СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира "Тундра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира "Тундра" в 4 классе по программе "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Тундра"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жуковская средняя общеобразовательная школа № 2 им. Героя Советского Союза Е. П. Новикова













Конспект открытого урока

по окружающему миру на тему «Тундра»











Подготовила учитель начальных классов

Борисова Ирина Викторовна









г. Жуковка 2017г.

Тема урока: «Тундра».

Цели: сформировать представление о природной зоне тундре; ознакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно нахо­дить информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; комму­никативные — осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — анализи­ровать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Оборудование: карточки с текстом для индивидуального задания, карта природных зон, презентация, дополнительный материал для групп.





ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята, садитесь.

  • Давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.

2. Повторение пройденного материала (тест)

- Проверим домашнее задание. Тестовые задания будут выполнять 2 и 3 ряд. У вас на парте лежат листы с заданием. Переверните их. Каждый может выбрать тот цвет теста, который вам по силам. Зелёный цвет выберите те, кто уверен в своих знаниях, красный кто немножко сомневается. Подпишите листы. И прямо в них подчёркивайте или где надо дописывайте ответы.

На выполнение теста 5 минут. А с первым рядом мы побеседуем по вопросам.

  1. Где расположена зона арктических пустынь? (В огромном пространстве Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами).

  2. Каковы природные условия в этой зоне? ( Снег и лед здесь никогда не тают, по безмолвным снежным просторам гуляют холодные ветры, поскольку коротким полярным летом солнце поднимается невысоко, и его нежаркие, косые лучи отражаются ото льда и снега. Летом – полгода день, зимой – полгода ночь. Температура понижается до –60°…)

  3. Какие растения характерны для этой зоны? Животные?( К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы мхи, полярный мак, лишайники, водоросли; Больше всего таких птиц: чайки, кайры, гагарки, тупики. Животные: белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж.)

  4. Почему люди с давних пор осваивают арктику? (Неизвестные земли, загадочная природа, обилие рыбы, морских зверей, самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий, а этот путь лежит как раз через Северный Ледовитый океан)

  5. Какие экологические проблемы возникли в арктике? (В результате неумеренной охоты белые медведи и моржи стали редкими, с различных судов в воду и на берега попадают вредные вещества и мусор, уничтожаются промысловые виды рыб.)

Уровень 1*

1. В состав какого океана входят моря и острова Арктики?

А)Тихого Б)Северного Ледовитого В) Атлантического

2. Чем занимаются люди в Арктике?

А)разводят крупный рогатый скот Б)выращивают фрукты и овощи В) ловят рыбу

3. Какое растение можно встретить в Арктике?

А) мох Б) одуванчик В) ромашку

4. Какое явление не свойственно Арктике?

А) полярный день Б) полярная ночь В) полярное утро

5. Какой заповедник находится в зоне арктических пустынь?

А) Ильменский Б)«Остров Врангеля» В) Дальневосточный морской

6. Восстанови пропущенное звено цепи питания: рачки – … – тупик.

7. Как называют большое скопление птиц на салах?

Уровень 2

1. Какая из перечисленных птиц обитает в Арктике?

А) ворона Б) гагарка

2. Какое растение можно встретить в Арктике?

А) мох Б) одуванчик В) ромашку

3. Узнай явление по описанию.

Это явление можно увидеть полярной ночью в Арктике. В небе появляется свечение, напоминающее разноцветный, переливающийся занавес.

А)НЛО Б) Млечный путь В) Полярное сияние

4. Большое скопление птиц на скалах называют …

А) «птичьи рынки» Б)«птичьи базары»

5. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

А) для животных заводится корм, запрещено движение судов по Северному морскому пути

Б) полярники делают во льду проруби для ныряния животных, расчищают поверхность островов от снега

В) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану птицы

6. Маленькие жители морей и океанов, которыми питаются рыбы.

А) рачки Б) водоросли В) тупики

3. Самоопределение к деятельности Кроссворд

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать. В путешествиях многое можно узнать.

И друзьям об этом потом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас,

И опять в экспедицию отправляется наш класс

А теперь посмотрите все на экран.

- Разгадайте кроссворд и назовите ключевое слово в выделенной строчке. Оно подскажет вам нашу новую тему. (Слайд 2)











- Назовите тему нашего урока (Слайд 3)

- О чём пойдёт разговор на уроке? Узнаем…. Научимся… (Слайд 4)

(Слайд 5)Представьте, что если бы сотне художников, живущим в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились бы совсем разные картины. На одной мы увидели бы суровую тундру, на другой – пышный лес, а на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся – сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое!

- Как вы думаете, почему у художников получились бы такие разные, непохожие друг на друга, портреты России?

Мы сегодня отправляемся на экскурсию по тундре.

4. Открытие нового знания

4.1. Работа с картой

Экскурсия наша планировалась заранее, поэтому сопровождать нас будут географы, ботаники, зоологи , которые побывали в тундре в составе научно-исследовательских экспедиций.

Итак, садимся на оленьи упряжки, а пока будем ехать, послушаем песню про тундру и попробуем представить эту природную зону (Слайд 6)

(Звучит песня «Увезу тебя я в тундру»)

– Эта песня не только создала нам приподнятое настроение перед путешествием, но если вы вслушались в слова, то многое могли узнать.

– Где расположена тундра? Обратимся к карте. (Самая северная, самая холодная зона – Арктика. К югу от этой зоны, вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. (Показ по карте.) На карте эта зона обозначена фиолетовым цветом)

Как поется в песне ?….Увезу на край земли …

Действительно, посмотрев на карту, мы видим, что тундра расположена на краю материка.

4.2. Подбор одежды (Слайд 7)

А теперь, оценив расположение тундры, вспомнив песню, подумайте, как одеться в экспедицию.

У вас на парте у каждого есть карточки с названием одежды (меховая куртка, валенки, босоножки, сланцы, кожаные перчатки, рукавицы, сарафан, гольфы, меховая шапка, джинсы, шорты и другие), подумайте и выйдите к доске те, кто считает, что его одежда подходит для нашего путешествия.

(Слайд «ОДЕЖДА КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ТУНДРЫ»)

– А вот как одеваются коренные жители тундры.

– С чем это связано?

– Да тундра – очень холодная зона.

- А сейчас включаются в работу наши географы, ботаники, зоологи. Им предстоит выяснить: Каков климат тундры? Что растёт? Кто живёт?

- У каждой группы на парте лежат карточки, на которых указаны основные вопросы исследования. Ответьте на эти вопросы по указанным страницам учебника и у вас получится рассказ, которым вы поделитесь со всем классом.

Карточка – 1 группа географы.

1. Откройте учебник на странице с. 84- 85

2. Где расположена тундра? (На севере России)

3. Что характерно для зимы в тундре? /Зима долгая, холодная, а температура достигает минут 50°./

4. Что представляет собой поверхность тундры? (Снег, мерзлота, которая уходит на глубину до 500 метров).

5. Какие водоемы преобладают на территории зоны тундры и почему?

 - Чему дает жизнь почва? (Растениям)

Группа ботаников расскажет нам о растительности зоны тундры.

Карточка – 2 группа ботаники.

1. Откройте учебник на странице 88

2. Какие растения встречаются в тундре? (Олений лишайник – ягель, мхи, морошка, голубика, брусника, карликовая березка, карликовая ива).

3. Почему растения в тундре низкорослые? (Так они приспособились к жизни в тундре. У поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров).

- Какие животные приспособились к жизни  в условиях зоны тундры. Слово предоставляется зоологам.

Карточка – 3 группа зоологи.

1. Откройте страницу 91-92 учебника.

2. Какие животные могут жить в тундре? Как они приспособились к условиям обитания?

А) насекомые

Б) птицы

В) животные



5.Первичное закрепление Сообщения учащихся

ассказ географов (рассказывают) (Слайд 8)

Учитель - Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить не проваливаясь. А под снегом замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает на 10- 50см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Ещё говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

- что такое снежная часть года – это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? (Снег и лёт оттаивают, превращаются в воду, а в земле вечная мерзлота и воде некуда уходить и она остаётся на поверхности земли и таким образом появляются болота.)

Мы познакомились с климатическими условиями тундры, а сейчас нам предстоит узнать, как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях

  1. Физкультминутка

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Тундра забелела,

Точно пеленою всю её одело.

Рассказ ботаников (Слайд 9-10)

– Растительный мир тундры значительно богаче, чем в Арктике.

Учитель:

– Мы говорим о природе России. Какое дерево является символом России?

– Берёза также карликовая ива, морошка, брусника

Слайд «Берёза»

- В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека.

Вывод «Особенности растений» (Слайд 11)

  • короткие корни, т.к. многолетняя мерзлота,

  • растения низкорослые, т.к. сильные ветры,

  • короткий период цветения и созревания плодов,

  • мелкие листья.

Давайте сначала познакомимся с некоторыми из обитателей тундры, а для этого отгадайте загадки народов Севера (Слайд12-13)

От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это северный… (олень).

Злая вьюга сугробы намела,
Все затихло, будто тундра замерла.
На снегу еле заметные следы,
Что за птиц белых стаи залегли?
(Белая куропатка)

Маленький шарик по тундре шарит. (Лемминг)

Всю зиму до самого лета
В наряд белоснежный одета.
Глаза, как зеленые блюдца,
Не плачут и не смеются.
При солнце таится и спит,
Во тьме на охоту летит. (Сова)

(Полярная, или Белая сова)

Белый клубок – за белым – скок.

(Долганская: песец и заяц, заяц-беляк или таймырский беляк)

- Об этих обитателях нам подробнее расскажут зоологи. (…)

Тундра и человек. (Слайд 14)

– В тундре проживают чукчи, ненцы, эвенки и другие малочисленные народы Севера. Главное занятие населения –оленеводство. Олени приносят большую пользу человеку. Люди зимой и летом ездят на оленях, используют в пищу молоко и мясо оленей. Из их шкур шьют обувь и одежду. В тундре много пушного зверя, поэтому население занимается охотой. Население также занимается рыболовством, потому что в морях и реках много рыбы. Местные жители выращивают скороспелые сорта овощей в парниках и теплицах. В тундре найдены богатейшие месторождения полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ, уголь.

(По ходу рассказа ребята демонстрируют фотографии народов Севера, образцы полезных ископаемых, рисунки основных занятий местных жителей)

Страничка экологии”

– Природа тундры необыкновенно ранима. От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. Для их восстановления потребуются годы. На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. местность загрязняется нефтью во время ее добычи.

Большой вред животному миру тундры наносит и незаконная охота – браконьерство.

Под особую охрану взяты редкие и исчезающие животные, например, птицы (Слайд 15)

  • белый журавль или стерх,

  • малый или тундровый лебедь,

  • краснозобая казарка, кречет.

Все они внесены в красную книгу России.

В тундре создан Таймырский заповедник в котором гнездятся такие редкие птицы, как краснозобая казарка и сокол-сапсан.(Слайд 16)

Природа тундры сурова. Но перед человеком она беззащитна. Осваивая тундру, люди не должны забывать об этом.

7.Рефлексия( Слайд 17-18)

  • Природные условия тундры менее суровы, чем …

  • В тундре много различных мхов и …

  • Кроме того здесь растут …, …, …, …

  • Растения тундры …, многие стелются по земле.

  • В тундре летом много комаров и мошек, поэтому сюда прилетают …, …, …

  • А вот постоянно живут в тундре белая … и полярная …

  • Самым главным животным тундры является северный …

  • Основное занятие населения тундры – …

8.Итог урока (Слайд19)

Что узнали… Чему мы научились…

9.Домашнее задание (Слайд 20)

Учебник: стр.84-92. Рабочая тетрадь стр. 42 – 43 № 1-3, 6











Карточка – 1 группа географы.

1. Откройте учебник на странице с. 84- 85

2. Где расположена тундра?

3. Что характерно для зимы в тундре?

4. Что представляет собой поверхность тундры?

5. Какие водоемы преобладают на территории зоны тундры и почему?


Карточка – 1 группа географы.

1. Откройте учебник на странице с. 84- 85

2. Где расположена тундра?

3. Что характерно для зимы в тундре?

4. Что представляет собой поверхность тундры?

5. Какие водоемы преобладают на территории зоны тундры и почему?


Карточка – 2 группа ботаники.

1. Откройте учебник на странице 88

2. Какие растения встречаются в тундре?

3. Почему растения в тундре низкорослые?

Карточка – 2 группа ботаники.

1. Откройте учебник на странице 88

2. Какие растения встречаются в тундре?

3. Почему растения в тундре низкорослые?

Карточка – 3 группа зоологи.

1. Откройте страницу 91-92 учебника.

2. Какие животные могут жить в тундре? Как они приспособились к условиям обитания?

А) насекомые

Б) птицы

В) животные


Карточка – 3 группа зоологи.

1. Откройте страницу 91-92 учебника.

2. Какие животные могут жить в тундре? Как они приспособились к условиям обитания?

А) насекомые

Б) птицы

В) животные





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!