СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию в 6 классе "Социальная сфера общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся научатся называть и харак­теризовать большие и малые социальные группы; приводить при­меры больших социальных групп в российском обществе; выявлять характерные черты социальных групп и общностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;  вы­полнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию в 6 классе "Социальная сфера общества"»

Урок 9. Социальная сфера общества

Цели и задачи: познакомить учащихся с социальной сферой общества; дать представление о сущности социальной структу­ры общества; познакомить с терминами и понятиями: социальная сфера, социальная группа, социальная общность, этнос.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть и харак­теризовать большие и малые социальные группы; приводить при­меры больших социальных групп в российском обществе; выявлять характерные черты социальных групп и общностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладе­ют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; вы­полнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргумен­ты в дискуссии; организовывать работу в паре, группе; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою

точку зрения в дискуссии; определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; планировать деятельность; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование и развитие творче­ских способностей через активные формы деятельности; осозна­ние необходимости анализировать свои поступки с точки зрения правовых норм; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим ма­териалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: проблемный.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно-целевой этап

Попугай сидел вместе с вороной в одной клетке. О, как он страдал от такого соседства! «Какой отвратительный черный цвет, какая безо­бразная фигура», — думал он.

Ворона тоже мучилась от общества попугая. Грустная и подавленная, она сокрушалась: «Почему именно на мою долю выпало такое несчастье? Мне было бы куда приятнее сидеть с другой вороной и радоваться тому, что мы вместе».

Вопросы к классу

  • О чем эта притча восточного мудреца Сааи?

  • В чем ее смысл?

  • Какое отношение она имеет к теме нашего урока? (Ответы учеников.)

Тема урока: «Социальная сфера общества».

  • Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

  • На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.)

План урока

    1. Социальная сфера.

    2. Социальные группы.

    3. Социальные общности.

    4. Этносы.

      1. Введение в новый материал

Проблемное задание. Жан Жак Руссо утверждал: «Если бы не существовало таких точек, в которых сходились бы интересы всех, не могло бы быть и речи о каком бы то ни было обществе». В ходе урока мы должны определить собственное отношение к данному утверждению.

IV. Работа по теме урока

1. Социальная сфера

На прошлых уроках мы пришли к выводу, что общество — это не просто множество людей. Мы — люди — живем в постоянном общении с себе подобными, т. е. в обществе. Вся история чело­вечества — это появление, развитие и разрушение обществ самых разных видов. Изучать общество всегда интересно. Однажды фи­лософ Сократ гулял со своим учеником Федром. Они очутились за воротами Афин. Сократ был поражен красотой местности и на­чал вслух восторгаться пейзажем. Федр прервал учителя, поражен­ный тем, что тот ведет себя как чужестранец, которому проводник показывает окрестности. «Что же, — спросил он Сократа, — ты не выходишь даже за городскую стену?» Философ придал ответу символическое значение: «Извини меня, добрый мой друг, я ведь любознателен, а местности и деревья ничему не хотят меня на­учить, не то что люди в городе».

С этого урока вы начнете изучение человеческого общества. Взаимодействие людей в группах и между собой составляет соци­альную сферу общества.

Задание: работая с текстом рубрики «Советуем запомнить!» на с. 57 учебника, дайте характеристику понятия «социальная сфера».

(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)


Социальная сфера




охватывает взаимодействие больших и малых социальных групп общества: наций, народов, классов, сословий, семей и др.


включает повседневные взаимоотношения граждан



— К социальной сфере относятся —|




учреждения, которые нужны для нормальной жизни людей: магазины, столовые и кафе, больницы и поликлиники, телефон, почта, а также транспорт


учреждения и организации, оказывающие социальную помощь нуждающимся гражда­нам — малоимущим, инвалидам, многодетным семьям и др.


2. Социальные группы

Посмотрите друг на друга. Вы все вместе являетесь единой группой — одним классом. Но если приглядеться внимательнее, мы увидим, что в вашем классе существует множество маленьких подгрупп, объединенных по разным причинам. Кого-то связывает дружба, кто-то сблизился на основе общности музыкальных при­страстий, кто-то является болельщиком команды «Зенит» и т. д.

Итак, общество имеет сложное строение. Оно является сово­купностью социальных групп. Взаимодействие людей в таких груп­пах и групп между собой составляет социальную сферу общества.

Социальные группы — основа человеческого общества.

— Как вы думаете, может ли быть верным утверждение: «Чис­ленность групп на земле превышает численность людей»?

(Ответы учеников.)

Действительно, это верное утверждение. Ведь человек спосо­бен состоять сразу в нескольких группах.




Задание: изучите схему и прокомментируйте ее.



Все люди на земле составляют одну большую социальную группу.

Задание: познакомьтесь с рубрикой «Интересные факты» на с. 58, 59 учебника и прокомментируйте их.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: вспомните историю Древнего мира и Средних веков.

  1. Определите, какие социальные группы существовали в те времена.

  2. Приведите примеры социальных групп в древних и средне­вековых государствах.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: заполните в тетрадях таблицу. К каким социальным группам вы принадлежите? Дайте их краткую характеристику.

(Проверка выполнения задания.)

3. Социальные общности

Общество представляет собой совокупность социальных групп и социальных общностей.

Задание: работая с текстом рубрики «Советуем запомнить!» на с. 60 учебника, познакомьтесь с понятием «социальные общ­ности».

(Проверка выполнения задания.)

Обществоведы выделяют следующие признаки социальной общ­ности:

  • сходство условий жизнедеятельности;

  • общность потребностей;

  • наличие совместной деятельности;

  • формирование собственной культуры и др. Виды социальных общностей:

  • классы и социальные слои;

  • социально-демографические;

  • профессиональные;

  • конфессиональные (религиозные);

  • этнические и территориальные;

  • сложившиеся в зависимости от интереса индивидов и др. Эти многочисленные группы ученые объединили в две боль­шие группы.






Задание: работая с текстом п. 3 § 7 учебника, заполните таблицу.

Социальная общность в узком смысле

Социальная общность в широком смысле

В узком смысле социальными общностями называют только тер­риториальные группы — совокуп­ности людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют друг с другом, обмениваются услугами, зависят друг от друга и т. д. (на­пример, жители поселка)



В широком смысле социальная общность — синоним социальной группы. Это объединения людей, которые формируются на основе:

  • своей культурно-исторической самобытности (народы, нации);

  • родственных связей (семья);

  • возраста;

  • социального положения и т. д.


(Проверка выполнения задания.) Задание: рассмотрите иллюстрации на с. 60.

  • Какие социальные общности изображены на них?

  • Как вы относитесь к подобным социальным общностям? Задание для первой группы: представьте социальную общность

спортивных фанатов, выделяя их положительные черты.

Задание для второй группы: представьте социальную общности спортивных фанатов, выделяя их отрицательные черты. (Проверка выполнения задания.)

4. Этносы

— Я сейчас прочитаю стихотворение В. Кострова. Какова его главная мысль?

Не как фольклорная подробность,

Как вызов против естества,

Был в русской жизни

Страшный образ — *

Иван, не помнящий родства.

Ни огонька,

Ни поля чести.

Ни проливного бубенца.

Ни доброй памяти,

Ни песни,

Ни матери

И ни отца.

Тут не увечье,

Не уродство,

Не тать — рука у топора,

А сердца вечное сиротство

И в светлом разуме дыра.

И в ближней стороне,

И в дальней,

В часы беды и торжества

Нет участи твоей печальней,

Иван, не помнящий родства.

(Проверка выполнения задания.)

Особое место в структуре общества занимают национальные общности — этносы.

Задание: работая с текстом рубрики «Советуем запомнить!» на с. 61 учебника, познакомьтесь с понятием «этносы»

(По ходу проверки выполнения задания составляется схема (см. с. 81).)

Предлагаю проследить, как и когда появились племя, народ­ность и нация. Для этого прочитайте п. 4 § 7 учебника. Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Задание: работая в парах, познакомьтесь с дополнительным материалом и выполните задание.

Дополнительный материал

В VI—VIII вв. восточные славяне заселили обширную территорию Восточной Европы, заняли большую часть Восточно-Европейской рав-



нины, на этой территории проживали 12 племенных союзов, наиболее многочисленные были поляне, ильменские славяне, древляне.

ВIX в. формируется государство у восточнославянских племен с цен­тром в Киеве — Киевская Русь.

В конце X в. закончилось объединение этих племен в единое госу­дарство. Подчиняясь власти киевского князя, каждое племя отправляло свое ополчение для защиты государства. В военных походах воины были объединены общей целью, чувствовали свое родство друг с другом. «Мы из рода русского», — говорили они с гордостью.

В процессе общения постепенно сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык. С течением времени люди престали отождествлять себя с полянами, древлянами, стали считать себя единым целым. Так постепенно складывалась древ­нерусская народность.

В результате монголотатарского нашествия в XIII в. древнерусская народность была разобщена.

С XIV в. политический центр русского этноса сместился со степной зоны Киева на северо-восток. Северо-Восточная Русь, хотя и оказалась в зависимости от Золотой Орды, наиболее полно сохранила древнерус­скую культуру и язык.

Жители Юго-Западной и Западной Руси оказались в составе Поль­ши, Литвы, Венгрии. Но они не растворились среди народов этих госу­дарств, их объединяла православная вера. В то же время, не имея связей с Северо-Восточной Русью, они усвоили особенности местных диалек­тов, быта и культуры.

В XV в. Московская Русь добилась независимости и постепенно вос­становила единство русских земель.

Из некогда единой древнерусской народности формируются русская, украинская, белорусская народности. Позже, с образованием центра­лизованного государства и развитием капиталистических отношений, формируется нация русские. На базе народностей формируется высший исторический тип этноса — нации.




(К доске выходят три ученика.)

Задание: распределите карточки по группам:

  • племя;

  • народность;

  • нация.

Карточки: поляне, древляне, кривичи, вятичи, северяне, ра­димичи; древнерусская народность; русские, белорусы, украинцы.

(Проверка выполнения задания.)

Таким образом, племя — исторически первая ступень фор­мирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов.

Народность складывается с появлением классов и государств. Данная социальная общность свойственна эпохе рабовладения и феодализма. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и эт­ническими группами.

Нация сформировалась в период развития промышленного производства. Для нее характерно наличие:

  • государственной власти;

  • общности экономической жизни;

  • развитой социальной структуры.

V. Подведение итогов урока

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • О чем бы вы хотели еще узнать по данной теме?

  • С какими выводами урока вы согласны и с чем готовы по­спорить?

Домашнее задание

    1. Прочитать § 7 учебника.

    2. Задание на выбор.

  • Выполнить задания рубрики «Практикум».

  • Написать эссе на тему «Этническое многообразие — богат­ство или беда России?».













9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!