Урок – сказка
по окружающему миру
на тему: Почему идет дождь и дует ветер?
Учитель начальных классов
1 категории
Филонова Елена Викторовна
Цели урока:
Расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре;
Объяснить причины их возникновения;
Раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека.
Оборудование:
Рисунки с изображением зеркальца, королевича Елисея, царевны из сказки А. С. Пушкина «сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Воздушный шарик
Две карточки для работы в группах
Ход урока.
Организационный момент, сообщение целей урока.
Сегодня у нас урок необычный, сегодня урок – сказочный. На этом уроке мы должны повторить, что такое Солнце, звезды, Луна, а также узнать: «Почему идет дождь и дует ветер?»
Отгадайте , какая сказка нас ждет, из какой сказки этот отрывок:
« Я ль, на свете всех милее,
Всех румяней и белее»
Что же зеркальце в ответ?
Ученики отвечают , что это отрывок из сказки А. С. Пушкина.
Ребята, а кто знает что произошло в этой сказке?
Повторение изученного.
Учитель читает отрывок из сказки и показывает рисунок царевича Елисея:
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет, как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется.
Ребята поможем царевичу найти невесту?
Тогда нам надо будет выполнить все задания, которые будут предлагать Елисею.
Учитель читает следующий отрывок:
К красну Солнцу , наконец,
Обратился Молодец:
«Свет наш Солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей.
Солнце отвечает:
Укажу тебе дорогу, если ответишь на мой вопрос: «Что такое Солнце?»
( Солнце ближайшая к Земле звезда. Солнце это огромный пылающий шар)
Ступай во-о-н туда, а там встретишь… Отгадайте загадку:
Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
Спать ложись, пора!
Потому что мать - ..(Луна)
А дочурки … (звезды)
Звезды и Месяц отвечают:
- Выполни наши задания, вставь в текст пропущенные слова, тогда укажем дорогу дальше.
1 карточка «Звезды»
Все звезды – это огромные пылающие … (шары)
Ближайшая к Земле звезда - … (Солнце)
Все звезды отличаются по …(размеру) и по … (цвету)
Звезд на небе очень много, и люди объединили их в … (созвездия)
Какие созвездия вы знаете?
2 карточка «Луна»
Луна – это …
Она движется вокруг…
Луна сама ..(не испускает ) свет, она словно зеркало отражает свет …(Солнца)
На Луне нет .. (воздуха) поэтому люди там не … (живут)
3 Работа над новой темой
Дождик, дождик, мой дружок
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Задание от Дождика: объясни как дождь получается.
На Земле много океанов и морей, рек и ручейков, озер, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется. Кто знает что происходит с водой?
Вода испаряется. Этот легкий пар с теплым воздухом поднимается вверх. А там на высоте, всегда холодно. Маленькие капельки соединяются и образуют крупные капли. Этих капель так много , что они вместе превращаются в большое темное облако – тучу.
( Дети читают объяснение в учебнике и отвечают на вопросы)
- Что такое туча?
- Из чего состоит туча?
- Почему капли падают на землю?
( работа в рабочей тетради )
4 Почему дует ветер
Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе..
Не видал ли Царевны молодой?
Задание от ветра: ответь на вопрос какой бывает ветер
Ребята, а как мы можем получить ветер?
( подуть- и ощутить ветерок, помахать руками перед лицом) дети «получают» ветерок и Елисей находит свою невесту.
Продолжим разговор о ветре ( ученики выполняют задание в Рабочей тетради: объясняют, что на этих рисунках неверно)
5 Итог урока.
Учащимся предлагается разгадать кроссворд в Рабочей тетради .