СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Водоёмы нашего края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по окружающему миру "Водоёмы нашего края" в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Водоёмы нашего края"»

МБОУ СОШ №3

г.Суража Брянской области










Урок окружающего мира

Тема: «Водоёмы нашего края»



4б класс

Подготовила

учитель начальных классов

Вожегова Г.Н.







Цели урока:

- сформулировать представления о водоёмах нашего края;

- познакомить с естественными и искусственными водоёмами, со значением водоёмов и их охраной;

- развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;

- формировать экологическое сознание и бережное отношение к окружающей природе;

- воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

глобус, физическая карта России, карта области, схема реки, презентация урока.

Ход урока.

I.Мобилизующая часть

II. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня мы отправимся туда, где пресная плещется вода,

Чтоб тему урока узнать, кроссворд нам надо разгадать! (слайд2)


и


с


х

з

с

п

к

о

о

о

т

о

л

ч

л

н

в

о

д

о

ё

м

ы

р

к

о

н

р

а


ш


н

г

в

о


а

е



м


о

р

е

1.Форма поверхности, имеющая крутой осыпающий склон. (Овраг)

2.Место, где река берёт своё начало. (Исток)

3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва)

4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон)

5. Самое тёплое море России. (Чёрное море)

6. Форма поверхности. (Холм)

7. Вся территория земной поверхности, разделена на природные …… (зоны)

Посмотрите внимательно и скажите сами тему нашего урока. (Водоёмы нашего края) (слайд3)

- Мы познакомимся с водоёмами нашего края. Вспомним какие водоёмы относятся к искусственным, а какие к естественным. Попробуем составить описание водоёма. Выясним значение водоёмов в природе и жизни человека. Познакомимся со способами охраны.

- Тему урока узнали сейчас

Но сначала о поверхности края услышим рассказ.

III. Проверка домашнего задания.

- Как образуются овраги? (2)

-Какие способы борьбы с оврагами существуют? (3)

-

-Во что через несколько лет превращается овраг? (В балку)

- Что значит «охранять поверхность земли»? (5)

-Какое в этом участие можете принять лично вы? (Если обнаружите заброшенный карьер, незаконную свалку, рытвину, сообщите об этом в общество защиты природы)

-Кто нарисовал рисунки? (Показ и небольшой комментарий).

-А кто сможет рассказать, есть ли в нашем городе изученные поверхности?

- А теперь обобщим и проверим, все ли внимательно читали домашний текст. Напишем тест по теме: «Поверхность нашего края». Откроем КИМы стр.33.Будьте внимательны при заполнении, я даю вам 3 минутки. Кто задание выполнит, закройте КИМ и сядьте правильно, чтоб я видела, что вы готовы работать дальше.

Поменяйтесь тетрадями, возьмите простой карандаш. Проверьте правильность выполнения работы вашими товарищами. Неправильный ответ зачеркните, поставьте птичку на правильном ответе, а рядом с заданием ставим --,а там , где правильно +. Подсказка на доске (слайд 4).

Оцените выполнение работы своего соседа. (слайд5) .Я проверю и поставлю оценку среднюю (за выполнение работы своей и за проверку тетради соседа).

IV.Первичное усвоение новых знаний.

Разгадайте, ребятки, такую загадку

-Я и тучка, и туман, я река- и океан,

Я летаю бегу, и стеклянной быть могу. (Вода) - Каким цветом обозначена вода на карте (синим) - Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему ? (Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.) На нашей планете много водоёмов, отгадайте о каких из них говорится в загадках.

2. Отгадайте загадки:

  • Водное пространство между материками (океан)
- Какие океаны есть на нашей планете?(Тихий, Атлантический, Северно-Ледовитый, Индийский.) - Берега России омывают моря 3 океанов. Каких? (Северно- Ледовитого, Атлантического, Тихого)
  • Кругом вода, а с питьем беда. (море)
- Какие вы знаете моря ? - Многие поэты и художники изображали море в своих произведениях. Художники изображали неповторимую красоту моря на своих картинах. Одним из них был знаменитый русский художник Иван Константинович Айвазовский. Посмотрим репродукции с его картин. (слайд 6-7) На экране репродукции картин
  • Естественный водоём, замкнутый в берега. (озеро)

-Какие озёра вы помните из тех , что мы изучали? (Ладожское, онежское, Байкал) (слайд8)

  • Естественный крупный и непрерывный водный поток, текущий в разработанном им русле. (река)

-Назовите самые крупные реки нашей страны. (Волга, Обь ,Енисей, Лена) (слайд9)










  • Небольшой естественный водный поток (ручей)
-К какой группе можно отнести эти водоёмы по происхождению? (естественные) - Все водоемы можно разделить на 2 группы по происхождению: естественные и искусственные.Какие водоёмы называют естественными? (Водоёмы созданные природой) -Какие искусственными? (Водоёмы созданные человеком) - Назовите искусственные водоёмы? На экране: канал, водохранилище, пруд (слайд10-6щелчков)

-Давайте разделим названные водоёмы на две группы по их происхождению.

На доске написано: искусственные и естественные водоёмы, дети вешают карточки в нужный столбик. Проверка со слайда. (слайд11) -4щелчка



Водоёмы

Естественные

Искусственные

река

озеро

море

океан

ручей

канал

водохранилище

пруд

3.А сейчас поработаем с картой нашей области. (слайд12 и карта)

-Какие водоёмы расположены на территории Брянской области. (реки: Ипуть, Унеча, Десна, Ветьма, Навля, Нерусса, Усожа и др.; озёра- Круглое, Бечино, Солька). В нашей области 11 водохранилищ и 765 прудов.

К каким водоёмам мы отнесём названные вами водоёмы? (к естественным).

–На берегу какой реки расположен наш город? (Ипуть) (слайд13 ----4щелчка).Картина Арепьева Владимира Александровича

Ипуть-вторая по величине река в нашей области (левый приток реки Сож и приток второго порядка реки Днепр. Ипуть пересекает западную часть Брянской области. На территории области площадь её водосбора составляет 9, 5 тыс. км2, а длина – 290 км. Бассейн реки Ипуть граничит на востоке с бассейном реки Десна.) Первой по величине является река Десна.

- Вспомните схему реки. Как называют место, где река берёт своё начало? (Исток)

-- А место впадения реки в другую большую реку или море? (Устье)

- Что ещё имеет река? (Притоки. Река течёт по руслу, у неё есть правый берег и левый берег. И притоки тоже бывают левые и правые)

- А как мы это узнаем? (Надо встать по течению реки , тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева левый берег и левые притоки)

4.Работа с учебником.

Откроем учебник на стр.154, прочитаем план описания реки и попробуем составить описание нашей реки. (запись в тетради)

1.Ипуть.

2.Исток находиться в Белоруссии, в Могилёвской области, недалеко от г.Климовичи.

3. Течение медленное, т.к. течёт по равнинной местности.

4.Притоки – Надва, Унеча.



А остальное описание вы составите самостоятельно дома, используя карту Брянской области и краеведческую литературу.

Физ. минутка (слайд14)

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Мы на пляже, солнце жжёт.

Побежим скорее в реку,

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.



V. Продолжение изучения нового материала.

-О какой роли водоёма была наша физминутка? (место отдыха)

Прочитайте статью «Значение водоёмов и их охрана» и сформулируйте:

Работа по вариантам (слайд 15)

2 вариант – Значение водоёмов.

1 вариант – Правила бережного отношения

-Когда будете читать, аккуратно правила помечайте галочкой ил как вам удобно, только карандашом. Проверка. Читаем цепочкой. Правила не повторяем.

Значение водоёмов

  • Водоём – это место отдыха людей.

  • Водоём – это дом для растений и животных.
  • Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи
  • Из водоёмов берут воду для хозяйственных нужд.
  • По воде перевозят грузы.
  • Воду для работы берут заводы и фабрики.
- Водоёмы нуждаются в охране. Каково значение экологически чистой воды для жизни всего живого? -Какие правила поведения у водоёмов предлагает нам соблюдать 2группа Правила поведения у водоёмов (слайд16)
  • Не бросай мусор в воду.
  • Не оставляй мусор на берегу.
  • Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах.
- Какие опасности может таить водоём? (Можно утонуть, поэтому надо купаться только в присутствии взрослых; нельзя ходить по льду.) Мы знаем что вода- это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоёмов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоём, что опасно для всего живого. - В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова.

VI.Первичное закрепление.

- Какие бывают водоёмы?

-Перечисли водоёмы нашей области.

-Расскажи о значении водоёмов.


-Как взрослые и дети могут помочь в охране водоёмов?

- Что обозначают эти знаки? (показ знаков)

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Прочитать статью стр.154-157, дописать описание реки Ипуть.

VIII.Рефлексия. (слайд17)

- Что нового узнали?

-Где нам понадобятся эти знания?

-Кто из ребят больше всего нам помог?

-Как вы оцените свою работу на уроке?

На доске нарисована ступенька в Страну знаний. Попробуйте сами оценить свою работу на уроке. У вас на столе человечки, прикрепите своего человечка на ту ступеньку, какую бы вы поставили себе оценку за работу на уроке. Кто считает, что он очень плохо поработал, не отчаивайтесь. В следующий раз получится лучше.

(слайд 18)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!