2. | Опрос домашнего задания. | 1. Разговор к уроку. -Назовите правила, которые надо соблюдать на уроке. -Какого писателя мы изучаем? -Кто такой М.Ю.Лермонтов? - Что было задано на дом? Учитель: На дом вам было дано задание: найти в тексте поэмы лирические отступления. Кто справился с заданием? Для чего же они нужны? -Дайте определение поэмы. -Какова тема произведения? - Какова идея произведения? - Какова композиция произведения? - Как вы понимаете, что такое исповедь? (ответы учащихся) | 1).Найти в тексте поэмы лирические отступления. Для чего же они нужны? (Лирические отступления, описывающие природу, пейзаж - неотъемлемая часть романтического произведения. Позволяют понять авторскую позицию, замысел). 2).Повторить литературоведческие определения. (Поэма – вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя) Тема – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней. Идея – лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетние заключение в стенах монастыря, где человек не живёт полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре. Композиция поэмы своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе – строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трёх днях, проведённых на свободе, написана целая поэма. |
6. | Работа над содержанием поэмы «Мцыри». | 4. Анализ поэмы -Кто герой поэмы? -Кто же не доволен жизнью, кто бежит из неволи? -Какова же главная страсть героя? - А что значит для Мцыри быть свободным? Найдите ответы в тексте.
Вывод: Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»: Про милых близких и родных, Про волю дикую степей, Про лёгких, бешеных коней, Про битвы чуждые меж скал… -О какой характерной черте романтизма мы можем здесь говорить? -Что же увидел Мцыри на воле, что узнал о жизни во время своих скитаний? Проанализируйте их. -Кто может сделать вывод? -Ребята, мы с вами понимаем, что пейзаж в поэме играет большую роль. -Что можно сказать о человеке, который так воспринимает природу? -С этого утра начинается для Мцыри познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». - Подумайте, дает ли Лермонтов портрет Мцыри? Почему? - Какое впечатление производит Мцыри – ребенок? Вывод. Черты, заложенные природой: могучий дух, гордость, сила воли. – Сопоставьте цитаты, подберите синонимы: “Могучий дух его отцов” (сильный, смелый); “Душой дитя” (чистый, беспомощный, неопытный); “Судьбой монах” (божий человек, чистый). Вывод. Богатство изобразительно - выразительных средств поэмы находится в тесной связи с богатством внутреннего мира героя. Но если у героя богатый внутренний мир, этого ещё недостаточно, чтобы назвать его романтическим героем. Герой должен совершать поступки, должен действовать. -Что же успел совершить Мцыри на воле? - Все эти переживания Мцыри можно объяснить одним словом. Каким? - Какое привычное слово, а что же значит оно для Мцыри? - В этих переживаниях и раскрывается характер романтического героя. Таков Мцыри! Почему же погиб Мцыри? Ответить на этот философский вопрос вам поможет игра « Незаконченное предложение» (Приложение №2) - Обстоятельства, в которых оказался Мцыри с детства лишили его связи с людьми, с родным домом – эта неудовлетворённость жизнью и привела его к гибели. -Какова последняя просьба главного героя? -Почему же, несмотря на гибель героя, поэма не кажется нам мрачной, исполненной отчаяния и безнадёжности? -Эти выводы и позволяют назвать Мцыри романтическим героем. Личность Мцыри многогранна, так как впитала в себя картины родной природы. Мцыри-отражение свободолюбивых идей самого Лермонтова. | Мцыри Стремление жить полно в мире борьбы и свободы на далёкой любимой родине. А) Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет мы рождены. Б) Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть не знакомой, но родной. В) Я мало жил, и жил в плену, Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. Г) …Я цель одну Пройти в родимую страну Имел в душе. Романтический герой – бунтарь, враждующий с миром или обществом, часто непонятый им. Двоемирие (мир реальный и идеальный). (цитаты из гл.6,9,10,11) Вывод: Его поражает богатство и многообразие природы. Серые «мёртвые» стены монастыря противопоставлены живому миру. В этих строчках чувствуется его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней. Выборочное чтение: Описание утра. Гл.11 –от слов « Кругом меня…//до слов Я в нём глазами и душой тонул») Обобщенный портрет, судьба многих горцев. Он был, казалось, лет шести. Как серна гор, пуглив и дик. И слаб и гибок, как тростник, Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов. … …Даже слабый стон из детских губ не вылетал … И тихо, гордо умирал. Бродил безмолвен, одинок (занесём в таблицу). Приложение №1 ЖИЗНЬ! В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: (Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил – и жизнь моя / Без этих трех блаженных дней / Была б печальней и мрачней / Бессильной старости твоей…). Природа открывает Мцыри смысл жизни: все рождается не для тюрьмы, а для воли. «Жить» для Мцыри – значит чувствовать: испытывать страх, голод, радоваться красоте природы и женщины, ощущать свою силу, отвагу, любовь к жизни. ( Когда я стану умирать, И, верь, тебе не долго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста… Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлёт…) Гибель Мцыри нельзя назвать поражением и смирением, он боролся, хотел изменить жизнь, сумел узнать, что такое свобода; испытал счастье борьбы и радость слияния с миром. |