СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по физической культуре для 5 класса «Утренняя гигиеническая гимнастика».

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по физической культуре 5 класс в рамках проекта "Живи долго"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физической культуре для 5 класса «Утренняя гигиеническая гимнастика».»

Конспект урока по физической культуре

для 5 класса

«Утренняя гигиеническая гимнастика».


Задачи урока:

образовательная задача – освоение учащимися правил составления комплекса утренней зарядки;

развивающая задача – развить потребность в ежедневном выполнении комплекса утренней зарядки;

воспитательная задача – развитие коммуникативной культуры – умение обобщать и отстаивать свою точку зрения;


Вводная часть урока – 10 – 12 минут

1. Построение. Приветствие.

2. Беседа.

В современном обществе человек испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональные напряжения, информационные перегрузки, плохие экологические условия. Эти факторы очень часто сочетаются с недостаточной физической активностью. Действие неблагоприятных факторов окружающей среды и малоподвижного образа жизни оказывает чрезвычайно негативное воздействие на организм, нарушая его нормальное функционирование и способствуя развитию различных заболеваний.

Очень важно применять комплекс разнообразных средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья организма. Здоровый человек - это полноценный член общества, который отличается высоким уровнем физической и умственной работоспособности, хорошим самочувствием, внутренним душевным комфортом.

Одним из мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя гигиеническая гимнастика. Помимо специфического влияния, облегчающего процесс перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования, выполнение упражнений утренней гимнастики увеличивает уровень общей физической активности человека.

Как и большинство воздействий на организм, утренняя гимнастика полезна только при условии ее грамотного применения, которое учитывает специфику функционирования организма после сна, а также индивидуальные особенности конкретного человека.

Поэтому целью урока является научиться правильно, подбирать упражнения для составления комплекса упражнений утренней гимнастики.

- каждый комплекс должен быть составлен в соответствии с алгоритмом;

- при правильном составлении комплекса каждое упражнение будет способствовать пробуждению организма от сна;

- каждая группа должна будет сформулировать требования к организации и проведению комплекса утренней гимнастики:

А) к одежде

Б) к помещению

В) к музыкальному сопровождению

Г) к организации занятий.

Критерии оценивания выполненных проектов:

«5» - комплекс составлен в соответствии с алгоритмом, составлены требования к организации и проведению утренней гимнастики;

«4» - комплекс составлен с небольшими нарушениями алгоритма, составлены требования к организации и проведению утренней гимнастики;

«3» - комплекс составлен с нарушениями алгоритма, не составлены требования к организации и проведению утренней гимнастики.


Физические упражнения, применяемые в утренней зарядке

Поскольку организм после сна еще не полностью перешел к состоянию активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике не показано, по крайней мере, в начале занятия. Не целесообразно упражнениями утренней гимнастики доводить организм до состояния выраженного утомления, так как это отрицательно скажется на умственной и физической работоспособности в течение дня.
  Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней зарядки

* устранить некоторые последствия сна (отечности, вялость, сонливость и др.)
*  увеличить тонус нервной системы
* усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других)

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений, часто встречающихся в жизни современного человека.

В результате грамотного выполнения комплекса утренней гимнастики создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей зарядки исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие.
  Наиболее подходящие упражнения для утренней гимнастики

* Упражнения на потягивание
* Различные виды ходьбы
* Общеразвивающие упражнения (наклоны, повороты, приседания, выпады, вращения в суставах и др.)
* Упражнения на растягивание (на развитие гибкости)
*  Танцевальные движения

*  Бег трусцой и легкие прыжки
* Дыхательные упражнения

Здоровому человеку начать комплекс гимнастики можно с упражнений на потягивание, затем выполнить различные виды ходьбы (простая ходьба, ходьба с различными движениями руками, ходьба в полуприседе, танцевальные шаги, элементы степ-аэробики и др.), потом - общеразвивающие упражнения на основные мышечные группы, закончить которые можно легким бегом или прыжками. Завершить комплекс гимнастики полезно дыхательными упражнениями.


Основная часть урока – 25- 30 минут.

1. Деление учащихся на 4 группы.

2. Выполнение упражнений по станциям.

Каждая группа, переходя от одной станции к другой:

2.1 выполняет предложенные им упражнения и из них выбирает упражнения, которые считают наиболее приемлемыми при составлении комплекса утренней гигиенической гимнастики;

2.2 в процессе выполнения упражнений составляет требования к организации и проведению утренней гимнастики.

3. Каждая группа представляет свой комплекс упражнений для проведения утренней гигиенической гимнастики.

4. Обсуждение составленных комплексов учащимися.

5. Рефлексия (почему выбрали в комплекс утренней гигиенической гимнастики то или иное упражнение, обоснуйте).


Заключительная часть – 5 -8 минут

1. Построение.

2.Выводы:
Таким образом, ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики и в отдельных случаях - лечения заболеваний, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня.

Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности человека, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс утреней зарядки не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышая настроение, самочувствие и активность человека.

Гигиенические требования к организации занятий утренней гимнастикой:

Гигиена - наука о создании условий для сохранения здоровья человека.

Гигиеническая гимнастика — это система простейших упражнений, направленная на обеспечение оптимального текущего состояния организма человека. Может применяться практически во всех возрастных периодах и при любой подготовленности к физической нагрузке.

Требования к одежде

одежда для занятий должна быть свободной, удобной, легкой, не стесняющей движения. Хорошо, когда одежда для занятий помимо гигиенических отвечает и эстетическим требованиям. В красивой одежде заниматься приятней, при этом в большей степени повышается настроение.

Если занятие проходит на улице, аналогичные требования предъявляются и к обуви. При занятии в помещении на теплом чистом полу, обувь можно не надевать.
Требования к помещению

Помещение для занятий должно быть относительно просторным, хорошо проветренным, чистым, с хорошим освещением.

В теплое время года зарядку можно проводить на улице. В этом случае организм испытывает на себе на только действие физических упражнений, но естественных природных факторов - солнца, воздуха, - которые оказывают закаливающий эффект.

Требования к музыкальному сопровождению

Упражнения утренней гимнастики лучше проводить под ритмичную, веселую музыку.

Громкость музыки не должна быть слишком низкой, но и не должна быть слишком высокой, так как чрезмерно громкая музыка вызывает развитие охранительного торможения в нервной системе.

Бодрая ритмичная веселая музыка увеличивает тонус нервной системы, поднимает настроение, вызывает желание двигаться. Она в существенной мере облегчает процессы пробуждения, снижая вялость после сна.

Следует избегать использовать музыку, содержащую напряженные пугающие звуки, так как после сна, находясь в заторможенном состоянии, организм чрезвычайно чувствителен к подобным влияниям на уровне подсознательного восприятия.

Для поддержания интереса к занятиям музыкальное сопровождение следует периодически менять.


3. Выставление оценок учащимся за урок.











Станция № 4

Упражнения для подготовки к утренней гимнастике


Упражнения для головы

Станция №1

Упражнения для плеч


Упражнения для рук

Станция №2

Упражнения для туловища


Упражнения для ног

Станция №3

Упражнения завершающие утреннюю гимнастику


Упражнения на дыхание





Оранжевая зона

Упражнение №1

И.П. – лёжа на полу

На 1-2 – поднять ноги по прямым углом

На 3-4 – опустить в исходное положение

Дозировка – 10-15 раз.

Упражнение№2

И.П. – О.С.

Ходьба на месте под музыку. Дыхание равномерное.

В течение 30 секунд.

Упражнение №3

И.П. – стоя у стены, прижаться к стене затылком, лопатками, ягодицами и пятками.

На 1-4 отойти от стены, удерживая положение тела в течение 15 секунд.

Вернуться в исходное положение.

Дозировка – 10 15 раз.

Упражнение №4

И.П. – О.С., руки на поясе

На 1-4 выполнять поочерёдные наклоны головы влево, вправо, вперёд и назад.

Дозировка – 6-8 раз.

Упражнение №5

И.П. – руки на поясе, ноги на ширине плеч.

На 1-4 выполнять круговые движения головой вправо, на 5-8 круговые движения головой влево.

Дозировка – 6-8 раз.


Розовая зона

Упражнение №1

И.П. – сидя на стуле, ноги на гимнастической палке.

Надавливая на гим. палку катать её от пальцев ступней до пятки и обратно.

Дозировка – 15-20 раз.

Упражнение №2

И.П. – О.С.

На 1-2 поднять и опустить правое плечо

На 3-4 поднять и опустить левое плечо.

Дозировка – 6-8 раз каждое плечо.

Упражнение №3

И.П. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью.

На 1-2 выполнить рывки руками перед грудью

На 3-4 рывки, руки в сторону.

Дозировка – 6-8 раз.

Упражнение №4

И.П. – руки к плечам, ноги на ширине плеч.

На 1-3 круговые движения руками вперёд

На 4-6 круговые движения руками назад

Дозировка – 6-8 раз

Упражнение №5

И.П. – лёжа на животе, согнутыми руками упираться перед собой.

На 1-3 – выпрямляя руки, прогнуться

На 4 вернуться в и.п.

Дозировка - 10-15 раз



Синяя зона

Упражнение №1

И.П. – о.с., руки на поясе

На 1-3 – прыжки на месте

На 4 - поворот на 180 градусов

Дозировка – 8-10 раз

Упражнение №2

И.П. – о.с.

Бег трусцой на месте

Дозировка – 30 секунд.

Упражнение №3

И.П. – О.С.

На 1-2 – поднимаясь на носки, поднять руки вверх, потянуться

На 3-4 – вернуться в и.п.

Дозировка – 5-7 раз

Упражнение №4

И.П. – лёжа на спине.

На 1-4 – медленно поднимать ноги за голову

На 5-8 – вернуться в и.п.

Упражнение №5

И.П. – О.С., руки прижаты к груди

На 1-2 – развести руки в стороны, глубокий вдох

На 3-4 – прижать руки к груди, полный выдох.

Дозировка – 6-7 раз.



Зелёная зона

Упражнение №1

И.П. – О.С., на голове книга.

Сделать десять шагов вперёд, повернуться кругом и вернуться в и.п.

Книга не должна упасть с головы.

Упражнение №2

И.П. – ноги на ширине плеч, руки вперёд.

На 1-2 – выполнить мах левой ногой к правой руке, вернуться в и.п.

На 3-4 – выполнить мах правой ногой к левой руке, вернуться в и.п.

Дозировка – 6-8 раз

Упражнение №3

И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.

На 1-4 – выполнить круговые вращения туловищем вправо

На 5-8 – выполнить круговые вращения туловищем влево

Дозировка – 5-7 раз в каждую сторону.

Упражнение №4

И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе

На 1-4 – поднять правую руку вверх, выполнить три пружинящих наклона влево и вернуться и.п.

На 5-8 – поднять левую руку вверх, выполнить три пружинящих наклона вправо и вернуться в и.п.

Упражнение №5

И.П. – О.С.

На 1-3 выполнить выпад правой ногой вперёд, сделать три покачивания

На 4 – вернуться в и.п.

На 5-8 тоже самое с левой ноги.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!