СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира по теме "Вода. Свойства воды".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вода. Свойства воды. Тип урока:лабораторная работа(практическая). Цели: создать условия для формирования представления о свойствах воды через самостоятельную практическую деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме "Вода. Свойства воды".»


Тема   урока  «Вода. Свойства воды» 3 клас

Тип урока: лабораторная работа (практическая).

Цели урока: Создать условия для формирования представлений о свойствах воды через самостоятельную практическую деятельность обучаемых.

Задачи урока:

1. Формировать у учащихся способы определения свойств воды: цвет, форма, запах, растворимость.
2. Познакомить с понятием фильтрации. Показать работу пара, основанную на свойстве воды при нагревании расширяться, при охлаждении – изменять форму и объём.

3. Развивать умения работать с таблицей.

Материалы: оборудование для опытов по изучению свойств воды стакан с водой; оборудование для изучения свойств воды: емкости различной формы, ложка, соль; фильтр из промокательной бумаги для изучения фильтрации, карточки с заданиями для проведения опытов дома, таблицы для практической работы.

Планируемый результат:

  1. Дети учатся проводить наблюдения за водой в группах

  2. Фиксировать результат наблюдения в таблицах рабочего листа в форме записей.

  3. Следовать инструкциям и правилам работы в группах, парах.

Умения, характеризующие достижение результата:

    • выполнение действий по плану

    • выдвижение и обоснование гипотезы

    • полнота и точность высказываний

    • оценка способов и результатов своей работы

    • регуляция совместной деятельности


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вспомните, в каких состояниях находятся все вещества в природе? Приведите примеры.

Определите по схемам. (Знаково – символические опоры помогут вспомнить) Жидкие, твёрдые и газообразные.

  1. Актуализация знаний учащихся.

- На ваших столах вы видите вещество в стакане. Сегодня мы станем исследователями и проделаем опыты, чтобы выяснить, какое это вещество. Будьте внимательны, соблюдайте ТБ. Вещество может иметь неприятный вкус и запах. Сделайте выводы и занесите в свою таблицу. После чего каждая пара озвучит результаты наблюдений и вынесет на доску. (Обобщение знаний. Умение слушать).

Время исследования 3 минуты.

Задание 1: Изучение формы, цвета, запаха, вкуса и текучести, прозрачности жидкости.

1-я группа: форма.
Задание: перелить воду в различные сосуды.

Сделать вывод о форме жидкости: У воды __________________.

2-я группа: запах. Задание: каждому понюхать жидкость.

Сделать вывод о запахе жидкости: У жидкости __________________.

3-я группа: цвет. Задание: посмотреть на жидкость, опустить в стакан с ложку, цветные камушки.

Сделать вывод о цвете: Жидкость ____________________.

4–я группа: вкус. Задание: попробовать воду. Определить ее вкус.

Сделать вывод о вкусе жидкости. Жидкость _____________.

5-я группа: прозрачность. Рассмотри картинку через сосуд с жидкостью. Определи ее прозрачность.

Сделать вывод о прозрачности. Жидкость __________ .

Выслушиваем отчет представителей групп о полученных результатах.

(Умение систематизировать и кодировать знания. Речевые умения).

Результаты опытов заносим в таблицу:


п/п

Параметры наблюдения

выводы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Состояние

Вкус

Прозрачность

Цвет

Запах

Форма

 


- Вы определили, что находится в стакане? ВОДА

- Что мы выяснили? Обобщите все наши наблюдения, опираясь на таблицу.

Вывод: вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в котором находится, безвкусна, бесцветна, не имеет запаха, прозрачная жидкость.

Определение темы урока учащимися

Чем обладает вода? То что мы занесли в правый столбик, прочитайте

Назовите одним словом все, что мы узнали? Признаки Качества СВОЙСТВА

- Определите тему урока.

Тема: СВОЙСТВА ВОДЫ (доска)

- Мы уже достаточно много знаем об этом замечательном природном минерале нашей планеты и его роли в природе и жизни всех живых организмов. И сегодня нам предстоит узнать ещё.

III. Совместное открытие знаний.

- Недавно на глаза мне попалась сказка, послушайте:

Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой - ватой.
Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа
. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго - тяжелее? Почему так вышло?

Соль растворилась, а вата намокла.

Гипотезы фиксируем на доске, после проведения опытов находим верное предположение:

- Каким ещё свойством обладает вода? Как вы думаете?

- Давайте проведем опыт, который поможет нам в этом разобраться (работа в парах).

( Познавательная активность, Учебная мотивация).

Задание 2: Вода - растворитель.

Алгоритм: 1. Насыпьте в стакан с водой соли и размешайте ложкой.

2. Понаблюдайте, что происходит с кристаллами соли.

3. Исчезла ли соль?

4. Попробуйте воду на вкус.

5. Сделайте вывод.

Кристаллы соли становятся всё __________________ и скоро совсем ________________.

Вода стала ________________ на вкус. Соль не _______ , но стала _________. Она __________.


- Сейчас в ваших лабораториях получился раствор воды схожий с водой в мировом океане.

Он составляет 35 промилле солёность воды в мировом океане.
Представители от групп докладывают о полученных результатах, дополняют ответы друг друга, выбирают правильную гипотезу (Вода - растворитель).

Делаем запись на доске и в таблицы: Растворитель
- Что должен был нести второй осел, чтобы с его грузом произошло то же самое? (Сахар.)

- Как вы думаете, что произойдет, если добавить в воду масло? Ваши предположения?

Оно не раствориться. НЕФТЬ МАЗУТ БЕНЗИН ТВЕРДЫЕ ВЕЩЕСТВА

Вывод: Значит, не все вещества растворяются в воде.


Задание 3: Проверим на практике.

Алгоритм выполнения задания:

1. Насыпь в стакан с водой вещество и перемешай ложкой.

2. Что стало с водой? Понаблюдай.

3. Дай воде постоять.

4. Что ты видишь?

5. Взболтай воду. Понаблюдай, что происходит.

6. Сделай вывод.
Частицы веществ, при погружении будут _________________.

Все вещества растворились?

Предлагаю очистить свою воду от нерастворённых частиц 2 ученикам при помощи обычной салфетки.

Этот процесс длительный и займёт время. Поэтому я заранее подготовилась и провела его раньше.

Бум салфетка – простейший фильтр. Что мы видим? ОН загрязнён. Вода очистилась.

Фильтр – устройство для очищения жидкости.

Фильтрация – способ очистки воды от примесей


Древние мореплаватели не могли брать с собой пресную воду. Они нашли способ получения пресной из морской воды…

- А я набрала воду из реки Исеть. Можно ли её пить и использовать для приготовления пищи?

- Почему? Она грязная, в ней плавают частицы нерастворенных веществ.

- Тогда предлагаю вам попробовать водопроводную воду. Она чистая…

Дети – Нет, в ней микроорганизмы, пить её нельзя.

Что необходимо сделать с водой, чтобы она была пригодна к употреблению?

Очистить. Вскипятить.

Какие способы очистки воды вам известны? Серебро, бытовые фильтры, отстаивание.

Вывод:  вода фильтруется – очищается с помощью фильтра от нерастворимых частиц.

Физминутка

Этап применения знаний

1.Прочитайте загадку. О чём она? О каком явлении в природе она напомнила вам?

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу

И стеклянной быть могу.

2. О каких трех состояниях воды  говорилось в загадке?

Твёрдое. Жидкое. Газообразное.

- Как называется процесс перехода воды из одного состояния в другое? Круговорот веществ

- Что происходит с водой, если ее нагревать, охлаждать? ПАР ЛЁД

Задание 4: Свойства пара. Вспомните, что происходит при закипании чайника? Что мы наблюдали? Почему это произошло?
Вода, превращаясь в пар, расширяется и старается занять гораздо больший объем, поэтому пар с силой вырывается наружу. Используя это свойство пара, человек придумал первые паровые машины (Джеймс Уатт).

Перед вами ёмкость со льдом, в которой была налита вода до чёрной метки.

Что мы видим? Объём вещества увеличился.

Вывод: При замерзании вода расширяется. При нагревании тоже.

№ п/п

Параметры

Свойства

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Состояние

Вкус

Прозрачность

Цвет

Запах

Форма

Растворимость

При нагревании, при охлаждении

 

жидкое, текуча

без вкуса

прозрачна

без цвета

без запаха

не имеет

растворитель

 расширяется


Нацеливание: Каким образом человек использовал свойства воды, нам предстоит выяснить на следующем уроке.

IV. Итог. Вставьте в текст нужные слова, пользуясь таблицей. Вода не имеет запаха, цвета, она прозрачна и безвкусна. Вода – жидкость. Вода – растворитель многих веществ. Очистить воду от некоторых примесей можно с помощью фильтра. При нагревании вода расширяется, при охлаждении превращается в лёд и расширяется. Сравнение с образцом. Самооценка.

Вопросы для домашней работы.

  • Почему сахар растворяется в чае? 2 балла

  • Почему на закипающем чайнике прыгает крышка? 2 балла

  • Если вода имеет вкус, о чём это говорит? 2 балла

  • Почему зимой лопаются водопроводные трубы? 4 балла

  • Почему ВОДА в стакане бесцветная, а в море - синяя или черная? 4 балла

  • Какое свойство воды человек использует, когда моет посуду, стирает бельё? 1 балл

Задание для Золушки. Мачеха приготовила смесь из песка, соли и опилок. Как отделить их друг от друга при помощи воды? (6 баллов) Самостоятельно проведите опыты, опишите их и сделайте выводы (8 баллов) Мои первые опыты.

Приготовь сообщение на тему: Работа фонтана. Работа Гидроэлектростанций. Как работает паровой двигатель?

Творческое задание. Сочини стихи или рассказ о воде.

V. Гимн воде.

«Вода. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты есть сама жизнь. Ты величайшее в мире богатство, но и самое непрочное. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного. Ты божество, которое так легко спугнуть». Антуан де Сент-Экзюпери






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!