Конспект урока по русскому языку 2 класс
Тема: Понятие о глаголе как о части речи
Цель урока: формировать грамматическое понятие «глагол»; лексическое понятие; обогатить речь учащихся глаголами.
Оборудование: проектор; презентация; карточки для каждого учащегося.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Внимание! Проверь , дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Книга, ручка и тетрадка.
2. Актуализация знаний.
- Посмотрите на доску. Прочитайте стихотворение. Слайд 1.
- На какие изученные орфограммы встретились слова? ( правописание Жи, правописание разделительного мягкого знака, правописание предлогов, безударный гласный в корне слова)
-Какие части речи использует автор? (существительные, прилагательные, глаголы, предлоги)
- Составьте свое предложение о том, что вы наблюдали в природе и запишите в тетрадь.
(дети зачитывают составленные предложения)
- А какие части реи вы использовали в своих предложениях? (дети перечисляют)
- Расскажите, что вы знаете о каждой части речи?
3. Работа в группах.
- Сейчас вы поработаете в группах. Каждая группа получит таблицу «Части речи». Попробуйте заполнить эту таблицу. Используя свои знания. Слайд 2.
- Проверим вашу работу. (первая группа зачитывает данные таблицы, остальные группы добавляют то, чего не перечислила первая группа и вносят корректировку в данные своей таблицы).
- Давайте перечислим действии, которые вы выполняете на уроке технологии.( лепим, вырезаем, чертим, обводим, шьём). Запишем в тетрадь.
- Чем сходны эти написания? (обозначают действие предмета)
4. Определение темы урока и целеполагание.
- Попробуйте определить тему нашего урока. ( Мы сегодня будем говорить о глаголе). Какие цели мы должны поставить перед собой? (узнать, для чего служит глагол в нашей речи, какие имеет особенности, как отличить его от других частей речи) . Слайд 3.
5. Сказка о глаголе.
В волшебной стране «Речь» есть область, которая называется «Глагол». Слова, которые живут в ней, очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают в этой области Имена существительные. Стоит их спросить: что делать? Что делают? Что будут делать?, и Имена существительные тут как тут. Но надо помнить один секрет: вопрос глаголам нужно задавать со словом то делать?, иначе ответа не получишь. Вот такие деловые слова – глаголы.
6. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с.166. Прочитайте задание. Найдите и подчеркните свои действия. Назовите их. (дописать глаголы к существительным и подчеркнуть их)
После выполнения упражнения, идет проверка.
- Прочитайте вывод на с.166. Что из прочитанного вы уже знали? А что было новым для вас?
7. Упражнение на распознавание глаголов. Слайд 5.
Зрительно – слуховой диктант.
На слайде написан отрывок из стихотворения. После его разбора, он закрывается, а ученики записывают под диктовку.
- Назовите, с помощью каких слов автор показал, что происходит со льдом на реке?
- Какой частью речи являются эти слова?. Докажите.
- Подчеркните глаголы.
8. Физминутка. Слайд 6.
9. Игра «Выбери». Слайд 7.
- Перед вами два столбика слов. Выберите только глаголы и запишите их в тетрадь. (проверка)
10. Работа в парах.
- Сейчас вы поработаете в парах. У вас на партах лежат карточки. Вставьте и запишите подходящие по смыслу глаголы.(Проверка)
11. Итог урока.
- О чем сегодня узнали на уроке?
- Что нового открыли для себя?
12. Рефлексия.
- Покажите смайлик – настроение, с которым вы закончили урок.
- Всем спасибо за работу. Молодцы! Слайд 8.