СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Е.И. Чарушин "Страшный рассказ"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с творчеством писателя. Работа над рассказом. Деление рассказа на части и озаглавливание

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Е.И. Чарушин "Страшный рассказ"»

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению Е. Чарушина «Страшный рассказ»

Цели: познакомить учащихся с творчеством Е. Чарушина; развивать навыки выразительного, безошибочного чтения; учить делить текст на смысловые части и озаглавливать их; прививать любовь к природе, приучать бережно относиться к ней.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану; сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.

Оборудование: портрет и книги Е. Чарушина; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока №1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Что ж ты, еж, такой колючий?

— Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Б. Заходер

— Прочитайте стихотворение медленно.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте с сердитой интонацией (еще: весело, с удивлением, сожалением).

— Прочитайте выразительно.

III. Проверка домашнего задания

Пересказ текста «Ребята и утята» от имени ребят.

IV. Постановка целей урока

Сегодня мы познакомимся с автором, который тоже писал о животных, очень бережно относился к ним. Продолжим учиться делить текст на смысловые части и озаглавливать их.

— Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем он?

V. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя о Е. Чарушине

Материал для учителя

Евгений Иванович Чарушин (1901—1965) — замечательный художник и писатель. Он родился на Урале, в семье архитектора. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Е. Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты — и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской академии художеств Е. Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы, а вскоре получил предложение иллюстрировать книги В. Бианки. Ему принадлежат замечательные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка.

В 1930 г. вышел его первый рассказ. Уже ранние произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист (т. е. художник, изображающий животных). Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.

Е. Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно».

С детства природа обогащала Е. Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным мастерством владел он словом, карандашом и кистью.

2. Первичное чтение

(Рассказ читают учитель и учащиеся.)

3. Словарная работа

Сени — в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Чулан — помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе.

Клеть — кладовая при избе или в отдельной постройке.

4. Обсуждение рассказа

— Понравился вам рассказ?

— Почему он так называется?

VI. Физкультминутка

(Исходное положение: стоя, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки дети начинают свободно встряхивать кистями рук. Продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова вниз.)

Дождь

Приплыли тучи дождевые:

— Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

— Пей, рожь, пей!

И рожь, склонясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождь неугомонный

Льет, льет, льет.

VII. Закрепление изученного

1. Работа с текстом

— Как вы думаете, прочитанное произведение — сказка или рассказ?

— Прочитайте, с чего начинается рассказ. Почему мальчики были дома одни?

— Что напугало детей? Найдите эти строки.

— Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Прочитайте их диалог.

— Как вел себя ежик, когда искали его?

2. Выразительное чтение

— Прочитайте рассказ так, чтобы слушателям было интересно.

— Какие мысли вы хотите передать? Каким тоном будете читать?

— Изменится ли интонация в конце рассказа?

3. Составление рассказов

— Работайте в паре. Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Задайте друг другу вопросы.

VIII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал..

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

IX. Подведение итогов урока

— Какой рассказ мы читали на уроке?

— Кто его автор?

— Чему учит нас рассказ?

Домашнее задание

Подготовить рассказ о еже. Это может быть история из вашей жизни, а может быть кем-то рассказанная. Если таких историй нет, то читаете рассказы о ежах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!