СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе В. Г. Распутин "Уроки французского" (6 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 6 класса . Первый урок по произведению В. Г. Распутина "Уроки французского"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе В. Г. Распутин "Уроки французского" (6 класс)»






Тема: Валентин Распутин «Уроки французского».

Цели урока:

Повторив теорию литературы, выполнить литературоведческий анализ рассказа В.Распутина «Уроки французского».

Формировать у уч-ся аналитическую и коммуникативную компетенцию.

Воспитывать нравственные качества учеников на примере личности автора и героя произведения «Уроки французского».

Оборудование урока:

Экран, компьютер, мультимедийный проектор;

Текст произведения;

Эпиграфы к уроку:

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.

В.Г.Распутин.

Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.

В.А. Сухомлинский.

ХОД УРОКА:

I. Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

Постановка целей и задач урока. (СЛАЙД № 2)

2. Рассказ о В. Г. Распутине. Жизненный путь. Творчество, награды. (Слайд 3)

3. Работа над статьей «Уроки доброты»

- Чтение статьи

- Что для писателя является нравственной памятью и нравственным опытом?

- Для кого Распутин написал рассказ «Уроки французского»? (Слайд 4)

- Какие главные уроки извлек из описанного случая Валентин Распутин? (Слайд 5)

- Из истории написания произведения.

Что обозначает слово «прототип» в литературоведении? (Конкретная историческая или современная автору лич

ность, послужившая отправной точкой для создания образа).

- У главной героини произведения «Уроки французского» тоже есть прототип. Вот что об этом писал В.Г. Распутин: « Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице - Анастасии Прокопьевне Копыловой. Он был впервые опубликован в 1973г. в иркутской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестареющей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой». Прототип главной героини. (СЛАЙД № 6)

4. Проверка домашнего задания:

- Какое Д/З вы выполняли? Что такое сюжет? Дело в том, что мой компьютер дал сбой, и пункты цитатного плана перепутались. Я предлагаю вам навести порядок. Переверните лист с кроссвордом, внимательно прочитайте и выполните задание. Восстанавливаем цепь событий.

- Восстановление событий. (Слайд 7 )

- Проверка выполненной работы.

- Анализ рассказа.

Сюжет вспомнили, теперь разберёмся в прочитанном.

5. Работа над содержанием текста

-Когда происходит действие рассказа?

-Какие приметы послевоенного времени мы находим в произведении?

-Это не просто рассказ, а автобиография, тогда, почему у героя нет конкретного имени?

-Как вы обозначите тему рассказа?

-Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?

-Какие испытания ждали его?

-Какие черты характера проявляются у главного героя в этот момент? (добросовестность, чувство ответственности).

-Давайте посмотрим на слайд, я выписала качества человека, которые мне показались присущими для характеристики главного героя. Ваша задача – привести примеры, подтверждающие мои предположения. Я разделила их на 3 группы. Будем действовать по порядку. По отношению к кому или чему проявлялись черты характера первой группы? (Слайд 8)



- Предлагаю посмотреть эпизод из фильма, поставленного по рассказу Распутина, который так и называется «Уроки французского» и доказать , что мальчик обладал качествами из другой группы характеристик?

Просмотр отрывка из кинофильма

43.00 – 44.35

- Так в чем же проявились жажда справедливости, честность и смелость? А еще о каком качестве характера можно говорить, делая выводы из этого отрывка? (упрямство))


- Почему он стал играть в «чику»? Как играл мальчик?

Так почему Вадик и Птаха избили героя? Какую науку пришлось постигнуть герою на собственной шкуре? (СЛАЙД № 9 )

(Герой играет на деньги, и Вадик и Птаха избивают его. От слов героя: «Посмотрим, чья возьмёт» до его крика после избиения: «Перевернул»!

- Каким увидел себя герой на следующее утро, когда посмотрел в зеркало?

- Что сказал мальчик Л. М., на вопрос, что случилось? Как характеризует ответ героя и его комментарии по поводу лжи?

- какие поступки детей вам не понравились и почему?

Мы продолжим изучение на следующем уроке. А сейчас я хочу проверить/, как вы умеете сопоставлять два прочитанных друг за другом рассказа?

Сопоставление рассказов Астафьева и Распутина. (Слайд 10)

Домашнее задание. (слайд, 11 – 12)

Рефлексия. Оценивание.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!