Урок литературного чтения
Ать-ать-ать – много будем мы читать
Гу-гу-гу – всегда другу помогу
Осип орёт, Архип не отстаёт.
Кто кого переорёт?
Осип охрип. Архип осип.
Что такое басня?
1.Басня- это:
А) лирическое стихотворение
Б) короткая сказочная история
В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение
?
2. Герои басни-это:
А) животные, люди, растения
Б) богатыри
В) дети
Что такое басня?
3. Басни писались с целью:
А) прославить русский народ
Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними
В) развлечь читателя, создать хорошее настроение
?
4.Особенности басни:
А) троекратные повторы
Б) волшебство
Г) мораль, сатира, аллегория, диалог
Что такое басня?
5. Сатира:
А) любование кем – либо
Б) насмешка, изображение персонажа в смешном виде
В) нравоучение
?
6. Мораль- это
А) последнее предложение в тексте
Б) поучительный вывод
В) мнение героя
Что такое басня?
1) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение
2 ) герои басни- животные, люди, растения
3) басни писались с целью исправления недостатков поведения людей, посмеявшись над ними
4 )в басне есть мораль, сатира, аллегория, диалог
5) сатира – это насмешка, изображение персонажа в смешном виде
6 ) мораль- это поучительный вывод
Ф и з м и н у т к а
«Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна , вредна, Но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
1. Как называется басня?
2. Кто ее автор?
3. Кто герои басни?
4 . Почему герои так поступили ?
5 .Почему так закончилась басня?
ВО РО НА И ЛИ СИ ЦА
Ба с ня .
И ва н А н д ре е ви ч К ры ло в
1769 - 1844
Ворона и лисица. Иван Андреевич Крылов. Басня. 1769 - 1844.
Уж с ко ль ко ра з т ве р ди ли ми ру,
Ч то ле с ть г ну с на, в ре д на ; но то ль ко в сё не в п ро к, И в се р д це ль с те ц в се г да о ты ще т у го ло к.
1
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. 1.
Во ро не г де - то бо г по сла л ку со че к сы ру; На е ль Во ро на в з г ро мо з дя сь, По за в т ра ка ть бы ло со в се м у ж со б ра ла сь,
Да по за ду ма ла сь, а сы р во р ту де р жа ла.
2
Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала. 2.
На ту бе ду , Ли са б ли зе хо нь ко бе жа ла; В д ру г сы р ны й ду х Ли су о с та но ви л: Ли си ца ви ди т сы р , - Ли си цу сы р п ле ни л, П лу то в ка к де ре ву на цы по ч ка х по д хо ди т ; Ве р ти т х во с то м, с Во ро ны г ла з не с во ди т, И го во ри т та к с ла д ко , чу ть ды ша :
3
На ту беду, Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит, И говорит так сладко, чуть дыша: 3.
"Го лу бу ш ка, ка к хо ро ша !
Ну ч то за ше й ка , ч то за г ла з ки ! Ра с с ка зы ва ть, та к, п ра во, с ка з ки !
Ка ки е пе ры ш ки! Ка ко й но со к!
И, ве рн о , а н ге ль с ки й бы ть до л же н го ло со к!
4
"Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! 4.
С по й, с ве тик, не с ты ди сь! Ч то е же ли , се с т ри ца,
П ри к ра со те та ко й и пе ть ты ма с те ри ца,
Ве дь ты б у на с бы ла ца рь-п ти ца ! "
5
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!". 5.
Ве щу нь и на* с по х ва л в с к ру жи ла сь го ло ва ,
От ра до с ти в зо бу ды ха нь е с пе р ло, -
И на п ри ве т ли вы Ли си цы ны с ло ва
Во ро на ка р к ну ла во в сё во ро нь е го р ло :
* Ве щу нь я - п ре д с ка за те ль ни ца . В на ро д ны х ле ге н да х и с ка з ка х во ро н , во ро на и зо б ра жа ю т ся ка к ве щи е п ти цы.
6
Вещуньина* с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, - И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во всё воронье горло: * Вещунья - предсказательница. В народных легендах и сказках ворон, ворона изображаются как вещие птицы. 6.
Сы р вы па л - с ни м бы ла п лу то в ка та ко ва .
7
Сыр выпал - с ним была плутовка такова. 7.
ко не ц
8
Конец. 8.
«Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна , вредна, Но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
1. Как называется басня?
2. Кто ее автор?
3. Кто герои басни?
4 . Почему герои так поступили?
5 .Почему так закончилась басня?
Слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами
-ушк-
голуб ушк а
шей к а
глаз к и
сказ к и
-к-
-ышк-
пёр ышк и
-ок-
нос ок
голос ок
-ик-
свет ик
-иц-
сестр иц а
мастер иц а
Действия Вороны
Взгромоздилась
Собралась
Позадумалась
Держала
Вскружилась
Каркнула
«Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна , вредна, Но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
4 . Почему герои так поступили?
5 .Почему так закончилась басня?
Ворона
Лисица
Глупая, доверчивая.
Хитрая, коварная.
Верит, слушает, каркает.
Обманывает, льстит, лукавит.
Вороне нравятся льстивые слова.
Лисица всегда добивается своего.
Простофиля.
Плутовка.
Советы героям
- Верь своим очам, а не чужим речам.
- На чужой каравай рот не разевай.
- Потерял- не сказывай- нашел не показывай.
Было интересно …
Сегодня на уроке я узнал, что …
Я хотел узнать ещё о баснях…
Больше всего мне понравилось…
Новым для меня стало …
И.А.Крылов