1класс Титова И.А. учитель начальных классов
Тема урока: Повторение и обобщение изученного.
Элементы содержания: Повторение и обобщение изученного по материалам разделов «Считаем предметы», «Сравниваем числа», «Рисуем и измеряем».
Педагогическая цель: повторить геометрические фигуры; кривые и ломаные, замкнутые и незамкнутые линии; закрепить умение чертить отрезки, продолжить формирование умений выполнять сравнение чисел, группировать фигуры, изменять по заданному признаку.
Планируемые результаты:
Предметные: умеют называть и записывать числа от 0 до 10; соотносить числа с количеством предметов. Умеют сравнивать числа, увеличивать и уменьшать числа на 1. Умеют распознавать на рисунках отрезок, ломаную, многоугольник. Умеют использовать линейку для вычерчивания отрезков.
Личностные: осмысленно относятся к тому, что делают, знают, для чего они это делают. Формировать интерес к математике.
Метапредметные (УУД):
Наблюдать за свойствами геометрических фигур, делать выводы, группировать числа и фигуры по заданным критериям, на доступном уровне анализировать условие задачи, конструировать геометрические фигуры из заданных частей, понимать информацию, представленную в виде таблицы
Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности; выполнять задания, следуя инструкции, данной учителем; проверять результаты своих действий; исправлять ошибки
Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, сравнивать полученные результаты, высказывать свое мнение при обсуждении заданий, организовывать взаимопроверку выполненной работы
Оборудование: компьютер, интерактивная доска; проектор; мультимедийная презентация; шаблоны геометрических фигур, клей, листы цветной бумаги, картинки-оценки
Педагогические технологии: игровая, групповая, ИКТ
Ход урока
Организационный момент и эмоциональный настрой на урок
- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдем,
В страну сказок попадем.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку радостью встречай.
Актуализация знаний.
Беседа.
Ребята вы любите сказки?
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в сказочное путешествие
А чтобы оправиться в путешествие, нужно быть готовыми.
- Сейчас я проверю вашу готовность.
- Молодцы! Все готовы к путешествию.
Постановка учебной задачи.
- А так как путешествие у нас не только сказочное, но и математическое, то нам сегодня предстоит повторить и закрепить все чему научились на уроках математики. Поэтому в нашем путешествии вам понадобятся знания цифр и чисел, геометрических фигур, названий линий, умение сравнивать числа.
Проверка умения называть и записывать числа от 1 до 10
- И чтобы узнать с героями, какой сказки мы будем путешествовать, вам надо выполнить задания математического диктанта.
Математический диктант:
- число меньше 2 на 1 (1)
- число предыдущее 4 (3)
- число последующее 5 (6)
- уменьшите 5 на 1 (4)
- увеличьте 6 на 1 (7)
- соседа слева числа 3 (2)
- соседа справа числа 8 (9)
- число между 4 и 6 (5)
Взаимопроверка
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте ответы математического диктанта.
Слайд3 Ответы Математического диктанта
- А теперь давайте откроем карточки с соответствующими числами в таблице и узнаем сказку.
Слайд4 Открывается иллюстрация к сказке «Дюймовочка»
Открытие нового знания. Пропедевтика решения текстовых задач. Повторение единицы длины см. Закрепление умения чертить отрезок заданной длины.
- Как называется сказка? Кто автор? Слушайте.
- Жила женщина, ей очень хотелось иметь ребенка. Колдунья дала ей ячменное зерно. Из него вырос чудесный цветок, похожий на тюльпан. Однажды лепестки раскрылись, а внутри сидела девочка, которую женщина назвала Дюймовочка.
- А кто знает, почему - Дюймовочка? (Ответы детей)
- Дюйм – единица длины в английской системе измерений.
- А какую единицу длины мы уже изучили и использовали для измерения отрезков? см
Слайд5 1дюйм=2,54см
- 1дюйм равен 2,5см
- Однажды Дюймовочку похитила Жаба
Слайд 6 Иллюстрация к сказке
- Жаба посадила девочку на лист кувшинки, но рыбки пожалели Дюймовочку и перегрызли стебель кувшинки.
Слайд 7 Иллюстрация к сказке + задача
Задача: «Когда рыбки отгрызли от стебля кувшинки 1см,
то его длина стала 6см.
Какой же длины был стебель кувшинки?» Появляется 7
Начертите отрезок такой длины.
- Кувшинка заскользила по водной глади, но Жаба решила догнать Дюймовочку. Добрые насекомые решили помочь ей. Давайте узнаем, сколько было насекомых.
Слайд 8 Иллюстрация к сказке +задача
Задача: «Божьих коровок было 2, стрекоз на 1больше,
а бабочек на 1 меньше, чем божьих коровок.
Сколько насекомых каждого вида помогали Дюймовочке?
Проверка. Дети отвечают, появляется ответ Б.к.-2 С-3, Б-1
Нарисуйте в тетради геометрические фигуры:
Слайд 9 сколько божьих коровок, сколько стрекоз, сколько бабочек.
Слайд 10 Физкультминутка для глаз (Следить глазками за божьей коровкой)
Закрепление умения записывать часть числового ряда в порядке увеличения и уменьшения.
- Не успела девочка спастись, как прилетел Жук и унес её высоко на дерево.
Слайд 11 Иллюстрация к сказке
- Другие жуки прилетели посмотреть на Дюймовочку.
Расположите жуков в порядке увеличения.
Слайд 12 Дети называют число, жук занимает свое место в таблице.
Запишите в тетрадь эти числа в порядке уменьшения.
Формирование умения ориентироваться на клетчатой бумаге.
- Дюймовочка не понравилась родственникам Жука и он отнес её в чащу леса и оставил там. Дюймовочка прожила там все лето, но наступила осень и приближалась зима. Девочке стало совсем холодно.
Слайд 13 Иллюстрация к сказке
- Давайте построим дорожку, чтобы Дюймовочка смогла выйти из чащи леса.
Графический диктант
- Отступите 2 клетки вниз и поставьте точку в левом нижнем углу клетки.
От начальной точки: 2 кл.- вниз; 3кл – вправо; 1- вверх; 1кл. – влево; 1кл. – вверх; 5кл.- вправо; 1-вниз; 2 вправо; 1 –вверх; 6 - вправо
Проверка графического диктанта
Слайд 14 На слайде изображен графический диктант
Проверка наглядных представлений учащихся о линиях.
Умение сравнивать числа.
- Какая линия получилась? (Ломаная)
- Замкнутая или нет? (Нет)
- Назовите части ломаной.
Слайд15 Повторение линий
- Давайте повторим, какие еще знаем линии.
- Назовите, какие линии видите на слайде?
- Сколько всего кривых? Запишите. (3)
- Сколько из них незамкнутых? (1)
- Пропустите клетку, запишите.
- Поставьте = 31
- Сколько отрезков? Дайте определение отрезка. Запишите. (4)
- Найдите лучи? Чем луч отличается от отрезка? Сколько лучей? (2)
- Пропустите клетку, запишите.
- Чем луч отличается от отрезка?
- Поставьте = 42
- Посчитайте количество замкнутых кривых. (2)
- Отступите от первого выражения 3 клетки вправо и запишите число
- Найдите точки, сколько их? (6)
- Отступите 1клетку вправо и запишите число.
- Поставьте = 2
- Сколько кривых пересекают себя? (1)
- Посчитайте прямые линии. (5)
- Пропустите клетку, запишите и поставьте = 1
- Как назвать записанные выражения? (Неравенства)
Слайд16 Проверка.
31 2
42 1
- Мы совсем забыли о Дюймовочке. А она почти совсем замерзла пока шла по дорожке, но тут её встретила Мышь и пригласила в свою норку.
Слайд17 Иллюстрация к сказке
Проверка знания учащимися названий геометрических фигур.
Развитие внимания.
- Форма норки Мыши похожа на геометрическую фигуру.
- Назовите эту фигуру по словесному описанию.
- 3вершины, 3 стороны, три угла. (треугольник)
- В норке Мыши много ходов.
- Посчитайте сколько всего треугольников на чертеже. (5)
Проверка. Слайд18 Треугольники показаны разным цветом. Появляется 5
- В норке девочка отогрелась и поела.
- И мы отдохнем.
Физкультминутка.
Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. (Дети выполняют движения по тексту)
«Ветер дует нам в лицо…»
- Как только Дюймовочка набралась сил, к ним зашел Крот.
Слайд19 Иллюстрация к сказке
- Он захотел оставить её у себя в норе, где совсем нет света. А Дюймовочка так любила солнечный свет. Надо спасать девочку.
Проверка знания учащимися названий геометрических фигур. Изменение фигуры по заданному признаку. Работа с таблицей.
Слайд 20 Таблица с геометрическими фигурами
- Сколько в таблице строк, столбцов?
- На какие группы разделить все фигуры?
- Следующее задание будете выполнять по группам (3ряда)
- 1 группа -1 столбец; 2 группа – 2 столбец; 3 группа – 3 столбец
1 задание: 1группе - определить сколько
2группе - определить сколько
3группе - определить сколько
2 задание: 1г.- изменить форму
2г.- изменить размер
3г.- изменить цвет
Слайд 21
Проверка 1задание
- 3 - 4 - 3
2 задание Проверяем выборочно (разные варианты ответов)
Конструирование из геометрических фигур.
- Дюймовочка спасена. Она увидела солнышко, а ласточка перенесла её в теплые края, в страну цветов. Где она встретила Принца Эльфов.
Слайд 22 Дюймовочка с Эльфом
- Так замечательно закончилась сказка, и наше путешествие подходит к концу.
- Давайте сделаем нашим героям подарок. Сконструируем цветы для их страны, используя геометрические фигуры.
Творческая работа в парах
Слайд 23 Цветок из фигур
- Посмотрите, какие фигуры будем использовать?
- На партах наборы фигур, клей.
На доску прикрепляется ватман с изображением героев. На него дети помещают свои творческие работы.
Итог урока.
- Дюймовочка говорит вам: «Спасибо!» Слайд 24
- Я тоже благодарю вас за урок.
- Что запомнилось на уроке?
- Что вспомнили и повторили?
- А что-то новое узнали?
- Понравился урок?
Давайте оценим свою работу на уроке.
Дети поднимают картинки-оценки.