СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: "М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». Мцыри как романтический герой»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Продолжить обучение анализу художественного текста.

 Задачи:

Образовательные:

  • Продолжить изучение поэмы « Мцыри»;
  • дать характеристику Мцыри как романтическому герою;
  • определить способы раскрытия образа главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова  «Мцыри»; 
  • продолжить обучение работы с текстом художественного произведения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: "М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». Мцыри как романтический герой»»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». Мцыри как романтический герой»


Тип урока: Урок анализа


Цель: Продолжить обучение анализу художественного текста.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжить изучение поэмы « Мцыри»;

  • дать характеристику Мцыри как романтическому герою;

  • определить способы раскрытия образа главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»;

  • продолжить обучение работы с текстом художественного произведения.

Развивающие:

  • развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом: (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);

  • развитие речи и воображения учащихся, умения находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к творчеству поэта;

  • активизация и воспитание таких чувств, как сопереживание, сочувствие, человеколюбие.

Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "М.Ю.Лермонтов", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г; словарь литературоведческих терминов, карточки для анализа поэтического текста, компьютерная презентация.

Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.


1. Разговор к уроку.

-Назовите правила, которые надо соблюдать на уроке.

-Какого писателя мы изучаем?

-Кто такой М.Ю.Лермонтов?

- Что было задано на дом?

Учитель: На дом вам было дано задание: найти в тексте поэмы лирические отступления. Кто справился с заданием? Для чего же они нужны?


-Дайте определение поэмы.




-Какова тема произведения?











- Какова идея произведения?










- Какова композиция произведения?











- Как вы понимаете, что такое исповедь? (ответы учащихся)

1).Найти в тексте поэмы лирические отступления. Для чего же они нужны?

(Лирические отступления, описывающие природу, пейзаж - неотъемлемая часть романтического произведения.

Позволяют понять авторскую позицию, замысел).


2).Повторить литературоведческие определения.

(Поэма – вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя)


Тема – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней.
Идея – лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетние заключение в стенах монастыря, где человек не живёт полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Композиция поэмы своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе – строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трёх днях, проведённых на свободе, написана целая поэма.

3.

Сообщение темы урока


Слово учителя.

На прошлом уроке мы начали знакомство с поэмой «Мцыри», написанной в 1839 году.

- Какой вывод мы сделали на прошлом уроке?

-Сегодня на уроке мы проанализируем образ главного героя и докажем, что Мцыри – романтический герой.

- Тема нашего урока сегодня весьма обширна: «Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Мцыри – романтический герой».

- Давайте обратимся к плану. Что мы с вами будем делать сегодня на уроке?






Поэма Лермонтова - это романтическое произведение, в основе сюжета которого лежит традиционная романтическая ситуация-бегство из неволи.




Продолжим изучать произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри».


Мы узнаем…

Мы научимся…

Мы повторим…

4.

Введение нового материала. Работа над темой:

«Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Мцыри – романтический герой»



Для романтизма характерны следующие черты:

  • Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.

  • Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).

  • Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.








5.

Физкультминутка


Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.



6.

Работа над содержанием поэмы «Мцыри».


4. Анализ поэмы

-Кто герой поэмы?

-Кто же не доволен жизнью, кто бежит из неволи?


-Какова же главная страсть героя?


- А что значит для Мцыри быть свободным? Найдите ответы в тексте.




Вывод: Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых близких и родных,

Про волю дикую степей,

Про лёгких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал…

-О какой характерной черте романтизма мы можем здесь говорить?

-Что же увидел Мцыри на воле, что узнал о жизни во время своих скитаний? Проанализируйте их.

-Кто может сделать вывод?





-Ребята, мы с вами понимаем, что пейзаж в поэме играет большую роль.

-Что можно сказать о человеке, который так воспринимает природу?

-С этого утра начинается для Мцыри познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими незримыми существами, знающими тайны «неба и земли».

- Подумайте, дает ли Лермонтов портрет Мцыри?

Почему?

- Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?


Вывод. Черты, заложенные природой: могучий дух, гордость, сила воли.


– Сопоставьте цитаты, подберите синонимы:

Могучий дух его отцов” (сильный, смелый);

Душой дитя” (чистый, беспомощный, неопытный);

Судьбой монах” (божий человек, чистый).

Вывод. Богатство изобразительно - выразительных средств поэмы находится в тесной связи с богатством внутреннего мира героя. Но если у героя богатый внутренний мир, этого ещё недостаточно, чтобы назвать его романтическим героем. Герой должен совершать поступки, должен действовать.


-Что же успел совершить Мцыри на воле?

- Все эти переживания Мцыри можно объяснить одним словом. Каким?







- Какое привычное слово, а что же значит оно для Мцыри?

- В этих переживаниях и раскрывается характер романтического героя. Таков Мцыри!

Почему же погиб Мцыри? Ответить на этот философский вопрос вам поможет игра « Незаконченное предложение» (Приложение №2)

- Обстоятельства, в которых оказался Мцыри с детства лишили его связи с людьми, с родным домом – эта неудовлетворённость жизнью и привела его к гибели.

-Какова последняя просьба главного героя?










-Почему же, несмотря на гибель героя, поэма не кажется нам мрачной, исполненной отчаяния и безнадёжности?

-Эти выводы и позволяют назвать Мцыри романтическим героем. Личность Мцыри многогранна, так как впитала в себя картины родной природы.

Мцыри-отражение свободолюбивых идей самого Лермонтова.


Мцыри




Стремление жить полно в мире борьбы и свободы на далёкой любимой родине.


А) Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет мы рождены.

Б) Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть не знакомой, но родной.

В) Я мало жил, и жил в плену, Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. Г) …Я цель одну Пройти в родимую страну Имел в душе.




Романтический герой – бунтарь, враждующий с миром или обществом, часто непонятый им.

Двоемирие (мир реальный и идеальный).

(цитаты из гл.6,9,10,11)


Вывод: Его поражает богатство и многообразие природы. Серые «мёртвые» стены монастыря противопоставлены живому миру. В этих строчках чувствуется его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней.

Выборочное чтение: Описание утра. Гл.11 –от слов « Кругом меня…//до слов Я в нём глазами и душой тонул»)






Обобщенный портрет, судьба многих горцев.


Он был, казалось, лет шести.

Как серна гор, пуглив и дик.

И слаб и гибок, как тростник,

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов. …


Даже слабый стон из детских

губ не вылетал

И тихо, гордо умирал. Бродил безмолвен, одинок



(занесём в таблицу).

Приложение №1







ЖИЗНЬ! В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: (Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил – и жизнь моя / Без этих трех блаженных дней / Была б печальней и мрачней / Бессильной старости твоей…). Природа открывает Мцыри смысл жизни: все рождается не для тюрьмы, а для воли.


«Жить» для Мцыри – значит чувствовать: испытывать страх, голод, радоваться красоте природы и женщины, ощущать свою силу, отвагу, любовь к жизни.















( Когда я стану умирать,

И, верь, тебе не долго ждать,

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций белых два куста…

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлёт…)

Гибель Мцыри нельзя назвать поражением и смирением, он боролся, хотел изменить жизнь, сумел узнать, что такое свобода; испытал счастье борьбы и радость слияния с миром.


7.

Домашнее задание

1. Доказать, что Мцыри- романтический герой.

2. Заполнить таблицу цитатами из поэмы.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

8.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я могу себя похвалить за …








 Заполняют бланк самооценки.



Приложение №1

Ключевые эпизоды

Черты характера

Цитаты (одна – две)

Бегство из монастыря, попытка

Это дало пьянящее чувство свободы.

найти дорогу домой.




Встреча с грузинкой

Вызвала «сладкую тоску», желание любить и быть любимым.




Бой с барсом

Мцыри познал счастье борьбы и восторг победы



Приложение №2

Игра «Незаконченное предложение»:

Истоки трагедии Мцыри – это условия _________________________________________. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его ______________________и

привели к_________________________.

Его последнее предсмертное желание – ___________________________________________.

Это не примирение, а победа: жизнь обрекла его на ________________________, а три дня воли дали_________________________. Поэтому его гибель вызывает _____________________ за Мцыри.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!