ОНУ | (Перед уроком необходимо разделить детей на группы. Каждый ученик вытаскивает из корзинки фишку с цифрой от 1 до 4 и садится в соответствии с номером.) -Здравствуйте, ребята! Постараемся сегодня с вами успеть узнать много нового и интересного. Проверьте свою готовность к уроку. Можете присесть. Вы неспроста распределены на 4 группы и чуть позже узнаете почему. | Личностные: смыслообразование, самоопределение (формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности). Регулятивные: (управление своей деятельностью). Коммуникативные: развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем. |
Целеполагание | - Друзья, посмотрите на доску. Перед вами фрагменты географической карты. Что вы можете о них сказать? (Они представляют одну и ту же местность, но имеют разный формат - одна вертикальная, а другая горизонтальная) - Вы правы. И сейчас я оставлю на доске только ту карту, которая нам пригодится для урока. (остается горизонтальная) Вы сказали, что она имеет горизонтальное расположение, а что это значит? Как вы понимаете слово «горизонтальное»? Может быть вы знаете, от какого слова оно произошло? (От слова горизонт) -Кто же это появился нашем классе? Давайте посмотрим, что задумали ребята. Сказка про Север, Юг, Запад, Восток. (инсценирование сказки) Ведущий: - Как-то раз встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее. Север (ученик тепло одет в пуховик и замотан шарфом): - Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я - самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу! Юг (в яркой футболке и шортах): - А вот и не всех. Меня ты не заморозишь - такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я – самый важный! Я тёплыми морями управляю. Восток (в конической шляпе): - Откуда тепло исходит? От Солнца! А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я! Запад (светловолосый ребенок в расшитой рубахе): - Встаёт-то оно на востоке, да вот потом на закате ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я! Ведущий: - Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит: Солнце (желтая футболка, лучики): - Все вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете! -Кто же бы перед вами, ребята? (стороны света) - Давайте поставим цель. Что нам надо узнать на уроке? (Что такое «горизонт», познакомимся с его сторонами, способами их определения.) | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу урока, планирование, волевая саморегуляция. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; |
Получение новых знаний | -Давайте подумаем, что же такое горизонт? (на доске изображение равнины, разделённое пополам - на небо и поле) Вот и подсказка. Назовите мне части этой картинки (небо и земля). Попробуем их соединить. Что получилось в месте их соединения? (составилось слово «горизонт») Кто попробует дать определение этого понятия? (Место соединения неба с землей) Проверьте себя по учебнику. Открываем страницу 70. - А вспомните сказку, которую вам показывали ребята, сколько же сторон горизонта мы должны запомнить? (Четыре) Действительно их 4. А для чего они нужны? (Чтобы ориентироваться). Ребята стороны горизонта - это 4 основных направления, север и юг - полюса Земли, а запад и восток - место восхода и заката солнца. Давайте посмотрим небольшой ролик о них. (Видеоролик о сторонах света). - Почему вы были разделены на 4 команды, догадались? Каждая представляет свою сторону горизонта. - Узнали что-то новое из видеоролика? Давайте повторим. (Правила определения сторон горизонта) Теперь попробуем потренироваться на карте. (Выходит подготовленный ученик, показывает сторону горизонта, крепит к ней карточку и рассказывает о жителях этой местности) - Давайте откроем учебники на странице 71 и прочитаем, что нам приготовил попугай. Какой вывод вы можете сделать? (сторон горизонта больше 4 и каждая имеет своё обозначение) | Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать тему урока, познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, сравнение, классификацию, извлечение необходимой информации, подведение под понятие. Коммуникативные: использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно, составление плана и последовательности действий, волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
Разминка | - Такое изображение сторон горизонта использовалось очень давно для путешествий, особенно на кораблях. И мы сейчас попытаемся тоже стать путешественниками. Берём со стола изображение своего корабля и отправляемся в путь. (Дети строятся в шеренги и вслед за учителем отправляются в спортивный зал) -Чтобы отправиться в захватывающее путешествие, сначала нужно попасть на корабль, а для этого пройдите по доскам причала. Осторожно, он совсем старый и давно потерял прочность. (Дети перемещаются по лавочкам до пункта «Корабль») И вот мы отчаливаем, плывем на запад. В этой части нашей страны процветает возделывание земель. Мы попробуем помочь в этом труде жителям. Будем специальным плугом пахать землю. (Участвуют по двое из команды. Один ребенок садится на корточки, а другой тянет его за руки к другому концу зала.) - Теперь отправляемся на север. Не так-то просто здесь перебраться на сушу, нужно попрыгать по тающим льдам. (Ребята прыжками перемещаются из обруча в обруч). На севере мы увидели много интересных природных явлений и немного замерзли, поэтому отправимся на восток страны. Здесь жители встречают вас с радостью и просят помочь перенести пойманную рыбу. (Дети строятся в шеренгу и получают по два мяча, сначала передают один, а следом другой; когда первый мяч будет у крайнего в шеренге, он перебегает в начало строя и так до последнего в шеренге) Мы отличные помощники! За это нас накормили вкусными блюдами традиционной кухни и пожелали счастливого пути. - Плывем дальше мы на юг. Море бушует, и мы попали в бурю, волны плещут по палубе. Их обязательно нужно преодолеть и выбросить улиток за борт. (Дети прыгают через длинную скакалку, которую раскручивают двое помощников. Бегут к назначенному месту, из одного круга в другой переносят теннисные мячики. Возвращаются к команде.) После бури нас ждет штиль, и мы замираем в тишине, ни одного слова не произносим и слушаем тихий плеск волн. Мы с вами уже подплываем к родному южному берегу. (Дети возвращаются в кабинет) | |
Первичное закрепление | - Немного вспомним как нам определить стороны горизонта. Я вам называю одну из сторон света, а вы показываете руками ее так, как она расположена на физической карте перед вами. Север-вверх, запад-влево, юг-вниз, восток-вправо. Начали. | Познавательные: формирование умения проводить анализ и синтез, сравнение, классификацию, извлечение необходимой информации, подведение под понятие. Коммуникативные: использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
Итог занятия. Рефлексия. | -Давайте подумаем, достигли ли мы с вами цели, которую ставили в начале занятия? Что узнали? Какое испытание для вас было трудным? Что понравилось на занятии? - Покажите своё настроение на уроке фишкой: красный-отличное, всё получалось и было понятно; Зеленый - не очень получалось и не было понятно. - Запишите домашнее задание в дневник. Рабочая тетрадь стр.44-45 закончить. | Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять достигнутую цель, проводить анализ и синтез, сравнение, классификацию. Коммуникативные: использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения |