Урок литературы в 8 классе «Л. Н. Толстой. «После бала»
Цели: 1) обучающая: продолжить знакомство с творчеством Л. Н. Толстого на примере его рассказа «После бала» (1903г.), определить проблематику произведения, идейное содержание.
2) развивающая: закрепить навыки работы с художественным текстом, используя опорную лексику и литературоведческие понятия: исповедь, цветовая гамма, совесть, честь, долг, благородство, достоинство, моральная, нравственная ответственность, рассказ в рассказе, рассказ-исповедь, композиция, сюжет, антитеза, деталь художественная, психологизм. Развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, составлять характеристику героя, работать с иллюстрациями, музыкальными фрагментами;
3) воспитывающая: способствовать пониманию авторской мысли, а именно: моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества, а также заставить ребят задуматься над жизненными целями, определяющими поведение людей, тем самым сформировать прочную нравственную позицию учащихся.
Ход урока.
Слово о писателе.
Учащиеся рассказывают о Л. Н. Толстом по плану:
Семья писателя.
Ясная Поляна – родина писателя.
Взрослая жизнь (Казань).
Военная служба.
Служение людям.
Слово учителя.
Посмотрите, как много мы знаем об этом человеке. Можем с полной уверенностью сказать, что Л. Н. Толстой – это личность, неординарный человек. Лев Толстой был велик не только как гениальный творец, мыслитель, но и как человек, как личность. В истории человечества такие люди, как Лев Толстой, появляются только веками.
Обратимся к рассказу.
Наше задание: постигнуть авторскую мысль, идею рассказа, посмотреть, как соотносится содержание рассказа с убеждениями автора.
Почему этот текст по своему жанру является рассказом?
В центре повествования всего лишь 2 эпизода: бал и после бала. Одно важное событие из жизни героя. Какое?
В рассказе описывается бал у губернского предводителя, влюбленность героя и потрясение от жестокости случившегося после бала.
Почему автор акцентирует внимание в заглавии на событиях, происшедших после бала, хотя сцена бала описана более детально и занимает большее количество страниц?
Именно после бала происходит событие, изменившее всю жизнь героя.
Словарная работа.
Контраст – франц. contraste – резко выраженная противоположность. Противопоставление, контраст или антитеза как художественный прием заложен уже в самом названии: во время бала и после него. Что здесь противопоставляется друг другу?
Работа в группах.
Задание: провести наблюдения над текстом, выбрать ключевые слова, фразы из эпизодов. «На балу» - первая группа, «После бала» - вторая группа.
На балу | После бала |
Краски, цветовая гамма | Бархатные платья, брильянтовая фероньерка, белые плечи, белые перчатки, белое платье с розовым поясом, атласные башмачки, море шампанского. | Что-то черное, страшное приближалось ко мне; что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека. |
Описание внешности главного героя эпизода | Варенька Сияющие, ласковые, милые глаза, зарумянившееся с ямочками лицо, радостная улыбка; смеялась, танцевала; восхищались, любовались. | Солдат Спотыкающийся, корчившийся человек; наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте» |
Звуки, характер музыки | Бал был чудесный; музыканты знаменитые; мазурка, кадриль, вальс. | Доносилась какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка, бой барабанов. |
Психологическое состояние рассказчика | 1) Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла, способное на одно добро; 2) Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них; 3) Я обнимал в то время весь мир своей любовью; я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство (к отцу ее); 4 Бесконечно счастлив. | На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища; Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил. |
Описание полковника | Высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец. | Статная фигура двигалась рядом с наказываемым; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте |
Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа.
Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст помог показать перелом в душе героя. Срывается маска с внешне благополучной, нарядной действительности.
Чем более праздничным, роскошным представлял герой себе мир вначале, тем неожиданнее, трагичнее, горше оказалось его прозрение.
Случай или среда виновны в том, что мир героя рухнул? Как бы вы ответили на этот вопрос? Что управляет человеком? Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или все-таки среда, которая диктует законы жизни, определяет его жизненный путь?
Теперь более внимательно посмотрим на рассказчика, от чьего лица ведется повествование. Что это за человек, какие проблемы волнуют его, о чем он думает? Почему автор «доверяет» рассказ о событии именно Ивану Васильевичу?
Человек думающий, размышляющий о жизни. Героя волнуют нравственные и общественные проблемы. Человек не равнодушный, с совестью. Отношение автора к рассказчику выражено прямой оценкой одного из слушателей: «Ну, это мы знаем, как вы никуда не годитесь…Сколько бы людей никуда не годилось, кабы вас не было».
Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?
Он не может представить, чтобы дурное, злое, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезного основания: «…они знали что-то такое, чего я не знал».
О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать»?
Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть.
Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречит нравственным представлениям Ивана Васильевича.
Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином?
Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи», в жестокости. Это путь нравственного самосовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу. И любовь героя пошла на убыль.
Вывод: Герой, отказавшись от военной карьеры, прожил жизнь в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра. Не личное счастье, любовь, а поиск истины и добра – смысл его жизни.
Рефлексия
-Попробуйте составить синквейн, характеризующий эпоху правления Николая 1, исходя из того, что мы с вами услышали на уроке.
Пример:
Николай 1
2 определения (властный, жестокий)
3 действия (наказывал, казнил, унижал)
Предложение из 4 слов (Его эпоха была бесчеловечной)
Ассоциация (несправедливость)
Домашнее задание.
Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно работали на уроке.
1.Поразмышляйте над вопросом: «Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?»
2.Составьте синквейн: Варенька или полковник.
3. Напишите эссе «Моё мнение о полковнике», «Утро, изменившее жизнь».