Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
(полного дня художественно – эстетического направления)
Конспект урока по математике в 6 классе по
«Образовательной системе «Школа2100»
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА
ПРОПОРЦИИ»
Учитель математики
Гильмутдинова Зоя Васильевна
Сарапул. 2012.
Цели урока:
1. Дидактические :
Познакомить обучающихся с методами решения задач на пропорции с учетом зависимостей между величинами.
Учить учащихся устанавливать зависимость между величинами, делать выводы.
Записывать краткую запись по тексту задачи и указывать зависимость между величинами.
Закреплять умения и навыки составлять и решать пропорции.
2. Развивающие:
Развивать любознательность, внимание, память, целеустремленность, ответственность.
Способствовать развитию любознательности, навыков исследовательской деятельности.
Умения находить несколько способов решения задачи, выход (решение) из любой ситуации.
3. Воспитывающие:
Воспитывать аккуратность записей, честность при оценивании работ товарищами.
Воспитывать чувство товарищества при работе в группе, умение выслушивать мнения других, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
УМК: учебник математики: Козлова С.А., Рубин А.Г. Математика.6 класс. Учебник пособие для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Ч.1.- 2-е изд. –М.: Баласс, 2012. – 208 с., ил. (Образовательная система «Школа2100»)
Оборудование: ТСО, необходимое для презентации, листы формата А-4, фотографии с участием одноклассников в какой – либо деятельности, фломастеры, таблицы для оценивания работы каждого члена группы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Характеристика урока: данный урок является 5-м в главе IV «Пропорции» и дается после тем: отношения чисел и величин, деление числа в данном отношении, пропорции, прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Формы организации урока: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Структура урока:
Организационный момент.
Стадия Вызова.
Открываем новые знания.
Развиваем умения.
Рефлексия. Подведение итогов.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент. Слайд № 1.
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к уроку, раздача материала, организация внимание обучающихся.
II. Стадия вызова. Устная работа. Слайд № 2.
1. Найдите числа, обратные данным: 3; 1/5; 7/8 ; 1 ¾.
2. Найдите неизвестный член пропорции:
а) 15 : х = 45 : 9 ; б) 120 : 4 = х : 2 ; в) 7/х = 140 / 40.
3. Установите зависимость между величинами:
а) сумма за покупку и количество товара;
б) скорость движения и время движения;
в) время вытекания воды и толщина трубы;
г) расстояние и время движения;
д) количество работников и время выполнения работы;
е) площадь прямоугольника и ширина прямоугольника.
При показе слайда по мере выполнения первого задания, учитель задает обучающимся вопросы:
- Что называется пропорцией?
- Назовите члены пропорции.
- Назовите основное свойство пропорции.
- Какая зависимость между величинами называется прямой?
- Какая зависимость между величинами называется обратной?
III. Стадия Содержания. Открываем новые знания.
- На предыдущих уроках мы узнали, что такое пропорция, какие зависимости существуют между величинами.
- Важно ли при решении задач учитывать зависимость между величинами? (наверное, важно)
- Как это сделать? Как отметить в схеме задачи ту или иную зависимость? (может быть подписать рядом со схемой зависимость, придумать какой – нибудь знак, и др)
- Есть такой знак – это стрелки радом с условием.
- Как вы , думаете , ребята, что мы будем делать сегодня на уроке?
- откройте тетради, запишите число, номер блока, тему урока.
- Составим план урока. (Учитель пишет под диктовку на доске, либо открывает приготовленную заранее запись)
Слайд № 3.
Решите задачу:
1. За 1,5 кг гречневой крупы заплатили 30 руб. Сколько придется заплатить за 20 кг. Такой же крупы?
2. Шесть рабочих выполнили работу за 18 дней. За сколько дней выполнят эту же работу 9 рабочих, если будут работать с такой же производительностью?
- Желающий решить задачу № 1, идет к доске.
- Составили схему к задаче. Сейчас мы дошли до того момента, когда надо отразить зависимость между величинами. Как это сделать? (рисуем стрелки: если зависимость прямая, то в одном направлении, если обратная – в разных)
- Какая зависимость присутствует в нашей задаче? ( прямая: чем больше купили крупы, тем больше придется заплатить)
- Куда направляем стрелки? ( в одну сторону)
Ученик решает задачу далее сам. Учитель предлагает ему оценить себя. Остальные слушают и либо соглашаются с ними либо нет, аргументируя при этом свое решение.
- Кто желает решить вторую задачу у доски?
Ученик решает задачу, комментирует и оценивает свою работу.
После решения задачи, учитель предлагает обучающемуся оценить себя по схеме.
Слайд № 4.
САМООЦЕНИВАНИЕ.
1. В чем заключалось задание?
2. Удалось получить результат?
3. Полностью правильно или с ошибкой?
4. Полностью самостоятельно или с помощью?
5. По каким признакам мы различаем отметки?
6. Какую сам выставляешь себе отметку ?
- Сделаем вывод: как в схеме задачи отразить зависимость между величинами? ( прямую- стрелками в одну сторону, обратную – в разные стороны)
IV. Закрепление изученного материала.
- К сегодняшнему уроку вы должны били принести фотографии с участием вас самих в какой – либо работе, деятельности.
- Вам предлагается решить 2 задачи в группе на прямую и обратную пропорциональную зависимость между величинами. Оформите решение на листе А – 4 и покажите нам всем задачу.
Группы работают, учитель напоминаем им об оценке работы каждого участника группы.
- Среди задач, которые вы подобрали и порешали, встречаются такие:
Слайд № 5.
Разделить число 84 в отношении 7 : 5.
- Попробуйте в группах найти способ решения таких задач.
Через фиксированное время представитель какой – либо группы показывает свое решение на доске, либо вывешивая листок с решением на доску. (можно использовать проектор)
Затем к доске выходит та группа решение которой отличаются от предыдущей группы. И так далее пока не будут рассмотрены все способы, найденные обучающимися.
На Слайдах № 6,7,8. демонстрируются решения и правильное оформление задачи.
Если дети не нашли других решений, только одно, то вместе с учителем надо разобрать другие способы решения задачи.
Слайд № 6. 1 – способ.
1) 7+5 = 12 (ч) -содержит число 84
2) 84 +12 = 7 (ч)- в одной части
3) 7∙7 = 49 (ч)- в 7 частях
4) 5∙7 = 35 (ч) - в 5 частях. Ответ: 49 и 35.
Слайд № 7. 2 – способ.
Пусть х – в одной части, 7х – в 7 частях, 5х- в 5 частях .Составим уравнение и решим его.
7х+5х = 84 12х = 84 х = 84 : 12 х = 7; 7 в одной части.
7х = 7∙ 7 = 49 – в 7 частях, 5х = 5∙7 = 35 – в 5 частях. Ответ: 489 и 35.
Слайд № 8. 3 – способ.
Пусть х – в одной части. Х - 7
84 – х - 5
Х = 7 ; 5х = 7 (84 – х) 5х = 588 – 7х 588 = 5х +7х 588 = 12х х = 7;
84 – х 5
7 – в одной части; 7∙7=49 – в 7 частях, 5∙ 7 = 35 – в 5 частях.
Ответ: 49 и 35.
- Какой способ вам показался проще и понятнее? Почему?
- В данной задаче мы число 84 прямо пропорционально разделили на части 7 : 5. –
- Вспомните, что значит разделить 120 обратно пропорционально числам 2 и 3? (это значит число 120 надо разделить прямо пропорционально числам 3 и 2. )
- Приступим к решению заданий из учебник № 1 (а, б, в, г), № 2 (а, г), №3 (а, б), №4 (а, б).
V. Рефлексия.
- Достаточно ли решали задач на пропорцию с применением зависимостей между величинами?
- Вернемся к нашему плану урока.
- На все ли пункты плана мы ответили?
- Приготовьтесь к самостоятельной работе. Стр. 161 учебника.
- Поменялись тетрадями, проверьте, пожалуйста работу товарища. Решение на слайде. Помните, что оценивать надо честно. Поставьте данную отметку в таблицу. Суммируйте баллы и выставьте отметку за работу каждому члену группы. Познакомьте всех с их результатами работы на уроке. Согласуйте все неточности.
- Обратите внимание на домашнее задание: стр.162 два номера любого уровня.
-Есть вопросы по домашнему заданию?
- Посидите сейчас тихо, тихо. Прислушайтесь к себе, к своим ощущениям, можно закрыть глаза.
- Тема урока была не легкой. С каким багажом знаний вы сегодня уходите с урока? Не осталось ли что-то не выясненным, непонятым?
- У вас на столах лежат стикеры. Уходя с урока прикрепите, пожалуйста свой стикер в определенное оценочное окно.
ПОЛЕЗНО
ИНТЕРЕСНО НЕ ИНТЕРЕСНО
БЕЗПОЛЕЗНО
- Спасибо за урок.
11