Урок литературного чтения по теме "Е.Чарушин «Страшный рассказ»". 2-й класс
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель: развитие умения работы над художественным текстом.
Задачи:
познакомить детей с творческой биографией и произведением Е.И. Чарушина;
развивать навыки чтения, связную монологическую речь учащихся;
развивать умение анализировать и прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;
содействовать развитию коммуникативной компетенции учащихся;
воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Регулятивные:
осознание значимости чтения для личного развития;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; саморегуляция;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Познавательные:
использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Коммуникативные:
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Методы обучения:
1. По виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися);
наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
практические (работа с карточками).
2. По виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: интерактивное и проекционное устройства, рисунки учащихся, сигнальные карточки, карточки для рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент. (слайд 1)
Уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, (слайд 2) то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми.
II. Речевая разминка.
И, как всегда, начнем урок с речевой разминки. (слайд 3)
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский
- познакомьтесь (прочитать глазками);
- прочитайте шепотом;
- прочитайте медленно;
- прочитайте быстро.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
3.1. - О чем идет речь в стихотворении? (о лесе)
- Объясните лексическое значение этого слова.
- Какими предложениями насыщено стихотворение?
- Почему их так много? или Что скрывают они? (тайну, загадку)
- Как ответите на вопросы Сергея Погореловского:
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
3.2. - Да, ребята, вы много назвали животных, но лишь один из них является героем нашего произведения, а кто он вы узнаете , когда выполните задание в группах.
- Возьмите карточки. Приступайте к выполнению задания (три группы по 4 человека разгадывают ребусы, в итоге у всех должно получиться слово ЕЖ или ЕЖИК). (слайд 4, приложение 1)
- Обоснуйте свое решение.
- Молодцы, справились с заданием. Значит, герой нашего произведения – еж. (слайд 5 и приложение 4)
3.3. - Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Для этого возьмите карточки.
Л.Н. Толстой | “Филипок” |
М.М. Пришвин | “Страшный рассказ” |
И.Пивоварова | “Ребята и утята” |
Е.И. Чарушин | “Жила-была собака...” |
- Обозначьте произведения и авторов, ранее нами изученные. Приступайте к выполнению задания. (слайд 6)
- Обоснуйте свой ответ, установив связь между произведением и автором. (работа со слайдом 6)
- Значит, тема нашего урока будет... (работа со слайдом 6) (“Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин)
3.4. - Какие задачи мы для себя определим используя опорные слова? (слайд 7)
- Познакомиться... (работа со слайдом 7) (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).
- Учиться правильно... (и выразительно читать его произведение “Страшный рассказ”).
- Проанализировать... (новое произведение).
Проверка д/з:
Учитель: Вам предлагается поработать с таблицей «Верные – неверные ответы»(дети отмечают верные ответы «+», неверные «-»).
1. Верно ли то, что действие рассказа происходит в городе?(не верно)
2. Верно ли то, что персонажами рассказа являются взрослый человек, ребята, уточка и утята?(верно)
3. Верно ли то, что ребята закидали шапками утят?(верно)
4. Верно ли то, что утят было 3?(неверно)
5. Верно ли то, что в конце рассказа ребята кричали: «До свидания, утята»?(верно)
Выполняется ПРОВЕРКА В ПАРАХ (Предлагается образец для проверки)(Слайд 8)
IV. Работа по теме урока.
- Ну, а теперь, о жизни Евгения Чарушина. (слайд 9)
Биографические сведения о Е.Чарушине.
Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора. Отец много разъезжал и часто брал сына с собой. Поэтому первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по родному краю.
С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став писателем, облекал в точные и яркие образы.
Творческий путь он начинал с иллюстрирования книги В.В. Бианки. С равным искусством владел он карандашом, кистью и словом.
Анализ текста.
а) - В названии используется слово рассказ. (слайд 10) А что такое рассказ? (Рассказ – это повествование об отдельном событии из жизни человека)
- Что такое страх?
- Было ли вам когда-нибудь страшно?
- А теперь, давайте узнаем, что же произошло с нашим героем. (выключить проектор) Откройте учебник на странице 136.
б) Чтение произведения (учитель).
- Действительно, произведение было страшным?
- А как бы вы озаглавили это произведение? (мой выбор – Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)
- Почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”? (заинтересовать читателя)
в) Словарная работа.(включить проектор)
- В тексте встретилось слово “сени” и “чулан”.
- Объясните лексическое значение слов.
Сени - в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. ( слайд 11)
Чулан - помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе. (слайд 12)
- Что напугало ребят из рассказа? (шуршание и топот в комнате)
- А кто издавал эти звуки? Найдите в тексте. (кто-то)
V. Физминутка для глаз.
- Стоит ли бояться ежа?
Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной-
Ёжик добрый, а не злой.
- Именно он поможет провести нам физминутку для глазок (слайд 13)
- Прочитайте стихотворение.
- Не забудьте, сосчитать!
(Работа со слайдом 12)
- Сколько грибов совершили движение? (18)
(выключить проектор)
VI. Закрепление изученного.
- Мы немного отдохнули, а теперь вернемся к нашему произведению.
Работа с текстом.
- Почему мальчики остались одни? Найдите эти строки в тексте.
- Какое языковое средство использует автор? (диалог)
- Что такое диалог?
- Сколько участников нам понадобится, чтобы прочитать его? (два мальчика и автор). Подготовьте чтение в паре, а слова автора буду читать я.
- Какой группе удалось лучше передать переживания ребят?
- Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето. Почему?
- Чему учит рассказ? (Уважать и беречь животных.) (включить проектор)
- А я подытожу ваши ответы словами Е. Чарушина (слайд 14) “Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной”. (Е. Чарушин)
VII. Творческая деятельность.
Работа с иллюстрацией.
- Что способствует лучшему восприятию прочитанного? (иллюстрации)
- Какие строки из текста соотнесем с иллюстрацией?
- Изучая природу, Евгений Чарушин пытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах. А то, что не мог выразить словами, (слайд 15) ему помогали передавать кисти и краски.
- А как называется жанр в искусстве, который связан с изображением животных? (анималистический) (работа со слайдом 14)
- Но мы тоже выступали с вами в роли художников-анималистов, (слайд 16) ( и открываю доску с работами учащихся, выполненными на уроке изобразительного искусства ранее).
- Посмотрите, как по-разному кистью и красками мы изобразили нашего героя.
- Расскажите еще раз об образе своего ежа: какой он? – а теперь с помощью слов в синквейне, над которым я предлагаю вам поработать в группе. (слайд 17)
(В течение 1-2 минут работают в паре, затем заслушиваем 3-4 синквейна)
- Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. (слайд 18)
- А чтобы подвести итог нашего урока, мы используем прием “Верно ли что...”
VIII. Подведение итогов урока.
Прием “Верно ли, что ...” (использование сигнальных вееров) (слайд 19; работа со слайдом 17)
что “Страшный рассказ” - это сказка?
что Евгений Чарушин был художником-анималистом?
что мы продолжим знакомство с героями произведения?
что нашим гостям было интересно?
IX. Рефлексия. (слайд 20)
- Солнышко продолжает улыбаться нам. Оно приготовило для вас сюрприз-полянку: в ней частички солнышка. Если вам понравился урок, вам было интересно и комфортно покажите улыбку, если что-то не понравилось - улыбку огорчения, а если вам было совсем не интересно – улыбку грусти
X. Домашнее задание.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание: (слайд 21)
страницы учебника 136-138 – читать;
составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.
По желанию:
подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки;
найти и прочитать русскую народную сказку “Пых”.
Говорю СПАСИБО за работу на уроке. (слайд 22)