СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Создание базы данных "Автосалон" 11 класс (учитель Мордвинова Е. В)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум с использованием элементов кейс-технологии и деловой игры. Продолжительность урока 1 час 20 минут

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Создание базы данных "Автосалон" 11 класс (учитель Мордвинова Е. В)»

«Создание базы данных «Автосалон»



Тип урока: урок  комплексного применения знаний и умений.

Вид урока: урок – практикум с использованием элементов деловой игры.

Длительность урока: 1 час 20 минут.

Цели урока:

  1. В игровой форме проверить уровень усвоения обучающимися основных понятий и приемов работы в Microsoft Access.

  2. Стимулирование познавательного интереса обучающихся к предмету "Информатика" и к профессиям, связанным с данным предметом.

  3. Приобретение обучающимися навыков групповой работы, активизация творческого мышления при поиске решения поставленной задачи.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. проверить теоретические знания обучающихся о проектировании и создании базы данных, применении запросов для поиска информации в БД;

  2. организовать деятельность учащихся по применению необходимых умений и навыков на практике.

Воспитательные:

  1. содействовать развитию познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету «Информатика» в целом;

  2. воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие:

  1. развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;

  2. тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей;

  1. развивать навыки групповой работы.

Здоровьесберегающие: 

  1. снятие общего утомления; снятие утомления глаз.







Прогнозируемые результаты:

уметь проектировать и создать базу данных, использовать запросы в БД для поиска необходимой информации; определять способ решения поставленной задачи; оценивать результаты своей работы.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; групповая; практическая; индивидуальная.

Методы обучения: метод проблемно-ситуативного анализа, игровое проектирование.

Место занятия в теме: урок проводится после изучения темы «Информационные системы и базы данных», изучения понятий базы данных, видов баз данных, структуры табличных баз данных, знакомства с СУБД Access.

Оборудование:

  1. Компьютеры с операционной системой Windows XP и установленным пакетом Microsoft Office 2007, объединенные в локальную сеть, принтер.

  2. Интерактивная доска, мультимедийный проектор.

  3. Раздаточный материал

  4.  компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint.



Современные образовательные технологии:

  1. урок с элементами деловой игры

  2. элементы кейс-технологии

  3. групповая работа

  4. информационно-коммуникационная (компьютерная демонстрация презентации к уроку);

  5. здоровьесберегающая технология (физкультминутка, создание позитивного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; организация различных форм деятельности учащихся, организация урока с учетом временного восприятия и усвоения учебного материала).



План урока

  1. Организационный этап урока. (10 мин)

  2. Работа с «кейсом» (20 мин)

  3. Создание базы данных (25 мин)

  4. Физкультминутка (2 мин)

  5. Представление результатов работы (15 мин)

  6. Инструктаж по домашнему заданию. (2 мин)

  7. Рефлексия (подведение итогов урока). (3 мин)

Ход урока.

1. Организационный этап.

Ученики при входе в кабинет получают бейджи, все бейджи трех цветов, таким образом происходит деление всего класса на три группы.

Ребята займите, пожалуйста свои места.

Обучающиеся рассаживаются по группам за столы, на которых стоят таблички их цвета.

Мы с вами живём в веке технического прогресса и в потоке быстро меняющейся информации. Востребованными становятся навыки 21 века, предполагающие не просто обладание знаниями, а умение эти знания применить на практике. Специалист любой сферы деятельности сегодня должен уметь представлять информацию в виде структурных схем, таблиц. Человек должен владеть определенным уровнем функциональной грамотности. Это одно из базовых умений в современном мире.

И поэтому в завершение изучения темы "Информационные системы и базы данных" я хотела бы предложить вам провести наш урок в форме деловой игры, на котором вы сможете показать применение полученных вами знаний по изученной теме на практике. Я надеюсь данный урок еще раз покажет и подчеркнет значимость изучения темы базы данных на уроках информатики.

Наш сегодняшний урок будет проходить с использованием элементов кейс-технологии. Несколько слов о том что такое "кейс" нам расскажет...

Одному ученику из класса заранее дается задание подготовить выступление на тему "кейс-технология".

Приложение1 (кейс-технология)

Итак, я надеюсь вы поняли, что такое "кейс" и как с ним работать.



Тема сегодняшнего урока: "Создание базы данных "Автосалон"

Цель урока: Создать базу данных. Убедиться в том, что ваших теоретических знаний о базах данных достаточно для их применения на практике. Показать умение пользоваться возможностями СУБД Access для создания базы данных и работы с ней.

Перед тем как вы познакомитесь с кейсом, я хотела бы обратить ваше внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку.

 «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и, хотя криво – да сами»

Готхольд Эфраим Лессинг

Как вы понимаете слова немецкого поэта?

2. Работа с "кейсом".

Кейс.

Директор автосалона столкнулся с проблемой организации продаж в своем салоне. Покупатели, обращающиеся в салон, обычно не сразу определяются с маркой автомобиля, а лишь указывают его желаемые характеристики. Так как в салоне представлены автомобили разных классов, отличающиеся по своим характеристикам и ценовой категории, то продавцам приходится предлагать клиенту большое множество вариантов. На что уходит очень много времени. Появились жалобы клиентов на долгое ожидание продавца-консультанта. Упали продажи и уменьшилось количество посетителей автосалона. Директор автосалона принял решение организовать работу в автосалоне с использованием электронных баз данных. И дал задание сотрудникам салона разработать и создать базу данных всех автомобилей, имеющихся в наличии и работать с клиентам при помощи создания запросов по их пожеланиям.



Вопросы:

  1. Как создание электронной базы данных автомобилей поможет улучшить работу автосалона?

  2. Представьте себя сотрудниками автосалона. Предложите ваш вариант базы данных "Автосалон".



На столе у каждой группы лежит печатный вариант кейса, в котором есть место для формулировки ответов. Приложение2 (Кейс). Учитель предлагает группам ознакомиться с содержимым кейса и ответить на вопросы. Так же содержимое кейса и вопросы к нему можно вывести на доску.

Затем приступаем к обсуждению. Вопросы выводятся на доску. Обучающиеся предлагают свои ответы и варианты создания базы данных. В момент обсуждения листы с ответами каждая группа можно показать всему классу с помощью документ-камеры.



3. Создание базы данных .

Давайте поможем директору автосалона создать электронную базу данных. В роли директора сегодня буду выступать я, а вы побудите сотрудниками автосалона. Вам предстоит выбрать управляющего, системного администратора и продавцов-консультантов. Всю необходимую вам информацию по имеющимся в салоне автомобилям управляющие смогут получить у меня. Так же каждая группа получит свой первый заказ. Продавцам-консультантам нужно будет создать необходимые запросы для базы данных, чтобы подобрать нужный автомобиль клиенту.

Каждая группа получает листы с заданием.

Приложение3 (список и характеристики автомобилей)

Приложение4 (пожелания клиента)


На работу в группах вам отводится 25 минут и 15 минут на представление результатов вашей работы (по 5 минут для каждой группы). Обратите внимание, на доске приведен алгоритм вашей работы в группах и примерное распределение времени для работы на этом этапе.

1. Распределение обязанностей (2 мин)

2. Анализ представленной информации и продумывание структуры БД (3 мин)

3. Создание и заполнение базы данных. (15 мин)

4. Создание запроса и подбор автомобиля клиенту. (5 мин)

5. Представление результатов работы (5 мин)


Ребята определяют свои роли в группе. Разбирают предложенный им материал, анализируют определяют, какие поля должна содержать база данных, определяют типы полей. Затем обучающиеся занимают места за компьютерами и приступают непосредственно к созданию базы данных.Учитель, если есть необходимость, выполняет роль консультанта, корректирует направление работы.

Как правило на первом этапе создания базы данных (создание структуры базы данных) принимают участие все члены группы. Определяются заголовки для полей и их типы. На втором этапе - ввод и редактирование данных - работают системные администраторы и часть группы оказывается свободными. Они приступают к формулировке запросов для создаваемой базы данных, которые помогут подобрать нужный клиенту автомобиль (это роль продавцов-консультантов) и подготовке отчета группы (это роль управляющего).

4. В процессе работы обучающихся за компьютером проводится физкультминутка, гимнастика для глаз.

Приложение5. (физкультминутка)


5. Представление результатов работы.

Теперь давайте мы с вами посмотрим на те базы данных, которые вы создали и ответим на такой вопрос: "Действительно ли создание базы данных поможет правильно организовать работу автосалона и упростить подбор нужного автомобиля для клиента?"

Один представитель группы занимает место за компьютером к которому подключен проектор, по сети копирует созданную группой базу данных. Проецирует ее на доску. Рассказывает о полученном программном продукте, объясняет как созданная база данных помогла группе решить поставленную перед ними задачу, показывает запрос на выборку подходящего для клиента автомобиля.

6. Инструктаж по домашнему заданию.

Ваше домашнее задание:

Сформулировать потребности клиентов, которые не сможет решить представленная БД и предложить варианты улучшения БД.

7. Рефлексия.

Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


Сегодня на уроке вы попробовали организовать работу автосалона с помощью создания базы данных имеющихся в наличии автомобилей. Вы смогли ответить на все возможные потребности клиентов. С чем я вас поздравляю и благодарю за плодотворную работу на уроке. (Учитель озвучивает полученные за урок оценки. Как правило, на уроках такого типа все обучающиеся получают оценки "отлично")


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!