МБОУ СОШ №3
г.Суража Брянской области
Урок окружающего мира
Тема: «Водоёмы нашего края»
4б класс
Подготовила
учитель начальных классов
Вожегова Г.Н.
Цели урока:
- сформулировать представления о водоёмах нашего края;
- познакомить с естественными и искусственными водоёмами, со значением водоёмов и их охраной;
- развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;
- формировать экологическое сознание и бережное отношение к окружающей природе;
- воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование:
глобус, физическая карта России, карта области, схема реки, презентация урока.
Ход урока.
I.Мобилизующая часть
II. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня мы отправимся туда, где пресная плещется вода,
Чтоб тему урока узнать, кроссворд нам надо разгадать! (слайд2)
| и | | с | | х | з |
с | п | к | о | о |
о | т | о | л | ч | л | н |
в | о | д | о | ё | м | ы |
р | к | о | н | р | |
а | | ш | | н |
г | в | о |
| а | е |
| |
м | |
о |
р |
е |
1.Форма поверхности, имеющая крутой осыпающий склон. (Овраг)
2.Место, где река берёт своё начало. (Исток)
3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва)
4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон)
5. Самое тёплое море России. (Чёрное море)
6. Форма поверхности. (Холм)
7. Вся территория земной поверхности, разделена на природные …… (зоны)
Посмотрите внимательно и скажите сами тему нашего урока. (Водоёмы нашего края) (слайд3)
- Мы познакомимся с водоёмами нашего края. Вспомним какие водоёмы относятся к искусственным, а какие к естественным. Попробуем составить описание водоёма. Выясним значение водоёмов в природе и жизни человека. Познакомимся со способами охраны.
- Тему урока узнали сейчас
Но сначала о поверхности края услышим рассказ.
III. Проверка домашнего задания.
- Как образуются овраги? (2)
-Какие способы борьбы с оврагами существуют? (3)
-
-Во что через несколько лет превращается овраг? (В балку)
- Что значит «охранять поверхность земли»? (5)
-Какое в этом участие можете принять лично вы? (Если обнаружите заброшенный карьер, незаконную свалку, рытвину, сообщите об этом в общество защиты природы)
-Кто нарисовал рисунки? (Показ и небольшой комментарий).
-А кто сможет рассказать, есть ли в нашем городе изученные поверхности?
- А теперь обобщим и проверим, все ли внимательно читали домашний текст. Напишем тест по теме: «Поверхность нашего края». Откроем КИМы стр.33.Будьте внимательны при заполнении, я даю вам 3 минутки. Кто задание выполнит, закройте КИМ и сядьте правильно, чтоб я видела, что вы готовы работать дальше.
Поменяйтесь тетрадями, возьмите простой карандаш. Проверьте правильность выполнения работы вашими товарищами. Неправильный ответ зачеркните, поставьте птичку на правильном ответе, а рядом с заданием ставим --,а там , где правильно +. Подсказка на доске (слайд 4).
Оцените выполнение работы своего соседа. (слайд5) .Я проверю и поставлю оценку среднюю (за выполнение работы своей и за проверку тетради соседа).
IV.Первичное усвоение новых знаний.
Разгадайте, ребятки, такую загадку
-Я и тучка, и туман, я река- и океан,
Я летаю бегу, и стеклянной быть могу. (Вода) - Каким цветом обозначена вода на карте (синим) - Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему ? (Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.) На нашей планете много водоёмов, отгадайте о каких из них говорится в загадках.
2. Отгадайте загадки:
- Водное пространство между материками (океан)
- Какие океаны есть на нашей планете?(Тихий, Атлантический, Северно-Ледовитый, Индийский.) - Берега России омывают моря 3 океанов. Каких? (Северно- Ледовитого, Атлантического, Тихого)
- Кругом вода, а с питьем беда. (море)
- Какие вы знаете моря ? - Многие поэты и художники изображали море в своих произведениях. Художники изображали неповторимую красоту моря на своих картинах. Одним из них был знаменитый русский художник Иван Константинович Айвазовский. Посмотрим репродукции с его картин. (слайд 6-7)
На экране репродукции картин - Естественный водоём, замкнутый в берега. (озеро)
-Какие озёра вы помните из тех , что мы изучали? (Ладожское, онежское, Байкал) (слайд8)
- Естественный крупный и непрерывный водный поток, текущий в разработанном им русле. (река)
-Назовите самые крупные реки нашей страны. (Волга, Обь ,Енисей, Лена) (слайд9)
- Небольшой естественный водный поток (ручей)
-К какой группе можно отнести эти водоёмы по происхождению? (естественные) - Все водоемы можно разделить на 2 группы по происхождению: естественные и искусственные.Какие водоёмы называют естественными? (Водоёмы созданные природой) -Какие искусственными? (Водоёмы созданные человеком) - Назовите искусственные водоёмы?
На экране: канал, водохранилище, пруд (слайд10-6щелчков) -Давайте разделим названные водоёмы на две группы по их происхождению.
На доске написано: искусственные и естественные водоёмы, дети вешают карточки в нужный столбик. Проверка со слайда. (слайд11) -4щелчка
Водоёмы |
Естественные | Искусственные |
река озеро море океан ручей | канал водохранилище пруд |
3.А сейчас поработаем с картой нашей области. (слайд12 и карта)
-Какие водоёмы расположены на территории Брянской области. (реки: Ипуть, Унеча, Десна, Ветьма, Навля, Нерусса, Усожа и др.; озёра- Круглое, Бечино, Солька). В нашей области 11 водохранилищ и 765 прудов.
К каким водоёмам мы отнесём названные вами водоёмы? (к естественным).
–На берегу какой реки расположен наш город? (Ипуть) (слайд13 ----4щелчка).Картина Арепьева Владимира Александровича
Ипуть-вторая по величине река в нашей области (левый приток реки Сож и приток второго порядка реки Днепр. Ипуть пересекает западную часть Брянской области. На территории области площадь её водосбора составляет 9, 5 тыс. км2, а длина – 290 км. Бассейн реки Ипуть граничит на востоке с бассейном реки Десна.) Первой по величине является река Десна.
- Вспомните схему реки. Как называют место, где река берёт своё начало? (Исток)
-- А место впадения реки в другую большую реку или море? (Устье)
- Что ещё имеет река? (Притоки. Река течёт по руслу, у неё есть правый берег и левый берег. И притоки тоже бывают левые и правые)
- А как мы это узнаем? (Надо встать по течению реки , тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева левый берег и левые притоки)
4.Работа с учебником.
Откроем учебник на стр.154, прочитаем план описания реки и попробуем составить описание нашей реки. (запись в тетради)
1.Ипуть.
2.Исток находиться в Белоруссии, в Могилёвской области, недалеко от г.Климовичи.
3. Течение медленное, т.к. течёт по равнинной местности.
4.Притоки – Надва, Унеча.
А остальное описание вы составите самостоятельно дома, используя карту Брянской области и краеведческую литературу.
Физ. минутка (слайд14)
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вдохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Мы на пляже, солнце жжёт.
Побежим скорее в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
V. Продолжение изучения нового материала.
-О какой роли водоёма была наша физминутка? (место отдыха)
Прочитайте статью «Значение водоёмов и их охрана» и сформулируйте:
Работа по вариантам (слайд 15)
2 вариант – Значение водоёмов.
1 вариант – Правила бережного отношения
-Когда будете читать, аккуратно правила помечайте галочкой ил как вам удобно, только карандашом. Проверка. Читаем цепочкой. Правила не повторяем.
Значение водоёмов
- Водоёмы нуждаются в охране. Каково значение экологически чистой воды для жизни всего живого? -Какие правила поведения у водоёмов предлагает нам соблюдать 2группа
Правила поведения у водоёмов (слайд16) - Не бросай мусор в воду.
- Не оставляй мусор на берегу.
- Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах.
- Какие опасности может таить водоём? (Можно утонуть, поэтому надо купаться только в присутствии взрослых; нельзя ходить по льду.) Мы знаем что вода- это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоёмов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоём, что опасно для всего живого. - В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова.
VI.Первичное закрепление.
- Какие бывают водоёмы?
-Перечисли водоёмы нашей области.
-Расскажи о значении водоёмов.
-Как взрослые и дети могут помочь в охране водоёмов?
- Что обозначают эти знаки? (показ знаков)
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Прочитать статью стр.154-157, дописать описание реки Ипуть.
VIII.Рефлексия. (слайд17)
- Что нового узнали?
-Где нам понадобятся эти знания?
-Кто из ребят больше всего нам помог?
-Как вы оцените свою работу на уроке?
На доске нарисована ступенька в Страну знаний. Попробуйте сами оценить свою работу на уроке. У вас на столе человечки, прикрепите своего человечка на ту ступеньку, какую бы вы поставили себе оценку за работу на уроке. Кто считает, что он очень плохо поработал, не отчаивайтесь. В следующий раз получится лучше.
(слайд 18)