СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературное чтение Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по литературному чтению Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературное чтение Е. Чарушин "Страшный рассказ"»

Урок литературного чтения по теме "Е.Чарушин «Страшный рассказ»". 2-й класс

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель: развитие умения работы над художественным текстом.

Задачи:

познакомить детей с творческой биографией и произведением Е.И. Чарушина;

развивать навыки чтения, связную монологическую речь учащихся;

развивать умение анализировать и прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;

содействовать развитию коммуникативной компетенции учащихся;

воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование уважительного отношения к иному мнению;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;


Регулятивные:

осознание значимости чтения для личного развития;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; саморегуляция;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;


Познавательные:

использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;


Коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Методы обучения:

1. По виду источника информации:

словесные (объяснение, беседа с учащимися);

наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

практические (работа с карточками).

2. По виду учебной деятельности:

проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: интерактивное и проекционное устройства, рисунки учащихся, сигнальные карточки, карточки для рефлексии.

Ход урока

I. Организационный момент. (слайд 1)

 Уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, (слайд 2) то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми.

II. Речевая разминка.

И, как всегда, начнем урок с речевой разминки. (слайд 3)

Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский

- познакомьтесь (прочитать глазками);

- прочитайте шепотом;

- прочитайте медленно;

- прочитайте быстро.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

3.1. - О чем идет речь в стихотворении? (о лесе)

- Объясните лексическое значение этого слова.

- Какими предложениями насыщено стихотворение?

- Почему их так много? или Что скрывают они? (тайну, загадку)

- Как ответите на вопросы Сергея Погореловского:

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

3.2. - Да, ребята, вы много назвали животных, но лишь один из них является героем нашего произведения, а кто он вы узнаете , когда выполните задание в группах.

- Возьмите карточки. Приступайте к выполнению задания (три группы по 4 человека разгадывают ребусы, в итоге у всех должно получиться слово ЕЖ или ЕЖИК). (слайд 4, приложение 1)

- Обоснуйте свое решение.

- Молодцы, справились с заданием. Значит, герой нашего произведения – еж. (слайд 5 и приложение 4)

3.3. - Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Для этого возьмите карточки.

Л.Н. Толстой

“Филипок”

М.М. Пришвин

“Страшный рассказ”

И.Пивоварова

“Ребята и утята”

Е.И. Чарушин

“Жила-была собака...”

- Обозначьте произведения и авторов, ранее нами изученные. Приступайте к выполнению задания. (слайд 6)

- Обоснуйте свой ответ, установив связь между произведением и автором. (работа со слайдом 6)

- Значит, тема нашего урока будет... (работа со слайдом 6) (“Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин)

3.4. - Какие задачи мы для себя определим используя опорные слова? (слайд 7)

- Познакомиться... (работа со слайдом 7) (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).

- Учиться правильно... (и выразительно читать его произведение “Страшный рассказ”).

- Проанализировать... (новое произведение).

Проверка д/з:

Учитель: Вам предлагается поработать с таблицей «Верные – неверные ответы»(дети отмечают верные ответы «+», неверные «-»).

1. Верно ли то, что действие рассказа происходит в городе?(не верно)

2. Верно ли то, что персонажами рассказа являются взрослый человек, ребята, уточка и утята?(верно)

3. Верно ли то, что ребята закидали шапками утят?(верно)

4. Верно ли то, что утят было 3?(неверно)

5. Верно ли то, что в конце рассказа ребята кричали: «До свидания, утята»?(верно)

Выполняется ПРОВЕРКА В ПАРАХ (Предлагается образец для проверки)(Слайд 8)

IV. Работа по теме урока.

- Ну, а теперь, о жизни Евгения Чарушина. (слайд 9)

Биографические сведения о Е.Чарушине.

Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора. Отец много разъезжал и часто брал сына с собой. Поэтому первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по родному краю.

С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став писателем, облекал в точные и яркие образы.

Творческий путь он начинал с иллюстрирования книги В.В. Бианки. С равным искусством владел он карандашом, кистью и словом.

Анализ текста.

а) - В названии используется слово рассказ. (слайд 10) А что такое рассказ? (Рассказ – это повествование об отдельном событии из жизни человека)

- Что такое страх?

- Было ли вам когда-нибудь страшно?

- А теперь, давайте узнаем, что же произошло с нашим героем. (выключить проектор) Откройте учебник на странице 136.

б) Чтение произведения (учитель).

- Действительно, произведение было страшным?

- А как бы вы озаглавили это произведение? (мой выбор – Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)

- Почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”? (заинтересовать читателя)

в) Словарная работа.(включить проектор)

- В тексте встретилось слово “сени” и “чулан”.

- Объясните лексическое значение слов.

Сени - в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. ( слайд 11)

Чулан - помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе. (слайд 12)

- Что напугало ребят из рассказа? (шуршание и топот в комнате)

- А кто издавал эти звуки? Найдите в тексте. (кто-то)

V. Физминутка для глаз.

- Стоит ли бояться ежа?

Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной-
Ёжик добрый, а не злой.

- Именно он поможет провести нам физминутку для глазок (слайд 13)

- Прочитайте стихотворение.

- Не забудьте, сосчитать!

(Работа со слайдом 12)

- Сколько грибов совершили движение? (18)

(выключить проектор)

VI. Закрепление изученного.

- Мы немного отдохнули, а теперь вернемся к нашему произведению.

Работа с текстом.

- Почему мальчики остались одни? Найдите эти строки в тексте.

- Какое языковое средство использует автор? (диалог)

- Что такое диалог?

- Сколько участников нам понадобится, чтобы прочитать его? (два мальчика и автор). Подготовьте чтение в паре, а слова автора буду читать я.

- Какой группе удалось лучше передать переживания ребят?

- Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето. Почему?

- Чему учит рассказ? (Уважать и беречь животных.) (включить проектор)

- А я подытожу ваши ответы словами Е. Чарушина (слайд 14) “Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной”. (Е. Чарушин)

VII. Творческая деятельность.

Работа с иллюстрацией.

- Что способствует лучшему восприятию прочитанного? (иллюстрации)

- Какие строки из текста соотнесем с иллюстрацией?

- Изучая природу, Евгений Чарушин пытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах. А то, что не мог выразить словами, (слайд 15) ему помогали передавать кисти и краски.

- А как называется жанр в искусстве, который связан с изображением животных? (анималистический) (работа со слайдом 14)

- Но мы тоже выступали с вами в роли художников-анималистов, (слайд 16) ( и открываю доску с работами учащихся, выполненными на уроке изобразительного искусства ранее).

- Посмотрите, как по-разному кистью и красками мы изобразили нашего героя.

- Расскажите еще раз об образе своего ежа: какой он? – а теперь с помощью слов в синквейне, над которым я предлагаю вам поработать в группе. (слайд 17)

(В течение 1-2 минут работают в паре, затем заслушиваем 3-4 синквейна)

- Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. (слайд 18)

- А чтобы подвести итог нашего урока, мы используем прием “Верно ли что...”

VIII. Подведение итогов урока.

Прием “Верно ли, что ...” (использование сигнальных вееров) (слайд 19; работа со слайдом 17)

что “Страшный рассказ” - это сказка?

что Евгений Чарушин был художником-анималистом?

что мы продолжим знакомство с героями произведения?

что нашим гостям было интересно?

IX. Рефлексия. (слайд 20)

- Солнышко продолжает улыбаться нам. Оно приготовило для вас сюрприз-полянку: в ней частички солнышка. Если вам понравился урок, вам было интересно и комфортно покажите улыбку, если что-то не понравилось - улыбку огорчения, а если вам было совсем не интересно – улыбку грусти

X. Домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: (слайд 21)

страницы учебника 136-138 – читать;

составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.

По желанию:

подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки;

найти и прочитать русскую народную сказку “Пых”.

Говорю СПАСИБО за работу на уроке. (слайд 22)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!