Тема: Валентин Распутин «Уроки французского».
Цели урока:
Повторив теорию литературы, выполнить литературоведческий анализ рассказа В.Распутина «Уроки французского».
Формировать у уч-ся аналитическую и коммуникативную компетенцию.
Воспитывать нравственные качества учеников на примере личности автора и героя произведения «Уроки французского».
Оборудование урока:
Экран, компьютер, мультимедийный проектор;
Текст произведения;
Эпиграфы к уроку:
Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.
В.Г.Распутин.
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.
В.А. Сухомлинский.
ХОД УРОКА:
I. Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
Постановка целей и задач урока. (СЛАЙД № 2)
2. Рассказ о В. Г. Распутине. Жизненный путь. Творчество, награды. (Слайд 3)
3. Работа над статьей «Уроки доброты»
- Чтение статьи
- Что для писателя является нравственной памятью и нравственным опытом?
- Для кого Распутин написал рассказ «Уроки французского»? (Слайд 4)
- Какие главные уроки извлек из описанного случая Валентин Распутин? (Слайд 5)
- Из истории написания произведения.
Что обозначает слово «прототип» в литературоведении? (Конкретная историческая или современная автору лич
ность, послужившая отправной точкой для создания образа).
- У главной героини произведения «Уроки французского» тоже есть прототип. Вот что об этом писал В.Г. Распутин: « Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице - Анастасии Прокопьевне Копыловой. Он был впервые опубликован в 1973г. в иркутской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестареющей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой». Прототип главной героини. (СЛАЙД № 6)
4. Проверка домашнего задания:
- Какое Д/З вы выполняли? Что такое сюжет? Дело в том, что мой компьютер дал сбой, и пункты цитатного плана перепутались. Я предлагаю вам навести порядок. Переверните лист с кроссвордом, внимательно прочитайте и выполните задание. Восстанавливаем цепь событий.
- Восстановление событий. (Слайд 7 )
- Проверка выполненной работы.
- Анализ рассказа.
Сюжет вспомнили, теперь разберёмся в прочитанном.
5. Работа над содержанием текста
-Когда происходит действие рассказа?
-Какие приметы послевоенного времени мы находим в произведении?
-Это не просто рассказ, а автобиография, тогда, почему у героя нет конкретного имени?
-Как вы обозначите тему рассказа?
-Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?
-Какие испытания ждали его?
-Какие черты характера проявляются у главного героя в этот момент? (добросовестность, чувство ответственности).
-Давайте посмотрим на слайд, я выписала качества человека, которые мне показались присущими для характеристики главного героя. Ваша задача – привести примеры, подтверждающие мои предположения. Я разделила их на 3 группы. Будем действовать по порядку. По отношению к кому или чему проявлялись черты характера первой группы? (Слайд 8)
- Предлагаю посмотреть эпизод из фильма, поставленного по рассказу Распутина, который так и называется «Уроки французского» и доказать , что мальчик обладал качествами из другой группы характеристик?
Просмотр отрывка из кинофильма
43.00 – 44.35
- Так в чем же проявились жажда справедливости, честность и смелость? А еще о каком качестве характера можно говорить, делая выводы из этого отрывка? (упрямство))
- Почему он стал играть в «чику»? Как играл мальчик?
Так почему Вадик и Птаха избили героя? Какую науку пришлось постигнуть герою на собственной шкуре? (СЛАЙД № 9 )
(Герой играет на деньги, и Вадик и Птаха избивают его. От слов героя: «Посмотрим, чья возьмёт» до его крика после избиения: «Перевернул»!
- Каким увидел себя герой на следующее утро, когда посмотрел в зеркало?
- Что сказал мальчик Л. М., на вопрос, что случилось? Как характеризует ответ героя и его комментарии по поводу лжи?
- какие поступки детей вам не понравились и почему?
Мы продолжим изучение на следующем уроке. А сейчас я хочу проверить/, как вы умеете сопоставлять два прочитанных друг за другом рассказа?
Сопоставление рассказов Астафьева и Распутина. (Слайд 10)
Домашнее задание. (слайд, 11 – 12)
Рефлексия. Оценивание.
3