СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме "Суффикс как часть слова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом уроке использованы Активные Методы Обучения (АМО): "корзина идей", кластер, тест.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Суффикс как часть слова".»

Открытый урок



Предмет: русский язык

Дата:

Класс: 2 – а

Учитель: Михеева Ольга Владимировна

Количество учащихся в классе: 29 человек.

Тема урока: Суффикс как часть слова.

Тип урока: урок открытия нового знания.


Форма урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесно-наглядный

Оборудование, наглядность, электронные приложения к уроку:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска;

  • ЦОР «Написание букв»;

  • видеоролик «Словарное слово: медведь»;

  • ЦОР «Словарные слова» в программе Smart Notebook;

  • иллюстрация корзины;

  • карточки-заготовки (плод, стебель, лист, приставка, суффикс, начало);

  • карточки с текстом для учащихся (Инсерт);

  • ЦОР «Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов» в программе Smart Notebook;

  • карточки для учащихся «Кластер» с заготовками слов;

  • карточки самооценки «Мишень» для учащихся;

  • ноутбуки для учащихся ;



Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом;

  • учить находить в слове суффикс;

  • учить образованию новых слов с помощью суффикса;

Развивающие:

  • способствовать овладению навыками работы с учебной информацией,

  • развивать умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений;

  • развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах,  самоконтроля и самооценки;

Воспитательные:

  • воспитывать коллективизм;

  • воспитывать умение слушать, слышать и принимать мнения одноклассников;

Личностные УУД:  

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель урока,

  • проговаривать последовательность действий на уроке,

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД:

  • правильное построение речевых высказываний.

Познавательные УУД:

  • - общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать);

  • - находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Ход урока:

1.Организационный момент. Психологический настрой на работу.

Звучит песенка из м/ф «38 попугаев». Дети подпевают припев. В остальное время проигрыша учитель положительно настраивает детей на урок.

Ужасно интересно,

Всё то, что неизвестно!

Ужасно неизвестно,

Всё то, что интересно!

– Добро пожаловать на урок, в котором вас ждут интересные открытия!

Улыбнитесь мне, гостям!

И садитесь по местам.



2. Запись даты.

Учитель просит учащихся объяснить орфограммы в словах «декабря», «классная», «работа».

3. Минутка чистописания.

– Какая буква дана для записи минутки чистописания? (эм)

– Дайте характеристику этой букве. (Буква «эм», обозначает твёрдый звук [м] и мягкий звук [м’], звуки звонкие, глухой пары не имеют)

* ЦОР «Написание букв»

После просмотра ЦОР дети выполняют задание по образцу с доски.

– Орфограммы, встречающиеся в словах, выделить зелёным цветом.

М м Мм ом им мя мягкий молчат моря

– Какие орфограммы и в каком слове вам встретились? Докажите проверочным словом.

(В слове «моря» - безударная гласная «о», проверочное слово «море», в слове «мягкий» - парная согласная «г», проверочное слово «мягок», в слове «молчат» - сочетание «ча» с буквой «а» и безударная гласная «о», проверочное слово «молча»).

– Найдите среди слов имя существительное и подчеркните одной чертой. (моря)

– Найдите имя прилагательное и подчеркните волнистой линией. (мягкий)

– Найдите глагол и подчеркните двумя чертами. (молчат)

4. Словарная работа.

*Видеоролик «Словарное слово: медведь».

Дети записывают новое словарное слово в словарик и в тетрадь.

– Слово «медведь» мужского рода. Подберите родственное ему слово женского рода. (медведица)

– Запишите эти слова.

– Найдите и обозначьте в них корень и окончание.

– В слове «медведица» некая часть слова не обозначена. Как вы думаете, какая это часть слова?

5. Актуализация знаний. «Корзина идей»

На интерактивной доске иллюстрация корзины. Рядом расположены карточки со словами «стебель», «начало», «середина», «приставка», «суффикс». Дети выдвигают свои предположения, стараясь объяснить своё мнение. Учитель все предположения прикрепляет к корзине.

6. Изучение новых знаний.

– Давайте узнаем, какое предположение верное, прочитав в учебнике правило Дети читают правило про себя, затем вслух читает хорошо читающий ученик.

– Так как же называется часть слова, стоящая после корня? (Суффикс)

Учитель оставляет в «корзине идей» слово «суффикс», убирает лишние предположения.

Учитель показывает на доске как обозначается суффикс в слове «медведица».

– Прочитайте правило в нижней части страницы.

– Что ещё вы узнали о суффиксе? (С помощью суффикса образуются новые слова).

7. Физминутка.

8. Формирование, закрепление первичных умений и их применение.

*Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов. Работа на интерактивной доске.

Из данных слов и предложенных суффиксов дети приёмом «перетаскивание» составляют слова. Получившиеся слова дети записывают в тетрадь. Выделяют корень и суффикс. Коллективно выясняем значение суффикса в каждом слове.

Грибок, грибочек, грибник, грибной, берёзка, берёзонька, берёзовый, футболист, гитарист, домик, ключик, стрелочка, котята, заборчик, избушка.

9. Закрепление пройденного.

*Составление кластера.

Дети получают лист с пустым кластером и карточки со словами «стебель», «корень», «начало», «окончание», «середина», «приставка», «суффикс» и заполняют кластер, приклеивая нужные слова.

Аналогичный кластер (на интерактивной доске) заполняет приглашённый ученик.



Состав слова











Заполнив кластер, дети с удивлением заметят, что не все ячейки кластера заполнены. Учитель объяснит, что с другими частями слова они познакомятся позже и эти кластеры ещё понадобятся.

10. Рефлексия учебной деятельности.

*Тест



Дети отмечают правильный ответ. Из букв правильных ответов надо составить слово. Если слово получилось, значит, тест выполнен правильно.



1. Суффикс – это…

  • часть речи (О)

  • часть слова ( М)

2. Суффикс служит…

  • для связи слов в предложении (М)

  • для образования новых слов (О)

3. Суффикс стоит…

  • перед корнем (О)

  • после корня (Л)

4. Суффикс – это…

  • изменяемая часть слова (О)

  • неизменяемая часть слова (М)

5. Чтобы найти суффикс в слове надо:

  • изменить форму слова (О)

  • подобрать однокоренные слова (Д)

6. В каких из этих слов есть суффикс:

  • книга (О)

  • книжный (Е)

  • книжечка  (Ц)



1 буква

2 буква

3 буква

4 буква

5 буква

6 буква









*Самооценка.

Знаю, что такое суффикс.

Могу суффикс найти в слове.

11. Итог урока.

Учитель оценивает работу учащихся у доски.

Объясняет выполнение домашнего задания.

Всем спасибо за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!