Конспект урока по теме: «Душевная щедрость учительницы» (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»).
Цели урока:
1. Образовательная:
а) показать на примере рассказа, какое значение имеет душевная доброта, щедрость ; б) отметить роль учительницы в жизни мальчика, показать ее душевную чуткость ; в) раскрыть смысл названия рассказа; г)обучать навыкам характеристики литературного героя ; д) вести подготовку к ГИА в 9 классе.
2. Развивающая: формировать навыки анализа текста произведения; учить кратко излагать текст; развивать навыки работы с текстом.
3. Воспитательная: воспитание любви и уважения к учителям.
Форма урока - урок – размышление.
4.Оборудование:
портрет В. Г. Распутина, иллюстрации, музыкальное сопровождение.
Ход урока.
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!
Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.
Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.
И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».
2.Вступительное слово учителя.
- Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Учитель – это обычная профессия или призвание? Легко ли быть учителем? На все эти вопросы ищет ответ Валентин Григорьевич Распутин в своем рассказе «Уроки французского».
На прошлых занятиях мы рассмотрели, как нелегко жилось главному герою вдали от родных, и увидели, как в этом ребенке уже так рано проявились такие важные качества личности, как самостоятельность, умение постоять за себя, желание учиться. Но кто знает, сохранились бы в его характере такие черты, как доброта и порядочность, если бы рядом не оказалось вовремя надежного друга и наставника в лице его учительницы французского языка и классного руководителя Лидии Михайловны.
-Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке, каковы его цели?
- Да! Сегодня мы поговорим о роли учителя в судьбе героя рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», о значении доброты и душевной щедрости в жизни человека. Также мы с вами постараемся раскрыть смысл названия рассказа «Уроки французского».
Эпиграфом к уроку я взяла слова Л.Н.Толстого
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»
3. Актуализация ранее изученного.
- Как зовут главного героя рассказа?
(Володя, но это только в фильме, а в рассказе речь идет от первого лица).
- Почему рассказ называется автобиографическим?
(автор рассказывает о событиях, которые произошли с ним).
- Давайте вспомним, в какое время происходят события рассказа?
Послевоенный 1948 год .
- Почему герой учится не в своей деревенской школе, а в райцентре?
В деревне, где жила его семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр .
Каким перед нами предстаёт мальчик? Какие чувства переживает герой, оказавшись вдали от дома?
( Тоску, одиночество, голод).
- Как получилось, что он стал играть на деньги?
Сначала у него появилось стремление проявить ловкость, а потом он понял, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко .
- Герой рассказа сталкивается со сложной ситуацией, общаясь с ребятами, живущими по законам улицы.
Какие уроки получает он в этой компании?
Уроки жестокости, злобы, зависти .
4. Основная часть урока.
а) фронтальная беседа по прочитанному
- Думаю, серой и безрадостной была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек, получал только уроки подлости, жесткости, злобы. Но, к счастью, находятся люди, которые проявляют сердечность, теплоту, доброту.
Проблемный вопрос:
- Кто же в рассказе противостоит злу?
(учительница французского языка Лидия Михайловна) (портрет учительницы)
- На слайде мы видим Лидию Михайловну Молокову, послужившую прототипом героини рассказа.
б) Словарная работа.
Прототип (напечатано на доске) – первоначальный образец. Реально существовавшее лицо, послужившее источником для создания литературного образа.
- С чьих слов идет описание учительницы?
Как мальчик описывает внешность Лидии Михайловны в начале рассказа?
(стр. 103 «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре…»
стр. 108 «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того;
стр. 99 «Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания».
Это говорит о неравнодушном отношении учительницы к своему делу.)
- Как держалась Лидия Михайловна в классе?
(Спокойно, уверенно. Говорила она немного, правильно, задавала вопросы, так как всегда пыталась разобраться в ситуации).
- Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки у своего ученика?
(стр. 100 чтение по ролям «Ну вот, сказала Л. М., открывая журнал. – Сегодня среди нас есть …А говорит - упал». Роли: Л. М., мальчик, Тишкин, автор).
- Как Лидия Михайловна выяснила причины случившегося?
(Внимательно рассматривает героя. Вместо наказания разговор становится спасением. Она пытается все выяснить шуткой. Подленького Тишкина она спокойно осаживает. Она понимает, что мальчик ее обманывает, и решает разобраться после уроков.)
Какие чувства испытывает герой?
(врет, но неумело, его терзают противоречивые чувства: стр. 101 «А что, интересно, скажу я»…но так домой ехать нельзя»).
- Как меняется интонация учительницы во время разговора после уроков?
(стр. 102 «Это правда, что ты играешь на деньги?- сразу начала она. Л. М. начала разговор слишком громко, как показалось мальчику. Когда она поняла, что мальчик попросту голодает и тратит выигранные деньги на молоко, то молча, внимательно рассматривает мальчика;
стр. 103 Интонация ее голоса становится задумчивой. Разговор для мальчика становится спасением. «И все-таки на деньги играть не надо, - задумчиво сказала Л. М.).
- Что пообещал мальчик Лидии Михайловне? (Не играть больше на деньги).
- Почему главный герой нарушает слово не играть на деньги?
«В те дни мне пришлось совсем плохо…», «мне все время хотелось есть…».
- Почему Лидия Михайловна заставила заниматься героя дополнительно?
Она решила таким образом отвлечь его от игры, от избиений. Будучи взрослым, рассказчик это понимает.
- Какие чувства испытывает герой, оказавшись в квартире учительницы в первый раз?
Стыд, неловкость, стеснение.
- Как Лидия Михайловна занимается с мальчиком?
- Что она предлагает своему ученику после занятий?
- Принимает ли мальчик ее приглашение поужинать? Почему?
(стр. 108 «Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся…)
- Как реагировала Лидия Михайловна на отказы мальчика ужинать?
- Какое качество учительницы в этот момент проявляется? (милосердие, сострадание)
- Как вы понимаете слово «милосердие»?
Готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия .
- От кого однажды получил мальчик посылку?
- Почему Володя не взял посылку с продуктами?
В нем проявилось не только упрямство, но и чувство собственного достоинства.
- Как он догадался, от кого посылка?
Гематоген и макароны
- Сразу ли учительница призналась, что это она отправила мальчику посылку?
- Как она объяснила свое желание помочь мальчику?
- Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником?
Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Учительница предложила игру на деньги из сострадания к мальчику
- Как ведет себя учительница во время игры?
Она подыгрывает ученику для того, чтобы тот выиграл.
- Разве может учитель играть на деньги?
Нет, но Лидия Михайловна сделала это из добрых намерений .
- Какое вы дадите определение ее поступку?
Он был человечным, милосердным ).
в) Рассказ от лица учительницы:
А давайте послушаем, что расскажет сама Лидия Михайловна. Рассказ от лица Лидии Михайловны (читает учитель):
«Когда я впервые увидела этого мальчика, я поняла, что он очень страдает. Мне хотелось не просто накормить его, а сделать все, чтобы исчезли из его глаз эти чувства тоски и одиночества. Игра в замеряшки была единственным способом помочь ему. Вот почему я решилась на этот риск».
-Кто неожиданно становится свидетелем их игры?
- Как вела себя Лидия Михайловна при появлении директора?
Во время прихода директора вела себя строго, не теряя чувства собственного достоинства
- А как назвал поступок учительницы директор школы Василий Андреевич?
Чтение отрывка на стр. 119 « Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич…. .
- Согласны ли вы со словами директора, что это «преступление, растление, совращение»?
- Почему Лидия Михайловна не объяснила свой поступок директору?
Не разобравшись, обвинил в самых страшных грехах. Он бы ничего не понял – не такой человек .
– Каким в рассказе описывается директор школы?
(стр. 101 «Директор, Василий Андреевич, так и спрашивал провинившегося..»Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям.
Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался».
Он не способен понять ребенка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости.)
- Какой прием использует автор в описании Лидия Михайловна и директора? (противопоставление).
- Какие качества личности Лидии Михайловны вы особенно ярко почувствовали?
На доску, где нарисовано дерево с надписью «душевная щедрость» вывешиваются листочки, на которых напечатаны качества Лидии Михайловны : смелость, доброта, порядочность, сострадание, милосердие .
Ученики выбирают листочки с качествами личности Лидии Михайловны
- Какие новые черты Лидии Михайловны открывает послесловие?
Выдержка, чувство ответственности, ничем не выдала своего душевного состояния, всю «вину» взяла на себя.
- Итак, попробуем дать ответ на вопрос. Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога, как сказал директор?
(Конечно, можно сказать, что она поступила непедагогично. Конечно, можно согласиться с мнением директора, что поступок учительницы – «…преступление. Растление. Совращение. И ещё, ещё…». Но если знать, что учительница решилась на это не ради забавы, а ради спасения жизни ребенка, то ее поступок выглядит совсем по-другому. В нем - желание помочь голодному ученику выжить в прямом смысле этого слова. Стремление помочь очень способному ученику не скатиться на дно, не опуститься до воровской жизни, а, наоборот, помочь ему раскрыть свои способности.
В основе поступка - милосердие и доброта. Можно бесконечно говорить о них, а можно взять и помочь конкретному человеку, как это сделала учительница. А результат ее поступка налицо – из главного героя получился хороший человек, благодарный своей учительнице. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Василий Андреевич не захотел увидеть этого.)
- А сейчас давайте попробуем составить словарь добрых слов, которыми мы могли бы охарактеризовать Лидию Михайловну и записать, какие качества характера мы заметили у директора.
Словарь добрых качеств Запись на доске. Выбрать нужное
Директор
Доброта, понимание. Черствость
Чуткость, справедливость Невнимательность
Отзывчивость. Формализм
Уважительное отношение к детям. Бездушие.
Милосердие.
Щедрость.
Сострадание, сочувствие
А кого можно охарактеризовать оставшимися словами?
Директора.
Записать эти слова.
5. Итоги урока. Рефлексия.
- Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского?
-Какое главное слово в названии рассказа? (Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения.
Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету,
во – вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова.
Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь).
Какие уроки преподал нам Валентин Распутин? Как вы думаете, чему учит этот рассказ?
(Этот рассказ учит людей состраданию и тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости. И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище).
Итак, «Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты.
- Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока, объяснили смысл названия рассказа?
- Мы справились с задачами урока:
- Поговорили о душевном состоянии героя
- Обсудили, какими качествами обладала Лидия Михайловна
- Обсудили, что такое духовные ценности, духовная память
Распутин сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература – это воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».
Вы знаете, нам сегодня тоже пришла посылка. На ней надпись «Ученикам шестого класса Басовской школы» Как вы думаете, что в ней? (яблоки) Давайте откроем и посмотрим, что в ней.
Я очень хочу, чтобы эти яблоки стали для вас частичкой добра, чтобы после нашего урока вы стали милосерднее, добрее к тем, кто с вами рядом.
а) Чтение стихотворения (читает ученик):
Не будь равнодушным.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
И. Фомина
б) Знакомство с высказываниями великих людей о добре (объяснить значение этих высказываний). Понравившееся высказывание записать в тетрадь по литературе.
1. Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.
Л.Толстой
2. Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.
В.А. Сухомлинский
3. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Л.Н. Толстой
4.Доброта — качество, излишек которого не вредит.
Д. Голсуорси
- Наш урок я хочу завершить словами Л. Н. Толстого «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»
7. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», «Что такое душевная щедрость», используя тезис, приводя аргументы и делая вывод.