выводится таблица с ответами, учащиеся самостоятельно проверяют свои ответы. Сумму баллов за третье задание записывают в бланк ответов. Максимум за третье задание – 8 баллов
Дополнительное задание (2 балла): По второму запросу составить отчет.
Подведение итогов: Учащиеся подсчитывают набранные баллы и выставляют оценки в бланке ответов.
Оценка | Баллы |
«5» | 25-26 |
«4» | 20-24 |
«3» | 14-19 |
Бланк ответов
Фамилия_______________
Имя___________________
Вариант_______________ Оценка за зачет__________________
Задание №1
Разгадай кроссворд.
Структура БД, в которой любой тип данных одновременно может быть главным и подчиненным
Средство извлечения данных из БД
Набор программ, с помощью которых производится работа с базой данных
Столбец в табличной БД
Строка в табличной БД
Структура БД, в которой данные строятся по принципу взаимосвязанных таблиц
Структура, в которой одно данное является главным, все нижележащие – подчиненными.
Дайте определение получившемуся вертикальному понятию с точки зрения баз данных.
Ваш балл за 1 задание_____________
Задание №2
Ваш балл за 2 задание_____________
Задание №3
Ваш балл за 3 задание____________