Муниципальное образовательное учреждение
«Елань-Коленовская средняя общеобразовательная школа №1»
Конспект открытого урока по геометрии
по теме: «Площадь треугольника»
(8 класс, к учебнику Л.С.Атанасяна )
Подготовила: учитель математики
Морозова С.В.
декабрь, 2017 г.
Цель урока: создать условия для вывода формул площади прямоугольного и произвольного треугольников, научиться применять их для решения практических и теоретических задач.
Задачи урока:
Общеучебные:
Воспитательные:
формировать культуру речи учащихся;
воспитывать самостоятельность, уверенность, чувство собственного достоинства.
Коррекционно - развивающие:
дальнейшее формирование познавательного интереса;
познавательной самостоятельности на основе: соединения теоретического материала с его практическим применением;
создание проблемной ситуации при изучении и закреплении изучаемого материала;
развитие творческих способностей учащихся, развитие умственной и особенно мыслительной активности, развитие самостоятельности и умения учиться, развитие навыков самоконтроля.
Тип урока: урок формирования знаний.
Методы обучения: ИКТ, метод исследования, технология развивающего обучения, технология деятельностного похода, фронтальная беседа, фронтальный опрос.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
Организационный момен ( 3 мин)
Девиз урока: «Дойти можно лишь тогда, когда идешь,
узнать можно лишь тогда, когда учишься».
Вьетнамская пословица.
Сегодня мы будем с вами выводить площадь фигуры, которая вот уже два с половиной тысячелетия является как бы символом геометрии; но не только символом, но и - АТОМОМ ГЕОМЕТРИИ. А почему ее так называют, мы выясним в конце урока. А сейчас давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на предыдущих уроках?
Изучали площади фигур.
Актуализация знаний учащихся (10 мин)
Решение задач на готовых чертежах с целью закрепления формулы для вычисления площади параллелограмма (два из заданий содержат домашние номера)
А В
1. АВСD – прямоугольник.
Найти площадь прямоугольника.
12
D C
32
- Какая геометрическая фигура называется прямоугольником?
- Что известно в задаче?
-Что нужно найти?
-По какой, формуле находим площадь прямоугольника? (вешаю формулу на доску).
В С
6 2. ABCD – параллелограмм.
∟BAD = 30o
Найти площадь параллелограмма.
А D
10
Какая геометрическая фигура изображена на чертеже? Что известно в задаче? Что нужно найти? По какой, формуле находим площадь параллелограмма? (вешаю формулу на доску).
В С
3. ABCD – параллелограмм.
∟BCD = 30o
8 Найти площадь параллелограмма.
А D
12
Составьте дано к задаче. Что требуется найти? Найдите площадь параллелограмма.
В С
4. Дано:
ABCD – параллелограмм,
ВК = 7 см,
K АМ = 4 см,
∟ВАМ = 60o
Найти: S.
А M D
Ответы к задачам: 1) 384 ед.²; 2) 30 ед.²; 3) 48 ед.2; 4) 56 см²
Скажите, данные задания вам не кажутся знакомыми?
Домашний номер такой же, как и номер 4.
Хорошо. Проверьте, сошёлся ли у вас в ответ с этими номером.
Практическая работа.
- У вас на столе лежит лист прямоугольной формы. Возьмите его, проведите диагональ и разрежьте его по диагонали на две фигуры.
-Назовите, какие геометрические фигуры у вас получились? Треугольники.
- Какие это треугольники? Треугольники прямоугольные.
- Почему? Докажите. Треугольник называется прямоугольным, если он имеет прямой угол.
А т.к. треугольники получены из прямоугольника, то они содержат прямой угол.
-Что еще можно сказать об этих треугольниках? Треугольники равны.
- Почему вы думаете, что треугольники равны? Они совпадают при наложении друг на друга, следовательно, они равны.
- Что можно сказать о площадях равных фигур? Площади равных фигур равны.
И как вы думаете, какая же тема нашего урока? (Тема урока подписана на доске и закрыта листом бумаги. После ее озвучивания, лист убираю.)
Площадь треугольника.
Правильно. Подписали число и записали тему урока.
Как же найти площадь треугольника? Давайте рассуждать. Вспомните наше практическое задание, где мы из листа прямоугольной формы получили треугольник.
Мы умеем находить площадь прямоугольника S = a ·b .
А как, зная это, найти площадь треугольника?
Площадь треугольника равна половине площади прямоугольника, а, следовательно, S=ab/2. (вешаю формулу на доску)
Не забываем, что у нас треугольник - прямоугольный. Как называются стороны в прямоугольном треугольнике? Катеты, гипотенуза.
Вывод: Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения длин его катетов.
В тетрадях начертили прямоугольный треугольник и записали формулу нахождения площади данного треугольника.
Устно: Вычисление площади прямоугольного треугольника, катеты которого равны 2 см и 5 см (5см2 ); 4 дм и 15 дм (30дм2); 12 м и 10 м (60м2) .
Мы с вами научились находить площадь прямоугольного треугольника. Как вы думаете, как можно найти площадь произвольного треугольника?
Давайте опять вернемся к практической работе. Возьмите в руки полученные фигуры и попробуйте сложить из них один треугольник. Получилось? Внимательно посмотрите на него и попробуйте найти что – то вам известное.
Один катет станет общим.
Как называется данный отрезок в треугольнике? Высота.
Как называется сторона на которую опирается высота? Основание треугольника.
Посмотрите внимательно на формулу прямоугольного треугольника и попробуйте сказать, как найти площадь произвольного треугольника. S=ah/2. (вешаю формулу на доску)
Вывод: Площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту.
В тетрадях начертили произвольный треугольник и записали формулу нахождения площади данного треугольника
Устно: - Найдите площадь треугольника, если а (основание), a h (высота) 5см и 4см (10см 2), 8 дм и 5 дм ( 20 дм2), 11м и 20м (110м2) .
Минута отдыха.
А теперь давайте закроем глаза и попробуем погрузиться в себя, в свое тело. Представьте, что вы состоите из геометрических фигур: прямоугольников, окружностей, треугольников. Посмотрите, каких фигур больше. Головой начертите данную фигуру. Руками в воздухе начертите эту фигуру. Откройте глаза. Своему соседу по парте начертите эту геометрическую фигуру на спине.
Если у вас больше прямоугольников, то вы трудолюбивый и ответственный человек.
Если у вас больше треугольников, то вы решительны и немного вспыльчивы.
А если у вас преобладают окружности, то вы мягкий и добрый человек.
Работа с учебником.
Откройте учебник на стр.125, найдите и прочитайте определения нахождения площади прямоугольного и произвольного треугольников. (Зачитываем вслух)
А теперь откройте учебник на стр.128, решаем №468(в).
(у доски решает ученик с подробным решение и правильным оформлением задачи)
Применение формулы на итоговой аттестации учащихся.
Время летит быстро, и мы не успеем обернуться, как вы уже будете в 9 классе, а там экзамен. Поэтому начинаем готовиться уже сейчас. Посмотрите, как вычисляется площадь треугольника в экзаменационных тестах.
Решение задач по готовым чертежам.
Связь с жизнью.
- Скажите, ребята, как в жизни вам может пригодиться умение вычислять площади фигур?( Заслушать ответы)
- Я сейчас предлагаю вам решить следующую задачу
Задача. Решил папа построить беседку своими руками. Составил проект, рассчитал необходимое количество бруса, а вот сколько нужно черепицы для крыши, посчитать затрудняется. И попросил вас в этом ему помочь.
(проект беседки выводится на экран) Посчитайте сколько нужно папе купить пачек, если в одной пачке 3 м2 черепицы.
Один ученик у доски, остальные записывают решение в тетрадь.
S1тр. = (120*200):2 = 12000 см2 = 1, 2 м2
S4тр. = 1,2 * 4 = 4,8 м2
4,8 м2: 3 м2 = 1,6
Обратить внимание, что нужно купить 2 пачки черепицы.
Итог урока.
- Ну и конечно, надо понимать, что ответить на непростые вопросы в математике всем помогают знания полученные в школе. А значит и нам следует повторить, что сегодня на уроке мы узнали.
- Какая же геометрическая фигура называется «атомом геометрии»? Треугольник.
- А почему треугольник назвали «атомом геометрии»? Атом – это мельчайшая частица вещества. Следует, что из треугольников состоят почти все геометрические фигуры.
- Что нового узнали на уроке? Нахождение площади треугольника.
- Как найти площадь прямоугольного треугольника? S=ab/2.
- Как найти площадь произвольного треугольника? S=ah/2
Вы замечательно поработали на уроке. Оценив ваши работы и учитывая ваши ответы за устную работу, я поставила вам оценки. Надеюсь, этот материал вы не забудете. Помните слова французского инженера-физика Лауэ: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто». Думаю, что знания, которые вы получили сегодня, помогут вам на уроках геометрии в дальнейшем. А чтобы это случилось на самом деле, предлагаю вам выполнить следующую домашнюю работу.
Домашнее задание.
П. 50 – 52. №468(а).
Работа по готовым чертежам. (каждому индивидуально).
Рефлексия.
Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора»:
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Мне все понятно. Урок был полезен для меня.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Есть некоторые затруднения.
Красная карточка. Я не очень понимал, о чем идет речь, много непонятного.
Спасибо за урок. До свидания.