Урок литературного чтения во 2 классе по произведению Е. Чарушина «Страшный рассказ»
Цели: познакомить учащихся с творчеством Е. Чарушина; развивать навыки выразительного, безошибочного чтения; учить делить текст на смысловые части и озаглавливать их; прививать любовь к природе, приучать бережно относиться к ней.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану; сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.
Оборудование: портрет и книги Е. Чарушина; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока №1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Что ж ты, еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Б. Заходер
— Прочитайте стихотворение медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте с сердитой интонацией (еще: весело, с удивлением, сожалением).
— Прочитайте выразительно.
III. Проверка домашнего задания
Пересказ текста «Ребята и утята» от имени ребят.
IV. Постановка целей урока
Сегодня мы познакомимся с автором, который тоже писал о животных, очень бережно относился к ним. Продолжим учиться делить текст на смысловые части и озаглавливать их.
— Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем он?
V. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя о Е. Чарушине
Материал для учителя
Евгений Иванович Чарушин (1901—1965) — замечательный художник и писатель. Он родился на Урале, в семье архитектора. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Е. Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты — и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской академии художеств Е. Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы, а вскоре получил предложение иллюстрировать книги В. Бианки. Ему принадлежат замечательные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка.
В 1930 г. вышел его первый рассказ. Уже ранние произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист (т. е. художник, изображающий животных). Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.
Е. Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно».
С детства природа обогащала Е. Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным мастерством владел он словом, карандашом и кистью.
2. Первичное чтение
(Рассказ читают учитель и учащиеся.)
3. Словарная работа
Сени — в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Чулан — помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе.
Клеть — кладовая при избе или в отдельной постройке.
4. Обсуждение рассказа
— Понравился вам рассказ?
— Почему он так называется?
VI. Физкультминутка
(Исходное положение: стоя, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки дети начинают свободно встряхивать кистями рук. Продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова вниз.)
Дождь
Приплыли тучи дождевые:
— Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
— Пей, рожь, пей!
И рожь, склонясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет.
VII. Закрепление изученного
1. Работа с текстом
— Как вы думаете, прочитанное произведение — сказка или рассказ?
— Прочитайте, с чего начинается рассказ. Почему мальчики были дома одни?
— Что напугало детей? Найдите эти строки.
— Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Прочитайте их диалог.
— Как вел себя ежик, когда искали его?
2. Выразительное чтение
— Прочитайте рассказ так, чтобы слушателям было интересно.
— Какие мысли вы хотите передать? Каким тоном будете читать?
— Изменится ли интонация в конце рассказа?
3. Составление рассказов
— Работайте в паре. Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Задайте друг другу вопросы.
VIII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал..
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
IX. Подведение итогов урока
— Какой рассказ мы читали на уроке?
— Кто его автор?
— Чему учит нас рассказ?
Домашнее задание
Подготовить рассказ о еже. Это может быть история из вашей жизни, а может быть кем-то рассказанная. Если таких историй нет, то читаете рассказы о ежах.