I. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. • Расшифруйте имя сказочного героя: | Отвечают на вопросы учителя по материалу предыдущего урока. Выполняют устные вычисления | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
• Нарисуйте недостающую фигуру, чтобы в каждом ряду были фигуры разной формы. • Сравните тексты задач. Чем они похожи? Чем отличаются? 1. На одной остановке из автобуса вышли 10 человек, на другой 20. На сколько меньше пассажиров стало в автобусе? 2. На одной остановке из автобуса вышли 10 человек, на другой 20. Сколько человек вышло из автобуса? – Можно ли утверждать, что решения этих задач одинаковы? |
II. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите чертежи на доске: – Какую закономерность вы обнаружили? (У каждой следующей фигуры увеличивается количество углов и сторон на 1.) – Названия каких фигур вы знаете? – Какие затруднения у вас возникли? – Как можно назвать все эти фигуры одним словом? – Об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6) | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 1 (с. 42) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Вы уже умеете различать и изображать на бумаге такие фигуры, как треугольник, четырехугольник, пятиугольник. Такие фигуры обычно называют многоугольниками. – Посмотрите на рисунок на с. 42 учебника. На кондитерской фабрике печенье изготавливают в форме многоугольников, изображенных в учебнике. Как можно назвать каждый из них? (Треугольник, четырехугольник, пятиугольник.) – Сколько углов имеет каждая из этих фигур? – Теперь рассмотрим желтый многоугольник. Сколько в нем углов? – Какой фигурой является каждая сторона многоугольника? (Отрезком.) Сколько сторон у желтого многоугольника? – Какой фигурой является вершина многоугольника? (Точкой.) – Сколько вершин имеет желтый многоугольник? (Пять.) Вывод: в желтом многоугольнике 5 углов, 5 сторон и 5 вершин. – Что вы можете сказать о количестве углов, сторон и вершин в каждом многоугольнике? Вывод: в любом многоугольнике углов, сторон и вершин поровну | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Анализируют рисунки. Делают вывод | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; круг своего незнания; отвечают на простые и сложные | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание на доске | – Сколько же углов в семиугольнике? (7.) – Сколько вершин в десятиугольнике? (10.) – Сколько сторон в пятнадцатиугольнике? (15.) Демонстрирует заранее подготовленный плакат с изображенным на нем четырнадцатиугольником. – Как определить название этого многоугольника? Что проще всего сосчитать? (Вершины.) – Сосчитайте вершины многоугольника. Как он называется? (Четырнадцатиугольник.) – А теперь попробуйте ответить на более сложные вопросы: бывают ли одноугольники? А двуугольники? Какой из многоугольников имеет наименьшее число углов? Как называется многоугольник, у которого 100 вершин? – Давайте научимся показывать элементы многоугольника: вершины, стороны и углы. Рассмотрим рисунок. (На доске заранее подготовлен рисунок.) – Вершины – это точки. (Указкой покажите каждую вершину треугольника.) Теперь покажем стороны. Сторона многоугольника – это какая фигура? (Отрезок.) Показываем стороны как отрезки. (Конец указки движется от вершины, далее по отрезку до другой вершины.) Углы будем показывать вращением указки. Один конец указки должен находиться в вершине треугольника, сама указка – вдоль стороны, выходящей из этой вершины. Далее, не отрывая конца указки от вершины угла, двигаем указку по направлению к другой стороне, пока указка не совместится с этой стороной. Угол можно показать и дугой. (Продемонстрируйте учащимся, как правильно это сделать, и предложите им самостоятельно показать дугами каждый угол треугольника.) – Вершины треугольника обозначают буквами. Читать обозначение можно разными способами, начиная с любой вершины, например: треугольник АВС, АСВ, ВСА, ВАС, САВ, СВА | Строят чертежи. У многоугольников отмечают стороны, вершины, углы. Считают вершины каждого многоугольника | Фронтальная | Познавательные: отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представление цепочек объектов и явлений. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций | Устные ответы |
Работа по учебнику. Задание 2 (с. 42) | – Что изображено на рисунке? (Многоугольники.) – Как называются данные многоугольники? (Треугольник, четырехугольник, пятиугольник.) – Какими геометрическими фигурами являются вершины и стороны многоугольника? (Это точки и отрезки.) – Как принято обозначать точки на чертеже? (Прописной буквой латинского алфавита.) А отрезки? (Двумя прописными буквами латинского алфавита.) – Назовите вершины треугольника. (О, М, К.) – Назовите стороны треугольника. (МО, МК, ОК.) – Сколько вершин и сколько сторон у этой фигуры? Аналогично учащиеся называют вершины и стороны пятиугольника | Обозначают вершины многоугольника латинскими буквами. Называют вершины и стороны каждого многоугольника | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 3 (с. 43) | – Как определить название каждого многоугольника? (В любом многоугольнике число сторон, углов и вершин одинаково, причем многоугольник называется в соответствии с числом его сторон, углов и вершин.) – Так, в треугольнике по 3 стороны, вершины и угла, поэтому, для того чтобы сложить треугольник, потребуется 3 палочки. Аналогично учащиеся рассуждают при анализе четырехугольника и пятиугольника | Выкладывают многоугольники из счетных палочек | Фронтальная | Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Работа в печатной тетради № 1. Задание 1 | Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения. – Закрасьте только многоугольники. (Учащиеся раскрашивают третью слева фигуру в верхнем ряду и все фигуры в нижнем ряду.) – Как называется каждый из раскрашенных многоугольников? – Какие еще известные вам фигуры изображены на чертеже? | Находят и раскрашивают на рисунке только многоугольники | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сери- ации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание. Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в тетради. Устные ответы |
Задание 2 | – Какими геометрическими фигурами являются вершины и стороны многоугольника? (Это точки и отрезки.) – Каким карандашом мы должны раскрасить вершины? (Красным.) – Каким карандашом мы раскрасим стороны? (Синим.) – Как называются все многоугольники на чертеже? (Четырехугольники.) – Сколько в четырехугольнике вершин? (Четыре.) – Сколько в нем сторон? (Четыре.) – Какой вывод вы можете сделать? (В каждом многоугольнике надо раскрасить красным цветом четыре точки – его вершины, а синим карандашом четыре отрезка – его стороны.) | Отмечают точками вершины многоугольников. Выделяют стороны многоугольников | Фронтальная | Устные ответы |
Работа по учебнику. Задание 7 (с. 44) | – Что такое «сумма»? – Что называют «разностью»? – Назовите суммы и разности чисел, указанных в задании | Называют суммы и разности чисел | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 8 (с. 44) | – Что обозначает выражение «увеличить на…», «уменьшить на…»? – Запишите сложные выражения: (4 + 3) + 2 (11 – 5) – 4 (15 – 9) – 5 (12 – 8) + 8 (6 + 4) + 7 – Определите порядок выполнения действий и найдите значение каждого выражения | Определяют порядок действий и находят значения выражений | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 9 (с. 44). | – Прочитайте задачу. – Что вам известно? Что требуется узнать? – Запишите кратко условие и решите эту задачу. Решение: 8 + 3 = 15 (игр.) – у Сережи. Ответ: 15 игрушек. – Как изменить условие задачи, чтобы она решалась вычитанием? (На 7 игрушек меньше.) – Как изменить вопрос задачи, чтобы в ее решении было два действия? (Сколько игрушек всего?) | Решают задачу. Изменяют условие задачи так, чтобы она решалась вычитанием; так, чтобы в ее решении было два действия | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 12 (с. 45) | – Расскажите, как на калькуляторе можно найти сумму и разность двух чисел. – Выполните работу в парах. На калькуляторе наберите данные числа | Работают в парах | Фронтальная | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Какие фигуры называют многоугольником? – Как определить название многоугольника? – Как обозначают многоугольники на чертеже? | Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: выполняют оценку результатов работы | Оценивание работы уча-щихся на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 6, 10 (учебник); № 4, 5 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |