2 | Постановка темы и цели занятия. | Просмотр вступительной части диска «Кузя в космосе». - Ребята, как вы думаете, над какой темой мы будем работать на уроке? - Да, вы правы. Сегодня на уроке мы узнаем о солнечной системе. - Рассмотрите карту звездного неба. Как вы представляете космос. - Что такое Вселенная? - Ребята, как вы считаете, всё ли мы знаем о космосе? - Поэтому подумайте, какую цель мы поставим перед собой на уроке. | - Космос, Вселенная, звезды… - Космос – это галактика, солнечная система, планеты. Космос – это темное звездное небо с планетами. - Вселенная – это космос. Вселенная – это окружающий нас мир: планеты, звезды, астероиды, межзвездное пространство. - Нет. - Узнать, что-то новое о космосе, что такое звезды, какие они бывают. |
3 | Изучение новой темы. | - Знаете ли вы название планет в нашей солнечной системе? - Что такое Солнце? - Наши исследователи к сегодняшнему уроку подготовили небольшие сообщения о Солнце. - Так что же такое Солнце? - Молодцы, ребята, вы уже многое знаете о космосе, но Кузя, взлетев в ракете, задал еще несколько вопросов. Прочитайте их. 1. Постановка проблемных вопросов. - Что представляет собой Солнечная система? - Чем Земля отличается от других планет? - От чего зависит цвет звезд? 2. Дифференцированная работа над проблемными вопросами. - Чтобы быстрее помочь Кузе и ответить на его вопросы мы разделились на три команды. Каждая команда получила инструкцию, которая поможет вам в работе. Внимательно читайте её. А еще постарайтесь не забыть, что ракета Кузи летит с большой скорость и с каждой секундой все дальше и дальше от Земли, поэтому мы должны как можно скорее помочь Кузе для того, чтобы с ним не случилось каких либо неприятностей. Инструкция для 1 команды. 1. Прочитайте текст учебника на стр.84. 2. Ответьте на вопросы: - Назовите самую ближайшую к Земле звезду. - Что вы можете сказать о весе Солнца относительно Земли? - Подумайте над смыслом пословиц. 3. Прочитайте стихотворение: У Солнца большая семья: Меркурий, Венера, Земля, Марс – Это планеты-малышки. За ними гиганты-братишки. Огромный Юпитер, красавец Сатурн, Уран-лежебока и синий Нептун. Далёкий Плутон и кометы. Открою я все их секреты! 4. Расположите планеты по порядку относительно Солнца. Это задание выполните в парах. Ученики 1 команды получают следующие карточки: На карточках схематично изображено Солнце и 9 орбит для планет Солнечной системы. Помимо этого на столах находятся планеты. Венера Земля Уран Плутон Юпи Нептун Меркурий Марс Сатурн Инструкция для 2 команды. 1. Сравните две иллюстрации, лежащие у вас на столе. 2. Подумайте, чем различаются данные планеты: планета Земля от планеты Меркурий. 3. Отметьте V те высказывания, с которыми вы согласны: - На планете Меркурий есть вода. - На планете Земля есть вода. - На планете Меркурий есть материки. - На планете Земля есть материки. - Жизнь на Меркурии существует. - Жизнь на Земле существует. 4. Попробуйте сделать свой вывод. Посмотрите, какой вывод сделали ученые, прочитав текст учебника на стр.85. Инструкция для 3 команды. 1. Прочитайте текст учебника на стр.83. 2. Ответьте на вопросы, отметив V верный ответ: - Какие бывают звезды? А) Большие и маленькие; Б) Великаны и лилипуты; В) Горячие и холодные. - От чего зависит цвет звезды? А) От размера; Б) От температуры; В) От формы. 3. Раскрась звёзды по мере уменьшения их температуры. Начинай с самой горячей звезды, а закончи самой холодной. Самая "горячая" "тёплая" "холодная" Физминутка | - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. - Это шар, который очень горячий. Это планета, на которой никто не живет. Она очень яркая и освещает нашу планету. - Ученики-исследователи делают сообщения. При этом обучающиеся могут задавать вопросы по теме сообщения. 1. Солнце — единственная звезда Солнечной системы, дневное светило. Вокруг Солнца обращаются планеты и их спутники, карликовые планеты и их спутники, астероиды, метеориты, кометы и космическая пыль. Масса Солнца составляет большую часть массы всей Солнечной системы. Солнечное излучение поддерживает жизнь на Земле, определяет климат. Солнце состоит из водорода гелия и других элементов с меньшей концентрацией: железа, никеля, кислорода, азота, кремния, серы, магния, углерода, неона, кальция и хрома. По спектральной классификации Солнце относится к типу «жёлтый карлик». Температура поверхности Солнца очень высока. Поэтому Солнце светит почти белым светом, но прямой свет Солнца у поверхности нашей планеты приобретает некоторый жёлтый оттенок из-за более сильного рассеяния. При ясном небе, вместе с голубым рассеянным светом от неба, солнечный свет вновь даёт белое освещение. 2. Удалённость Солнца от Земли, примерно 149 миллионов км. Солнце находится на расстоянии около 26 000 световых лет от центра Млечного Пути и вращается вокруг него, делая один оборот более чем за 200 миллионов лет. Орбитальная скорость Солнца равна 217 км/с — таким образом, оно проходит один световой год за 1400 земных лет. В настоящее время Солнце находится во внутреннем крае рукава Ориона нашей Галактики, между рукавом Персея и рукавом Стрельца, в так называемом «Местном межзвёздном облаке» — области повышенной плотности, расположенной, в свою очередь, в имеющем меньшую плотность «Местном пузыре» — зоне рассеянного высокотемпературного межзвёздного газа. Из звёзд, принадлежащих 50 самым близким звёздным системам в пределах 17 световых лет, известным в настоящее время, Солнце является четвёртой по яркости звездой. 3. Влияние солнечной активности на земные явления. Солнце является в конечном счёте источником всех видов энергии, которыми пользуется человечество (кроме атомной энергии). Это — энергия ветра, падающей воды, энергия, выделяющаяся при сгорании всех видов горючего. Весьма многообразно влияние солнечной активности на процессы, происходящие в атмосфере, магнитосфере и биосфере Земли. 4. Инструменты для исследования Солнца. Наблюдения Солнца ведутся с помощью рефракторов небольшого или среднего размера и больших зеркальных телескопов, у которых большая часть оптики неподвижна, а солнечные лучи направляются внутрь горизонтальной или башенной установки телескопа при помощи одного или двух движущихся зеркал. При строительстве больших солнечных телескопов особое внимание обращается на высокое пространственное разрешение по диску Солнца. Создан специальный тип солнечного телескопа — внезатменный коронограф. Внутри коронографа осуществляется затмение изображения Солнца искусственной «Луной» — специальным непрозрачным диском. В коронографе во много раз уменьшается количество рассеянного света, поэтому можно наблюдать вне затмения самые внешние слои атмосферы Солнца.) - Солнце – это одна из самых крупных, известных ученым, звезд. Ознакомившись с проблемными вопросами, обучающиеся в соответствии со своими интересами делятся на 3 команды. Для активизации познавательной деятельности дети могут дать название своим командам и пользоваться энциклопедической литературой. Каждая команда получает инструкцию. Обучающиеся приклеивают к схеме-карточке все планеты, располагая их по порядку относительно Солнца. |
4 | Первичное закрепление. | 1. Первичное обобщение знаний учащихся. А, теперь, представители каждой команды выйдут к доске и поделятся с нами и Кузей теми знаниями, которые они добыли. . 2. Дополнительные вопрос учителя, обращенный ко всему классу: - Как вы думаете, почему возникла жизнь на Земле? | - Выходят обучающиеся из 1 команды и показывают всему классу на макете расположение планет Солнечной системы, а также отвечают на вопросы, записанные в инструкции; представители 2 команды – делают вывод о существовании жизни на планетах, входящих в Солнечную семью - Жизнь возникла на Земле, потому что ее создал Бог. Потому что на Землю упал метеорит, который принес жизнь с других планет. Потому что на Земле было тепло, ее освещало Солнце; на планете была вода и деревья для питания животных, а также был воздух необходимый для дыхания. - Ученики 3 команды на модели показывают зависимость цвета звезды от ее температуры, располагая звезды голубого, белого, желтого, оранжевого, красного цветов по мере уменьшения их температуры. - Человеку горе, беду легче пережить, когда друзья рядом. - Человек без друзей, что дерево без корней. - Пословица. |