СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению по теме : И.А. Крылов «Ворона и лисица».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3 классе по теме :И.А.Крылов «Ворона и лисица» (3 класс, программа «Школа России»).Задачи урока:продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А.  Крылова через ознакомление с басней «Ворона и лисица»; создать условия для  расширения  представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню,  находить главную мысль басни, мораль, воспринимать  переносное  значение  смысла басни, художественность речи.

 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по литературному чтению по теме : И.А. Крылов «Ворона и лисица».»

Приложение 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Северного района Новосибирской области

Останинская основная школа





Тема урока: И.А.Крылов «Ворона и лисица» (3 класс, программа «Школа России»).





























Урок разработан и проведен

для учащихся 3 класса

учителем начальных классов

второй квалификационной категории

Ковган Алёной Владимировной





2015


Технологическая карта урока

Тема урока


И.А.Крылов «Ворона и лисица» (3 класс, программа «Школа России»).

Тип урока:



изучение нового материала


Формы, приемы, методы:

фронтальный опрос, самостоятельная работа в группах, индивидуальные задания, творческое задание.

Цель урока:

— продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Ворона и лисица»;

— создать условия для расширения представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;

— продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков самоконтроля;

— создать условия для формирования интереса к искусству слова;


Задачи урока

Предметные:

-развивать способности творческого «видения» смысла художественного произведения.

- находить в тексте примеры использования олицетворения, сравнения, анализировать средства художественной выразительности.

- Формировать умение вести диалог с автором.

Учить наблюдать и обнаруживать красоту природы и искусства. Расширить словарный запас.

Знать:

– литературоведческие понятия: басня, мораль;

– о структуре басни;

– о художественных особенностях басни.


Уметь:

– правильно называть басни из круга детского чтения;

– различать сказку и басню;

– сравнивать героев басни;

–– выразительно читать басни с листа и наизусть;

– работать с

книгами басен: выбирать, рассматривать, читать

Компетенции/УУД

Метапредметные:

А) познавательные УУД:

-развитие умения извлекать информацию из прослушанного текста.

-развития умения находить ответы на вопросы используя текст произведения

-развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.

Б) коммуникативные УУД

-Формирование умения работать в группах,

-умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли , представлять работу своей группы.

-умение читать выразительно.

В)регулятивныеУУД

-учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.

3. Личностные:

- формировать умение видеть внутреннюю жизнь другого человека,

его заботы и переживания

Педагогические технологии:

Метод проблемного обучения,

Обучение в сотрудничестве

Обучение к самооценки

Материалы и оборудование:

Литературное чтение: Учебник «Литературное чтение», 3 класс, Л.Ф.Климанова., издательство «Просвещение», 2013г.

Выставочный стенд с книгами И.А. Крылова. : презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, памятки для учащихся по работе с произведениями разных жанров, жетоны для оценивания работы групп, аудиозапись басни И.А.Крылова «Ворона и лисица», видеофильм «Великий баснописец», кроссворд «Басни Крылова».

Карточки для целеполагания и рефлексии.

Компьютер, проектор, экран.







Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный этап




2.Мотивация учебной деятельности






3.Актуализация знаний.

а) Беседа об авторе













б)Расширение знаний об И.А. Крылове.




в) Игра «Найди пару»








Физкультминутка

Вот уже звенит звонок

Начинается урок.

Вы, ребята, не ленитесь

К новым знаниям стремитесь.

Что ж, работать нам пора

Вы со мной согласны? ( СЛАЙД № 2)

Речевая разминка.

а) Проворонила ворона воронёнка. ( СЛАЙД № 3)

- Что интересного заметили в этой скороговорке?

б)(чистоговорка) ( СЛАЙД № 4)

Са-са-са - вот бежит, бежит лиса.

Со-со-со – лиса катит колесо.

Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы.

Су-су-су – в лесу видел я лису.


На доске портреты А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Ф. Тютчева. ( СЛАЙД № 5)

-Кто изображён на портретах?

-Что вы о них знаете?

- Можно ли объединить в группу?

-Чей портрет можно выделить из этой группы , почему?

Ребята, а как вы думаете, а о чём пойдёт наш разговор на уроке сегодня. А давайте начнём с того, что вспомним, что нам известно об И.А.Крылове.


Предлагает ученикам просмотреть фильм о творчестве И.А. Крылова (приложение 1) - Кого вы узнали?




-Почему Крылов мог стать великим математиком, художником, педагогом вы знаете? Давайте подробнее познакомимся с его детством. ( СЛАЙД № 7)

-Кто ответит на поставленный вопрос?


-Вы уже вспомнили героев басен. Давайте вспомним их названия. Поиграем в игру «Найди пару» (Чиж, лебедь, щука, голубь, рак, обезьяна, зеркало, слон, моська, ворона)

-Какому слову не нашлось пары? ( СЛАЙД № 8)

-А какие бы вы подобрали слова ,чтобы получилась пара, которая могла бы быть героями басен Крылова. Обоснуйте свой ответ


Зайцы утром рано встали, ( СЛАЙД № 9)

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг - прыг - прыг!

Кто к зарядке не привык?(прыжки на месте)

Вот лиса идет по лесу.

Кто там скачет, интересно?(ходьба на месте)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос.(потягивания - руки вперед)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе?(прыжки на месте)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают.(бег на месте)

Вот голодная лиса(ходьба на месте)

Грустно смотрит в небеса.

(потягивания - руки вперед)

Тяжело вздыхает,(глубокие вдох и выдох).

Садится, отдыхает.(дети садятся за столы)






ДА!


- Это однокоренные слова.

Чётко проговаривают чистоговорку



Известные поэты и писатели


Поэты –Пушкин, Лермонтов,Тютчев ,а Крылов-баснописец.


Дети приводят факты из жизни Крылова


Просматривают фильм о творчестве Крылова





Самостоятельное чтение обучающимися и обсуждение в паре.



Обучающиеся на доске собирают из карточек названия басен

Высказывают предположения


Дети выполняют движения с проговариванием слов

Познавательные УУД

1.Формируем умение извлекать информацию из схем.

2.Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов

3.Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

4.Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

5.Формируем умение находить

ответы на вопросы в иллюстрации



2.Создание проблемной ситуации


а)Знакомство с героями басни















б)Первичное восприятие басни






в)Формулировка проблемы.










-К нам в гости пришла героиня этой басни. Сейчас мы с вами послушаем то, что она расскажет о себе и попробуем назвать героиню. Совпадёт ли она с нашими предположениями.

( СЛАЙД № 10)

Живу я в лесу. Мой внешний вид необычайно красив: яркая пушистая шубка, длинный хвост, узкая мордочка, блестящие чёрные глазки. Ещё я необычайно умна и талантлива. Могу ввести в заблуждение кого-угодно. В этом мне помогает мой острый ум. А мой необычайный нюх и чуткий слух позволяет выследить любую добычу. Без меня было бы скучно в лесу! ( СЛАЙД № 11)

-Да, верно. Вторая героиня басни лиса.

-О себе она рассказала. А теперь послушаем вторую героиню. Вы уже знаете кто она.(Выходит вторая героиня) ( СЛАЙД № 12)

Я тоже живу в лесу, летаю в гости к подругам в город. У меня яркое, блестящее, чёрное оперенье. Я далеко гляжу, всё вижу. От моего острого взгляда ничего не ускользает. А как я проворна! Могу утащить кусочек какого- то лакомства у любого перед носом. Мой громкий голос слышно издалека. Я – царица всех птиц! ( СЛАЙД № 13)

-Почему к нам пришли сегодня именно эти персонажи?

-Что может с ними произойти?

Познакомимся с новой басней «Ворона и лисица».

Прослушивание аудиозаписи. (приложение 2)

Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами ворона, как мы видели из представления? А лиса?


-Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне. Лиса – отрицательный герой и симпатии автора на стороне вороны? (разные мнения детей выслушиваются)

-Давайте попробуем в этом разобраться

-Какую цель поставим сегодня на уроке?

Цель урока: Какова мораль басни И.А.Крылова «Ворона и лисица».

(вывешивается на доске) ( СЛАЙД № 14)





Заранее подготовленные дети в масках представляют героев












Слушание обучающимися басни

«Ворона и лисица».




Дети высказывают предположения

Ворону жалко. Лиса отрицательный герой. Она обманула ворону.




Разобраться, какие недостатки высмеивает басня.


Регулятивные УУД

1.Формируем умение определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

2.Фомируем умение проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

4. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

5. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

6. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.




3.Коммуникативные УУД

1.Формируем умение слушать и понимать других.

2.Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Формируем умение оформлять свои мысли в устной речи.

4.Формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД

1. Формируем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2. Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3.Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.














-По какому плану будем работать? Что нам в этом поможет?


-Прочтите басню самостоятельно и ответьте на вопрос, сформулирована ли мораль отдельной частью? Значит, чтобы найти смысл поучения басни нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в наших памятках к работе с литературными произведениями

Памятка к работе над басней: ( СЛАЙД № 16)


1.Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана?


2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?


3.Кто является главными героями в басне?


4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.


5.Что осуждается в басне?


6.Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне?

Как он относится к действующим лицам?


7.Что должен понять из этой басни читатель?


8.Какое выражение басни стало крылатым?


Исследование будем проводить, работая в группах.


Памятки к анализу художественных

произведений

3.Открытие нового знания

Деление на группы. Ознакомление с правилами работы и принципами оценивания














Дети делятся на 2 группы

-Критерии оценки работы в группе: ( СЛАЙД № 17)

1.Как группа распределила работу между собой?

2.Внимательны или отвлекаются участники группы?

3.Сколько заданий выполнили за урок?

4.Как организовано взаимодействие в группе?

5.Качество презентации итогов работы?

Оцениваться работа будет по каждому критерию на: ( СЛАЙД № 18)

-молодцы (жетон из картона в виде кусочка сыра)

-есть недочёты (жетон из картона в виде половинки кусочка сыра)

-не получилось (ничего)

чтобы получить оценку «5»- надо заработать 5кусочков сыра, «4» - 4 кусочка сыра, «3» -кусочка сыра





Дети вспоминают правила работы в группе:

Работай дружно.

Спокойно высказывай своё мнение.

Уважай мнение другого.

Терпеливо выслушивай мысли других.

Вместе находим правильное решение.

Капитан определяет выступающего.














4.Применение нового знания

а) Выбороч-

ное чтение














б) Работа над языковыми особенностями басни.












в) Анализ басни.























г)Раскрытие аллегории







д)Раскрытие содержания морали.

-Итогом нашей работы будет блиц-турнир по вопросам. За каждый правильный ответ группа получает картинку с изображением героев басен И.А.Крылова. ( СЛАЙД № 19)


-Какой подарок получила Ворона?


-Что хотела сделать Ворона с сыром?


-Кто помешал ей?


-Что сделала лиса, когда почувствовала запах сыра?




-Как отнеслась Ворона к словам Лисицы?



-В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы. ( СЛАЙД № 20)

- Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

-сейчас я буду читать вам фразы, а вы постарайтесь заменить их предложениями с басни. ( СЛАЙД № 21)

Много повторяли-

Смотрит пристально-

Подходит тихо, торопливо-

Каркнула громко-

Исчезла, скрылась-


-Как вы думаете, чьи слова лучше и выразительнее наши или И.А. Крылова.


-Как изображена в басне Ворона? Найдите подтверждение в тексте. ( СЛАЙД № 22)


-Была ли Ворона голодна?


-Каким образом там оказалась Лисица?


-Как вела Лисица, чтобы не спугнуть Ворону?

-Что говорила Лисица Вороне?

-Как повела себя, когда получила желаемое?

-Как вы относитесь к Вороне? 

-А как вы относитесь к Лисице?



-Мы знаем, что басни писались не ради ворон и лисиц. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.

Бывают ли такие случаи у людей?

Приведите примеры.





-Найдите в тексте и прочитайте строки, в которых выражена главная мысль басни?

-Как вы понимаете эти строки?

-Чему учит нас эта басня?

-Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.

-Как вы их понимаете?






Вороне где-то Бог послал кусочек сыра.

Позавтракать совсем уж

было собралась.

На ту беду лиса близёхонько бежала.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит. Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит.

Вещуньина с похвал вскружилась голова от радости в зобу дыханье спёрло.






Уж сколько раз твердили миру.

Глаз не сводит.

На цыпочках подходит.

Каркнула во всё воронье горло.

С ним была плутовка такова.

Тяжёлая, неповоротливая - на ель Ворона взгромоздясь.

Возможно, не очень-потому, что не торопилась-позадумалась.

Случайно пробегала

«На цыпочках подходит, чуть дыша», изображает доброжелательное отношение «вертит хвостом, глаз не сводит»

Не задерживается ни на минуту, ведь неизвестно как поведёт себя Ворона, когда поймёт обман

«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок, и в сердце льстец отыщет уголок».


Нельзя верить тем,

кто льстит.


5. Рефлексия

а) Вывод по проблеме







б)Оценивание

-Смогли мы ответить на главный вопрос урока? ( СЛАЙД №23)

-Какие же недостатки критикует Крылов в басне «Ворона и Лисица»?

-Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

-Нужно ли изучать басни?

-Чему они учат?

- А какие вы ещё знаете басни Крылова! Разгадайте кроссворд.

1.По количеству жетонов за работу в группе

2.По количеству полученных изображений героев

3.По количеству отгаданных слов в кроссворде. ( СЛАЙД № 24)

Итоговая оценка работы членов группы



Лесть, легкомыслие, тщеславие, простоту.




Дети разгадывают кроссворд на индивидуальных компьютерах.


6. Итог урока





7. Домашнее задание

– Что у вас получилось лучше всего? ( СЛАЙД № 25)

– В чём испытали затруднения?

– Понравилось ли вам на уроке? Чем?

– Как бы оценили своё настроение после урока?


  • выучить басню наизусть; ( СЛАЙД № 26)

  • чтение басни по ролям;

  • инсценировать басню;

  • выполнить иллюстрацию к басне.





















Методическое описание.

Данный ресурс будет полезен учителям начальных классов и может быть использован на уроке литературного чтения в 3классе для изучения темы «И.А.Крылов. Ворона и лисица».

Урок соответствует возрастным и психическим особенностям младших школьников .Наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в обучении , использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышает эффективность обучения, познавательную деятельность.

Данный урок был построен в соответствии с психофизиологическими особенностями детей. В урок были включены элементы занимательности, как один из путей активизации внимания и мыслительной деятельности ученика. А хорошо подобранная наглядность способствовала лучшему усвоению новых знаний. Благоприятный микроклимат, динамическая пауза направлены на снятие утомления, поддержание здоровья и интереса к уроку. Видеофильм, аудио файл, кроссворд помогают ученикам лучше воспринимать учебный материал. Конспект урока учит анализировать литературное произведение, знакомит учащихся с творчеством И.А.Крылова; развивает воображение, речь учащихся, умение обобщать, работать в парах; содействует развитию у обучающихся читательской самостоятельности, умения преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.

Использование компьютеров для изучения этой темы поддерживает интерес детей к предмету. Средства ИКТ, применяемые на уроке , служат инструментом учебной деятельности.






Используемая литература:


1.Учебник «Литературное чтение», 3 класс, Л.Ф.Климанова., издательство «Просвещение», 2013г.

2.Поурочные разработки по курсу «Литературное чтение»для 3 класса к УМК «Школа Росси» С.В.Кутявина.

3. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 3 класс. ФГОС. Кутявина С.В.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!