Конспект урока по физической культуре
для 5 класса
«Утренняя гигиеническая гимнастика».
Задачи урока:
образовательная задача – освоение учащимися правил составления комплекса утренней зарядки;
развивающая задача – развить потребность в ежедневном выполнении комплекса утренней зарядки;
воспитательная задача – развитие коммуникативной культуры – умение обобщать и отстаивать свою точку зрения;
Вводная часть урока – 10 – 12 минут
1. Построение. Приветствие.
2. Беседа.
В современном обществе человек испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональные напряжения, информационные перегрузки, плохие экологические условия. Эти факторы очень часто сочетаются с недостаточной физической активностью. Действие неблагоприятных факторов окружающей среды и малоподвижного образа жизни оказывает чрезвычайно негативное воздействие на организм, нарушая его нормальное функционирование и способствуя развитию различных заболеваний.
Очень важно применять комплекс разнообразных средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья организма. Здоровый человек - это полноценный член общества, который отличается высоким уровнем физической и умственной работоспособности, хорошим самочувствием, внутренним душевным комфортом.
Одним из мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя гигиеническая гимнастика. Помимо специфического влияния, облегчающего процесс перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования, выполнение упражнений утренней гимнастики увеличивает уровень общей физической активности человека.
Как и большинство воздействий на организм, утренняя гимнастика полезна только при условии ее грамотного применения, которое учитывает специфику функционирования организма после сна, а также индивидуальные особенности конкретного человека.
Поэтому целью урока является научиться правильно, подбирать упражнения для составления комплекса упражнений утренней гимнастики.
- каждый комплекс должен быть составлен в соответствии с алгоритмом;
- при правильном составлении комплекса каждое упражнение будет способствовать пробуждению организма от сна;
- каждая группа должна будет сформулировать требования к организации и проведению комплекса утренней гимнастики:
А) к одежде
Б) к помещению
В) к музыкальному сопровождению
Г) к организации занятий.
Критерии оценивания выполненных проектов:
«5» - комплекс составлен в соответствии с алгоритмом, составлены требования к организации и проведению утренней гимнастики;
«4» - комплекс составлен с небольшими нарушениями алгоритма, составлены требования к организации и проведению утренней гимнастики;
«3» - комплекс составлен с нарушениями алгоритма, не составлены требования к организации и проведению утренней гимнастики.
Физические упражнения, применяемые в утренней зарядке
Поскольку организм после сна еще не полностью перешел к состоянию активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике не показано, по крайней мере, в начале занятия. Не целесообразно упражнениями утренней гимнастики доводить организм до состояния выраженного утомления, так как это отрицательно скажется на умственной и физической работоспособности в течение дня.
Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней зарядки
* устранить некоторые последствия сна (отечности, вялость, сонливость и др.)
* увеличить тонус нервной системы
* усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других)
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений, часто встречающихся в жизни современного человека.
В результате грамотного выполнения комплекса утренней гимнастики создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей зарядки исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие.
Наиболее подходящие упражнения для утренней гимнастики
* Упражнения на потягивание
* Различные виды ходьбы
* Общеразвивающие упражнения (наклоны, повороты, приседания, выпады, вращения в суставах и др.)
* Упражнения на растягивание (на развитие гибкости)
* Танцевальные движения
* Бег трусцой и легкие прыжки
* Дыхательные упражнения
Здоровому человеку начать комплекс гимнастики можно с упражнений на потягивание, затем выполнить различные виды ходьбы (простая ходьба, ходьба с различными движениями руками, ходьба в полуприседе, танцевальные шаги, элементы степ-аэробики и др.), потом - общеразвивающие упражнения на основные мышечные группы, закончить которые можно легким бегом или прыжками. Завершить комплекс гимнастики полезно дыхательными упражнениями.
Основная часть урока – 25- 30 минут.
1. Деление учащихся на 4 группы.
2. Выполнение упражнений по станциям.
Каждая группа, переходя от одной станции к другой:
2.1 выполняет предложенные им упражнения и из них выбирает упражнения, которые считают наиболее приемлемыми при составлении комплекса утренней гигиенической гимнастики;
2.2 в процессе выполнения упражнений составляет требования к организации и проведению утренней гимнастики.
3. Каждая группа представляет свой комплекс упражнений для проведения утренней гигиенической гимнастики.
4. Обсуждение составленных комплексов учащимися.
5. Рефлексия (почему выбрали в комплекс утренней гигиенической гимнастики то или иное упражнение, обоснуйте).
Заключительная часть – 5 -8 минут
1. Построение.
2.Выводы:
Таким образом, ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики и в отдельных случаях - лечения заболеваний, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня.
Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности человека, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс утреней зарядки не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышая настроение, самочувствие и активность человека.
Гигиенические требования к организации занятий утренней гимнастикой:
Гигиена - наука о создании условий для сохранения здоровья человека.
Гигиеническая гимнастика — это система простейших упражнений, направленная на обеспечение оптимального текущего состояния организма человека. Может применяться практически во всех возрастных периодах и при любой подготовленности к физической нагрузке.
Требования к одежде
одежда для занятий должна быть свободной, удобной, легкой, не стесняющей движения. Хорошо, когда одежда для занятий помимо гигиенических отвечает и эстетическим требованиям. В красивой одежде заниматься приятней, при этом в большей степени повышается настроение.
Если занятие проходит на улице, аналогичные требования предъявляются и к обуви. При занятии в помещении на теплом чистом полу, обувь можно не надевать.
Требования к помещению
Помещение для занятий должно быть относительно просторным, хорошо проветренным, чистым, с хорошим освещением.
В теплое время года зарядку можно проводить на улице. В этом случае организм испытывает на себе на только действие физических упражнений, но естественных природных факторов - солнца, воздуха, - которые оказывают закаливающий эффект.
Требования к музыкальному сопровождению
Упражнения утренней гимнастики лучше проводить под ритмичную, веселую музыку.
Громкость музыки не должна быть слишком низкой, но и не должна быть слишком высокой, так как чрезмерно громкая музыка вызывает развитие охранительного торможения в нервной системе.
Бодрая ритмичная веселая музыка увеличивает тонус нервной системы, поднимает настроение, вызывает желание двигаться. Она в существенной мере облегчает процессы пробуждения, снижая вялость после сна.
Следует избегать использовать музыку, содержащую напряженные пугающие звуки, так как после сна, находясь в заторможенном состоянии, организм чрезвычайно чувствителен к подобным влияниям на уровне подсознательного восприятия.
Для поддержания интереса к занятиям музыкальное сопровождение следует периодически менять.
3. Выставление оценок учащимся за урок.
Станция № 4 | Упражнения для подготовки к утренней гимнастике |
| Упражнения для головы |
Станция №1 | Упражнения для плеч |
| Упражнения для рук |
Станция №2 | Упражнения для туловища |
| Упражнения для ног |
Станция №3 | Упражнения завершающие утреннюю гимнастику |
| Упражнения на дыхание |
Оранжевая зона
Упражнение №1 И.П. – лёжа на полу На 1-2 – поднять ноги по прямым углом На 3-4 – опустить в исходное положение Дозировка – 10-15 раз. |
Упражнение№2 И.П. – О.С. Ходьба на месте под музыку. Дыхание равномерное. В течение 30 секунд. |
Упражнение №3 И.П. – стоя у стены, прижаться к стене затылком, лопатками, ягодицами и пятками. На 1-4 отойти от стены, удерживая положение тела в течение 15 секунд. Вернуться в исходное положение. Дозировка – 10 15 раз. |
Упражнение №4 И.П. – О.С., руки на поясе На 1-4 выполнять поочерёдные наклоны головы влево, вправо, вперёд и назад. Дозировка – 6-8 раз. |
Упражнение №5 И.П. – руки на поясе, ноги на ширине плеч. На 1-4 выполнять круговые движения головой вправо, на 5-8 круговые движения головой влево. Дозировка – 6-8 раз. |
Розовая зона
Упражнение №1 И.П. – сидя на стуле, ноги на гимнастической палке. Надавливая на гим. палку катать её от пальцев ступней до пятки и обратно. Дозировка – 15-20 раз. |
Упражнение №2 И.П. – О.С. На 1-2 поднять и опустить правое плечо На 3-4 поднять и опустить левое плечо. Дозировка – 6-8 раз каждое плечо. |
Упражнение №3 И.П. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. На 1-2 выполнить рывки руками перед грудью На 3-4 рывки, руки в сторону. Дозировка – 6-8 раз. |
Упражнение №4 И.П. – руки к плечам, ноги на ширине плеч. На 1-3 круговые движения руками вперёд На 4-6 круговые движения руками назад Дозировка – 6-8 раз |
Упражнение №5 И.П. – лёжа на животе, согнутыми руками упираться перед собой. На 1-3 – выпрямляя руки, прогнуться На 4 вернуться в и.п. Дозировка - 10-15 раз |
Синяя зона
Упражнение №1 И.П. – о.с., руки на поясе На 1-3 – прыжки на месте На 4 - поворот на 180 градусов Дозировка – 8-10 раз |
Упражнение №2 И.П. – о.с. Бег трусцой на месте Дозировка – 30 секунд. |
Упражнение №3 И.П. – О.С. На 1-2 – поднимаясь на носки, поднять руки вверх, потянуться На 3-4 – вернуться в и.п. Дозировка – 5-7 раз |
Упражнение №4 И.П. – лёжа на спине. На 1-4 – медленно поднимать ноги за голову На 5-8 – вернуться в и.п. |
Упражнение №5 И.П. – О.С., руки прижаты к груди На 1-2 – развести руки в стороны, глубокий вдох На 3-4 – прижать руки к груди, полный выдох. Дозировка – 6-7 раз. |
Зелёная зона
Упражнение №1 И.П. – О.С., на голове книга. Сделать десять шагов вперёд, повернуться кругом и вернуться в и.п. Книга не должна упасть с головы. |
Упражнение №2 И.П. – ноги на ширине плеч, руки вперёд. На 1-2 – выполнить мах левой ногой к правой руке, вернуться в и.п. На 3-4 – выполнить мах правой ногой к левой руке, вернуться в и.п. Дозировка – 6-8 раз |
Упражнение №3 И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. На 1-4 – выполнить круговые вращения туловищем вправо На 5-8 – выполнить круговые вращения туловищем влево Дозировка – 5-7 раз в каждую сторону. |
Упражнение №4 И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе На 1-4 – поднять правую руку вверх, выполнить три пружинящих наклона влево и вернуться и.п. На 5-8 – поднять левую руку вверх, выполнить три пружинящих наклона вправо и вернуться в и.п. |
Упражнение №5 И.П. – О.С. На 1-3 выполнить выпад правой ногой вперёд, сделать три покачивания На 4 – вернуться в и.п. На 5-8 тоже самое с левой ноги. |