СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему "Союз как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Мы продолжаем с вами изучать служебные части речи. И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в рассказ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение.- Мы продолжаем с вами изучать служебные части речи. И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в рассказ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Союз как часть речи"»

Тема: Союз как часть речи.

Ход урока.


- Мы продолжаем с вами изучать служебные части речи. И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в рассказ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение.


Учащиеся составляют устный рассказ-сообщение по теме «Предлог».


Тест


1. Какой раздел русского языка мы изучаем?

А) синтаксис Б) фонетику В) морфологию


2. С какой частью речи вы познакомились на последних уроках?

А) с существительным Б) с предлогом В) с наречием


3. Какой частью речи является предлог?

А) служебной Б) самостоятельной


4. Какое значение имеет предлог?

А) временное

Б) пространственное

В) в сочетании с существительным выражает временные, пространственные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные значения


5. Какие выделяются группы предлогов по происхождению?

А) не выделяются Б) производные и непроизводные


6. Какие выделяются группы предлогов по составу?

А) сложные Б) простые и составные


7. Как изменяются предлоги?

А) по лицам и числам Б) не изменяются В) по родам, числам и падежам

(учителем задаются дополнительные вопросы о предлоге)


- А сейчас я попрошу обратить ваше внимание на стихотворение С. Маршака, текст которого лежит у вас на парте. Внимание задание: восстановите стихотворение так, чтобы расположение предложений в нем соответствовало схемам: 1. [ ], [ ]. 2. [ ], ( ). Ответ свой обоснуйте.


А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зелёным листьям,

По всем зелёным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По вёдрам и по лейкам

Весёлый дождь стучит.

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова всё молчит.


По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова всё молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зелёным листьям,

По всем зелёным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По вёдрам и по лейкам

Весёлый дождь стучит.

- Давайте укажем тип каждого предложения и объясним постановку знаков препинания.

- Сгруппируйте самостоятельные части речи в данном стихотворении. Назовите их в следующем порядке: а) имена существительные; б) имена прилагательные; в) глаголы; г) местоимения; д) наречия, е) деепричастия. Произнося слова каждой группы, можно их вычеркивать.


- Назовите изученные служебные части речи. (Предлог ПО).


- Обведите кружочком оставшиеся слова. (Учащиеся выделяют союзы А, КАК, И).

- Скажите, какой частью речи они являются, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Мы выделили слова А, КАК, И. Это союзы. Значит, тема сегодняшнего урока: Союз как часть речи.


(Записываю тему урока на доске, а ребята в тетрадях)


- Отталкиваясь от темы, цели урока у нас следующие:

1) познакомиться с союзом как частью речи; 2) узнать, какие бывают союзы; 3) учиться находить и использовать союзы в устной и письменной речи.


- Приступим к работе по первой части поставленной цели. Узнаем, что такое союз. Прежде всего, следует отметить, что слово СОЮЗ пришло из греческого языка и в переводе на русский означает СВЯЗЬ, СОЕДИНЕНИЕ, СКРЕПЛЕНИЕ, СЦЕПЛЕНИЕ. Как часть речи союз известен с давних пор. По частотности употребления он занимает 7 место. Однако среди союзов есть и часто употребляемые слова, например союзы И, НО, занимают второе место.


- Теперь в процессе совместной работы составим определение союза как части речи. Первое, что мы сразу можем отметить, это, то, что союз – это служебная часть речи.


- Вернемся к стихотворению Маршака. Выясним, какую роль выполняет союз. Обратите внимание на союз И в первом предложении и союз КАК во втором. Скажите, что они соединяют между собой?


(Союз И в первом предложении и союз КАК во втором соединяют простые предложения в составе сложного. 1 предложение – ССП, 2 предложение – СПП).


- Проанализируйте еще раз второе предложение стихотворения. Определите, какие синтаксические конструкции соединяет в нем союз И? Сделайте вывод.


(Союз связывает однородные члены предложения)


- Используя наши рассуждения и наблюдения, дополните составленное ранее определение союза.

- Осталось добавить, что союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными.

Теперь давайте прочитаем параграф 148 и обобщим весь материал о союзе.

(чтение + обобщение)


- Что такое союз, мы узнали. Теперь будем учиться находить его в речи. Выполним упражнение. У вас на столах лежат карточки с текстом. Прочитайте расположенные не по порядку абзацы текста. Обратите внимание на дополнительную запись. Сформулируйте задание к упражнению. Не забывайте о теме урока. (Надо расположить абзацы текста, ориентируясь на число имеющихся в них союзов).


Разбежался зайчонок, покатился. Далеко катился по льду. Можно бы и дальше, да елка помешала. Остановился зайчонок возле елки и вдруг видит морковку на ветке. Протянул лапу, чтобы морковку сорвать, да подумал Морковка-то белая, значит, еще не поспела.

Это было весной. Проснулся зайчонок и побежал посмотреть на весенние лужицы. Так весело в них вчера сверкало солнце!

Посмотрел зайчонок на солнышко и сказал Грей солнышко морковку, чтобы она красной стала. Я вечером приду и съем ее. Целый день зайчонок думал о морковке. Когда вечером прибежал к елке, увидел, что морковки нет! Только с ветки, на которой она прежде висела, упала светлая капелька.

(По Н. Подлевскому)

1 : 5 : 6


- Как вы думаете, о чем этот текст?

- Мы с вами определили последовательность частей текста. Давайте назовем союзы. Какие они: простые или составные? (простые). Но, я думаю, что вы заметили, что в тексте пропущены знаки препинания. Теперь ваша задача – записать составленный текст, поставить пропущенные знаки препинания (графически объяснить постановку знаков препинания), выделить в кружок союзы.

- Укажите предложение, которое состоит только из грамматической основы (Разбежался зайчонок, покатился). Дайте ему полную характеристику.


- Упр. По учебнику


- Давайте подведем итоги урока. О какой части речи говорили? Скажите, что такое союз, приведите примеры.


- Оценивание школьников.

- А сейчас я попрошу, чтобы вы сами оценили себя и свою работу на уроке. Если информация, полученная на уроке, небесполезная и урок понравился, поставьте у себя в тетради на полях ! или +. Если считаете, что информация бесполезна и урок не понравился, поставьте 0 или -



3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!