СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике во 2 классе на тему "Многоугольник"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для ознакомления с понятием «многоугольник»; способствовать развитию умения находить и показывать вершины, стороны и углы многоугольника; рассмотреть обозначение многоугольника латинскими буквами; совершенствовать навыки решения задач; развивать внимание и пространственное мышление

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике во 2 классе на тему "Многоугольник"»

Урок 17. Многоугольник и его элементы

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с понятием «многоугольник»; способствовать развитию умения находить и показывать вершины, стороны и углы многоугольника; рассмотреть обозначение многоугольника латинскими буквами; совершенствовать навыки решения задач; развивать внимание и пространственное мышление

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: распознавать геометрические фигуры
(многоугольники, окружность, прямоугольник, угол); характеризовать многоугольник (название, число углов, сторон, вершин); записывать цифрами двузначные числа; решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях; вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений; получат возможность научиться: изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки; читать обозначения многоугольника; называть вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами; выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – понимать и принимать учебную задачу, решать учебные задачи, связанные с повседневной жизнью; коммуникативные – характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); регулятивные – оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно).

Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников)

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие

компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма
контроля

I. Актуализация знаний

Устный счет

в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

• Расшифруйте имя сказочного героя:

Отвечают на вопросы учителя по материалу предыдущего урока. Выполняют устные вычисления

Фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

• Нарисуйте недостающую фигуру, чтобы в каждом ряду были фигуры разной формы.

• Сравните тексты задач. Чем они похожи? Чем отличаются?

1. На одной остановке из автобуса вышли 10 человек,
на другой 20. На сколько меньше пассажиров стало
в автобусе?

2. На одной остановке из автобуса вышли 10 человек,
на другой 20. Сколько человек вышло из автобуса?

– Можно ли утверждать, что решения этих задач одинаковы?

II. Сообщение темы урока

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Рассмотрите чертежи на доске:

– Какую закономерность вы обнаружили? (У каждой следующей фигуры увеличивается количество углов и сторон на 1.)

– Названия каких фигур вы знаете?

– Какие затруднения у вас возникли?

– Как можно назвать все эти фигуры одним словом?

– Об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.

– Прочитайте тему урока на доске.

– Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6)

Слушают

и обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Работа по учебнику.

Задание 1
(с. 42)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Вы уже умеете различать и изображать на бумаге такие фигуры, как треугольник, четырехугольник, пятиугольник. Такие фигуры обычно называют многоугольниками.

– Посмотрите на рисунок на с. 42 учебника. На кондитерской фабрике печенье изготавливают в форме многоугольников, изображенных в учебнике. Как можно назвать каждый из них? (Треугольник, четырехугольник, пятиугольник.)

– Сколько углов имеет каждая из этих фигур?

– Теперь рассмотрим желтый многоугольник. Сколько в нем углов?

– Какой фигурой является каждая сторона многоугольника? (Отрезком.) Сколько сторон у желтого многоугольника?

– Какой фигурой является вершина многоугольника?

(Точкой.)

– Сколько вершин имеет желтый многоугольник?

(Пять.)

Вывод: в желтом многоугольнике 5 углов, 5 сторон и 5 вершин.

– Что вы можете сказать о количестве углов, сторон и вершин в каждом многоугольнике?

Вывод: в любом многоугольнике углов, сторон и вершин поровну

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Анализируют рисунки.

Делают

вывод

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; круг своего незнания; отвечают на простые и сложные

Устные ответы.

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание на доске

– Сколько же углов в семиугольнике? (7.)

– Сколько вершин в десятиугольнике? (10.)

– Сколько сторон в пятнадцатиугольнике? (15.)

Демонстрирует заранее подготовленный плакат с изображенным на нем четырнадцатиугольником.

– Как определить название этого многоугольника? Что проще всего сосчитать? (Вершины.)

– Сосчитайте вершины многоугольника. Как он называется? (Четырнадцатиугольник.)

– А теперь попробуйте ответить на более сложные вопросы: бывают ли одноугольники? А двуугольники? Какой из многоугольников имеет наименьшее число углов? Как называется многоугольник, у которого 100 вершин?

– Давайте научимся показывать элементы многоугольника: вершины, стороны и углы. Рассмотрим рисунок.

(На доске заранее подготовлен рисунок.)

– Вершины – это точки. (Указкой покажите каждую вершину треугольника.) Теперь покажем стороны. Сторона многоугольника – это какая фигура? (Отрезок.) Показываем стороны как отрезки. (Конец указки движется от вершины, далее по отрезку до другой вершины.) Углы будем показывать вращением указки. Один конец указки должен находиться в вершине треугольника, сама указка – вдоль стороны, выходящей из этой вершины. Далее, не отрывая конца указки от вершины угла, двигаем указку по направлению к другой стороне, пока указка не совместится с этой стороной. Угол можно показать и дугой. (Продемонстрируйте учащимся, как правильно это сделать, и предложите им самостоятельно показать дугами каждый угол треугольника.)

– Вершины треугольника обозначают буквами. Читать обозначение можно разными способами, начиная с любой вершины, например: треугольник АВС, АСВ, ВСА, ВАС, САВ, СВА


Строят чертежи.

У многоугольников отмечают стороны, вершины, углы.

Считают вершины каждого многоугольника

Фронтальная

Познавательные: отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представление цепочек объектов и явлений.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций

Устные ответы

Работа по учебнику.

Задание 2
(с. 42)

– Что изображено на рисунке? (Многоугольники.)

– Как называются данные многоугольники? (Треугольник, четырехугольник, пятиугольник.)

– Какими геометрическими фигурами являются вершины и стороны многоугольника? (Это точки и отрезки.)

– Как принято обозначать точки на чертеже? (Прописной буквой латинского алфавита.) А отрезки? (Двумя прописными буквами латинского алфавита.)

– Назовите вершины треугольника. (О, М, К.)

– Назовите стороны треугольника. (МО, МК, ОК.)

– Сколько вершин и сколько сторон у этой фигуры?

Аналогично учащиеся называют вершины и стороны пятиугольника


Обозначают вершины многоугольника латинскими буквами. Называют вершины и стороны каждого многоугольника

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 3
(с. 43)

– Как определить название каждого многоугольника?

(В любом многоугольнике число сторон, углов и вершин одинаково, причем многоугольник называется в соответствии с числом его сторон, углов и вершин.)

– Так, в треугольнике по 3 стороны, вершины и угла, поэтому, для того чтобы сложить треугольник, потребуется 3 палочки.

Аналогично учащиеся рассуждают при анализе четырехугольника и пятиугольника


Выкладывают многоугольники из счетных палочек

Фронтальная

Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление

Работа в печатной тетради № 1.

Задание 1

Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения.

– Закрасьте только многоугольники. (Учащиеся раскрашивают третью слева фигуру в верхнем ряду и все фигуры в нижнем ряду.)

– Как называется каждый из раскрашенных многоугольников?

– Какие еще известные вам фигуры изображены на чертеже?

Находят

и раскрашивают на рисунке только многоугольники

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно

продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сери-
ации, классификации объектов.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выполнение задания в тетради. Устные ответы

Задание 2

– Какими геометрическими фигурами являются вершины и стороны многоугольника? (Это точки и отрезки.)

– Каким карандашом мы должны раскрасить вершины? (Красным.)

– Каким карандашом мы раскрасим стороны? (Синим.)

– Как называются все многоугольники на чертеже? (Четырехугольники.)

– Сколько в четырехугольнике вершин? (Четыре.)

– Сколько в нем сторон? (Четыре.)

– Какой вывод вы можете сделать? (В каждом многоугольнике надо раскрасить красным цветом четыре точки – его вершины, а синим карандашом четыре отрезка – его стороны.)


Отмечают точками вершины многоугольников. Выделяют стороны многоугольников

Фронтальная

Устные ответы

Работа по учебнику.

Задание 7
(с. 44)

– Что такое «сумма»?

– Что называют «разностью»?

– Назовите суммы и разности чисел, указанных в задании

Называют суммы
и разности чисел

Фронтальная

Устные ответы

Задание 8
(с. 44)

– Что обозначает выражение «увеличить на…», «уменьшить на…»?

– Запишите сложные выражения:

(4 + 3) + 2 (11 – 5) – 4

(15 – 9) – 5 (12 – 8) + 8

(6 + 4) + 7

– Определите порядок выполнения действий и найдите значение каждого выражения

Определяют порядок действий и находят значения выражений

Индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 9
(с. 44).

– Прочитайте задачу.

– Что вам известно? Что требуется узнать?

– Запишите кратко условие и решите эту задачу.

Решение:

8 + 3 = 15 (игр.) – у Сережи.

Ответ: 15 игрушек.

– Как изменить условие задачи, чтобы она решалась вычитанием? (На 7 игрушек меньше.)

– Как изменить вопрос задачи, чтобы в ее решении было два действия? (Сколько игрушек всего?)

Решают
задачу.

Изменяют условие задачи так, чтобы она

решалась вычитанием; так, чтобы
в ее решении было два действия

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 12

(с. 45)

– Расскажите, как на калькуляторе можно найти сумму и разность двух чисел.

– Выполните работу в парах. На калькуляторе наберите данные числа

Работают

в парах

Фронтальная

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Какие фигуры называют многоугольником?

– Как определить название многоугольника?

– Как обозначают многоугольники на чертеже?

Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: выполняют оценку результатов работы

Оценивание работы уча-щихся

на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 6, 10 (учебник); № 4, 5 (рабочая тетрадь)

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!