СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 7 классе по теме "Северная война"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект составлен с использованием цифровых образовательных ресурсов, с использованием ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 7 классе по теме "Северная война"»

Тема: Северная война

Предмет: история России



Класс: 7



Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. 7 кл.



Параграф: 22



Межпредметные связи: литература, музыка



Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная



Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный.



Тип урока: урок изучения нового материала.



Время проведения: 1 академический час (45 минут)

Цель урока: познакомить с событиями Северной войны

Задачи:

Образовательные:

  • выяснить цели России в Северной войне, рассмотреть ход войны и выделить её итоги;

  • оценить значение победы в Северной войне для России




Развивающие:

  • продолжить формирование умений анализировать, выделять главное, сопоставлять события и факты, находить причину и следствие, формулировать выводы;

Воспитательные:

  • на примере мужества русских людей в Северной войне вызвать у учащихся чувство гордости историей своих предков.

Термины и понятия: конфузия, рекрутский набор,



Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска, диск с материалами урока, распечатанный материал тестов, презентация «Северная война».

Дополнительная литература: Энциклопедия для детей Аванта +. М. 1997, краткий конспект по истории России (16)



Оргмомент

Повторение пройденного

Вступительное слово

Изучение нового материала

1.Начало войны.

2.Военная реформа.

3.Полтавская битва.

4.Прутский поход.

5.Победы русского флота.

6.Ништадтский мир.

Закрепление изученного

Домашнее задание





ХОД УРОКА

  1. Проверка знаний учащихся

Итак. Ребята начинаем…

(Звучит МАРШ Преображенского полка)

Сейчас вы услышали мелодию, подумайте, как она связана с темой нашего сегодняшнего урока истории?

Дети предполагают…

Слайд 1Учитель: Трудно представить себе мелодию, которая так точно олицетворяла бы победы Русской армии, ее дух. Эта музыка наравне со знаменитым маршем «Прощание славянки» является символом России, нашим великим достоянием. Этот марш ежегодно исполняют на параде 9-го мая при выносе Знамени Победы. Вы прослушали МАРШ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ПОЛКА.

Слайд 2(5-7мин.) Сегодня мы с вами познакомимся с одной из важнейших страниц истории XVIII века. Именно это событие открывало век и стало началом новой жизни России. Речь пойдет о Северной войне : вам предстоит узнать, что явилось предпосылками войны, какие задачи стояли перед Россией, рассмотрим этапы войны, узнаем важные события каждого из них и завершим свою работу подведением итогов Северной войны. Но для того чтобы начать этот разговор, нам необходимо вспомнить то, что мы изучали на предыдущих уроках.

В конце XVII века перед Россией стояли три основные внешнеполитические задачи – какие?

Выход к Чёрному морю.

Выход к Балтийскому морю.

Возвращение Ингрии: земель на восточном берегу Финского залива
– Вы уже знаете, что в начале своего правления Петр I пытался решить одну из них. Укажите какую? (Выход в Черное море)
– Что было сделано для её решения? (Азовские походы 1695, 1696 гг.)
– Когда и как закончились эти походы?
– Вспомните дальнейшее действие Петра I. (Великое посольство)
– Слайд 3 Его итоги? (Пётр не сумел найти союзников для борьбы с Турцией для получения выхода к Чёрному морю, но зато наметились союзники в борьбе против Швеции за выход к Балтийскому морю: Дания, Речь Посполитая)

– Давайте посмотрим на причины создания Северного союза – что было общего у этих стран?

Действительно, всех союзников связывало Балтийское море, а также недовольство агрессивной политикой Швеции

  1. Изучение нового материала/

Изучая тему «Северная война», вы в теч. Всего урока будете работать с вот таким кластером (показ): на каждом этапе урока кластер должен пополняться новыми сведениями, которые вы получите об изучаемом событии, а именно: цели России в Северной войне, ход войны, реформа армии, итоги войны

Заполнение кластера: Цели: выход в Балтику, возвращение Ингрии



  1. Начало войны. Сражение под Нарвой ( 4 мин)
    (Слайд 5)Рассматривая военные события, давайте определим, какая из двух стран была наиболее подготовленной? (Слайд ). Швеция была страной передового военного искусства. Её армия насчитывала 150 тыс. человек, но это была регулярная армия с отличным вооружением, богатым опытом военных действий и считалась лучшей в Европе. Шведский военный флот насчитывал 42 линейных корабля и 12 фрегатов с личным составом 13 тыс. человек, а также Швеция имела сильно развитую промышленность, готовую обеспечивать свю армию во время воны.Россия имела армию численностью в 200 тыс. человек. Какая это была армия?

2. Учитель: Так была ли Россия готова к войне со Швецией?

Несмотря на это, Петр I объявляет войну Швеции, которая началась в августе 1700 года и продолжалась до 1721 года.

Войну условно можно разделить на 4 этапа.

Слайд 6 3. Первый этап войны (1700-1701) (5-7 мин)

Военная слабость и несогласованность в действиях союзников привели к их крупным неудачам в начале войны.
При активном содействии англо-голландского флота, Карл XII, шведский король, высадился у Копенгагена, столицы Дании и заставил датского короля выйти из войны. В это время русские войска осадила Нарву , но …Осада затянулась до осени. 19 ноября Карл XII, перебросив свои войска, внезапно атаковал русских. Слабая выучка дворянской конницы и недавно сформированной пехоты, а также измена иностранных офицеров привели к поражению русских войск. И только мужество, и стойкость двух гвардейских полков – Семеновского и Преображенского – не дали превратить сражение в простое избиение бегущих людей. Итоги: русская армия разбита, офицеры сдались в плен, артиллерия потеряна. Так закончился этот этап для Дании и России.
Работа с документом: Вот что Петр сказал о поражении под Нарвой (Слайд 20)
Зачитать: «Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дорогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусным. […] Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать»

– Чем Петр объясняет поражение русских войск под Нарвой?
– Считал ли он это поражение окончательным?
– Какие выводы были сделаны?

Заполнение кластера: 1700 – Нарвская конфузия (конфузия – замешательсто, Беспорядок, расстройство, неразбериха.

4. Новые преобразования Петра (5 мин – 7 мин))

Второй этап – 1701-1706. До вторжения в Россию Карл XII решил вывести из войны польского короля Августа II. Тем более, он считал русских неспособными на серьезное сопротивление . Карл XII, начав войну с Польшей, по словам Петра Первого, увяз в ней до 1706 года, тем самым дал передышку России. Петр I, правильно оценив обстановку, начинает заново создавать армию (регулярную, за счет рекрутских наборов), создает заново артиллерию (даже за счет церковных колоколов), развертывает строительство флота и стремится занять прочные позиции в Прибалтике. (Слайды 7,8,9)

Заполнение кластера: создание армии(рекрутские наборы, создание артиллерии, офицерские школы

Армия под командованием Б. П. Шереметьева продолжала воевать в Прибалтике, где оставались незначительные силы шведов.
Первые победы не заставили себя ждать. В октябре 1702 года взят город Нотебург (бывшая русская крепость Орешек). Петр I сам командовал штурмом и после победы писал:

«Правда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен» –переименован в Шлиссельбург – «ключ-город»

В мае 1703 года русские вышли к устью Невы и после осады овладели крепостью Ниеншанц. Случилось это 1 мая, а 16 мая Петром I был заложен Санкт-Петербург. (Слайд 10)

А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник» так охарактеризовал это важное для страны событие:

Учитель: Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.



Заполнение кластера: 1702 –Нотебург (Орешек), 1703- Ниеншанц, Санкт -Петербург

Затем были Дерпт (июнь 1704 года) и Нарва (июнь 1704 года), та самая Нарва, которая стала первой неудачей в войне. Падение Нарвы очень обрадовала царя:

«Нарву, которая четыре года нарывала, ныне, слава Богу, прорвало».

Заполнение кластера: 1704 - Дерпт, Нарва

Действительно после действий в Прибалтике русские практически выполнили свои первоначальные задачи – вышли к Балтийскому морю и захватили все земли, утраченные в XVII веке.

Так закончился второй этап войны.
фИЗКУЛЬТМИНУТКА (2 мин)

5. Полтавская битва ( 10 мин)

Начинается третий этап – 1708-1709 .
24 сентября 1706 года Карл XII заключил сепаратный мирный (СЕПАРАТНЫЙ МИР (от лат. separatus - отдельный) - мирный договор или перемирие, заключенные с противником без ведома или согласия своих союзников). договор с Августом II, посадив на польский престол Станислава Лещинского, тем самым обеспечил себе надежный тыл и выступил походом на Россию.
В январе 1708 года 45-тысячная армия двинулась на Москву. По плану, составленному Петром I, русская армия должна была уклоняться от решительных сражений и изматывать шведов. Но одна жаркая стычка произошла близ деревни Раевка. В схватке участвовали отряд русских драгун и шведский кавалерийский полк. Шведы понесли большие потери, а под Карлом XII была убита лошадь, и он чуть не попал в плен. После сражения наступление на Москву прекратилось, а шведский король повернул на Украину, где ожидал получить от 30 до 50 тысяч человек, обещанных гетманом Мазепой, изменившим русскому царю. Но в этот момент произошло событие, имевшее роковые для шведов последствия

Битва при Лесной, произошедшая 28 сентября 1708 года, в которой Петр I с отрядом в 12 тысяч человек разбил корпус генерала Левенгаупта (16 тысяч человек), лишила шведов значительных материальных ресурсов и отрезала их от баз в Прибалтике. Был захвачен обоз, двигавшийся на помощь Карлу 12 из Риги. Шведы лишились важных для них припасов. А боевой дух русских солдат, наоборот, возрос, не случайно Петр I назвал сражение у Лесной «матерью Полтавской баталии». А о самой полтавской баталии вы узнаете из видео. Но прежде чем вы его посмотрите, обратите внимание на вопросы, прочитайте

Полтавская битва . Видеоролик.

Вопросы к нему:

  1. Кто командовал российскими пехотинцами и кавалеристами? ( А. Меньшиков))) (Милосердова Р. Вислобоков И

  2. Какими родами войск была сильна Швеция? (пехота) (Тюрин Н. Бугров Д)

  3. Какая армия (российская или шведская ) заняла оборонительную позицию? ( армия Петра) (Минаев И. Савченко В)

  4. Назовите день и месяц, когда шведская армия выступила из-под Полтавы? ( ночью 27 июня) ( Чечевицын В. Магдалянова Н)

  5. На каком из флангов, понеся серьезные потери, русские войска вынуждены были отступать? ( на левом фланге)

  6. Когда русским удалось окружить шведов с флангов? ( к 10 утра 27 июня ) Загороднева Ю Сигачёва С)

  7. Что стало причиной смятения ибеспорядков в Шведской армии ( из-за разрыва ядра носилки с Карлом опрокинулись, в армии прошёл слух, что Карл убит – в шведской армии начались смятение и беспорядки) (Комбарова И)

  8. Какими были потери шведской армии в Полтавском сражении?)( около 9 тыс. убитых и до 16.тыс пленных оказались невосполнимой потерей для шведов) (Кокорев Я, Подольский М)

  9. Каково значение Полтавской битвы? Почему Полтавская битва считается одной из самых героических страниц российской армии? (Полтава надломила могущество щвеции, которая, как считалось, располагала лучшей армией в мире) (Самородов И., Шубин А.)





Учитель:Итак, 27 июня 1709 г. Состоялась Полтавская битва.

Заполнение кластера: 1708 – битва при лесной, 1709- Полтавская битва

Знаменитый французский мыслитель Вольтер впоследствии так сказал об этой победе русского оружия: «Из всех сражений, обагрявших когда-либо кровью землю, это единственное, которое... послужило к счастью людей, потому что даровало царю свободу благоустраивать огромную часть света. Ни одна война, бывшая между нынешними народами, не искупила хотя бы малым добром причиненное ею зло, а следствием Полтавского сражения было шествие наипространнейшей империи».


6. Прутский поход

– Так закончился третий переломный этап войны. Тем временем Карл XII, укрывшись в Турции, отказался от мирного договора с Петром и в 1710 году Турция, подстрекаемая западными державами, объявила России войну. Начался четвертый этап войны.
Новая война с Турцией стала неизбежна. К причинам войны можно отнести:
– требование Петра I выдворить Карла XII из Турции;
– подстрекательство Турции со стороны западных держав;
– захват Азова в 1696 году;
– появление русского флота в Азовском море.

Дабы упредить противника, в феврале 1711 Россия двинула свою армию в Молдавию, на Дунай (Прутский поход) (Слайд 12), стремясь как можно дальше отодвинуть театр военных действий от Украины и Польши. Молдавский господарь Дмитрий Кантемир обещал Петру поддержку и, в случае победы, присоединение Молдавии к России. Одновременно русские агенты развернули широкую антитурецкую пропаганду на Балканах, в результате чего вспыхнули восстания в Сербии, Черногории и Албании, впрочем, быстро подавленные османами. Русские чувствовали себя уверенно и не сомневались в победе, но 7 июля 1711 в районе реки Прут турки отрезали русскую кавалерию от основной части армии, которая, попав в тяжелые условия безводной, опустошенной саранчой степи, вынуждена была отступить. По пятам наступали турки, постоянно атакуя шедший в арьергарде Преображенский полк. Пройдя лишь 7 верст, армии Петра пришлось остановиться лагерем на берегу реки Прут. Тут 38 тысяч русских оказались со всех сторон окруженными в три с половиной раза численно превосходящим их противником. Турецкая артиллерия беспрерывно обстреливала лагерь, и все русские парламентеры, которых Петр посылал с предложениями о перемирии, возвращались ни с чем. Царь решил любой ценой прорвать окружение, и только тогда, видя его решимость, турки согласились на переговоры. Согласно существующей легенде, сопровождавшая Петра в походе его жена Екатерина втайне от царя передала в подарок визирю все свои деньги и драгоценности, что сделало турецкого военачальника более сговорчивым. Сам Петр готов был на любые уступки, за исключением капитуляции и возвращения шведам Петербурга с прилегающими землями. Но золото и драгоценности, по-видимому, подействовали, и условия подписанного 12 июля 1711 мирного договора были легче, чем можно было предполагать. И все же это был один из самых тяжелых мирных договоров в истории России . По нему Турции возвращался Азов, надлежало уничтожить построенные там укрепления и флот, уничтожались также крепости Таганрог, Каменный Затон . Россия обещала не вмешиваться в польские дела и беспрепятственно пропустить на родину Карла XII.
Вот так закончился ПРУТСКИЙ ПОХОД…

Заполнение кластера: 1711 – Прутский поход


Действительно, эта неудача не отразилась на ходе Северной войны. Ликвидация шведской армии под Полтавой хотя и изменила её ход, но Швеция продолжала контролировать Финляндию и её флот продолжал господствовать на Балтийском море.

И поэтому необходимо были на море российскому флоту показать свою силу, способность вести военные действия и , конечно, побеждать.

7. Работа с контурной картой. Стр. 111- 112 пункт Морские сражения читаете, карта на стр. 113. И переносите в контурные карты места крупных морских сражений.


Начавшись на суше, Северная война завершилась на море.

Заполнение кластера: 1714 –Гангутское сражение, 1720- сражение у острова Гренгам



8. Ништадтский мир

Не надеясь больше на свои возможности (Cлайд ), шведы возобновили переговоры, и 30 августа 1721 года был заключен Ништадский мирный договор, по которому

  • к России отходили Лифляндия, Эстляндия, Ингрия и часть Карелии с Выборгом;

  • к Швеции отходила Финляндия, а Россия выплачивала 2 млн. рублей за полученные земли.

9. Значение Северной войны трудно переоценить (Cлайд ). Именно она дала России выход в Балтийское море и позволила встать в разряд мировых держав, став великой морской страной. Созданы условия для морской торговли с Европой.
(Cлайд ).
В октябре 1721 года Петр I принял титул императора, а Россия провозглашена империей. (империяэто крупная держава, включающая территории многих народов и стран. Российская империя существовала в 1721-1917 годах.)
– А как вы думаете, могла ли война закончиться быстрее?

Заполнение кластера: Итоги войны:


IV. Закрепление

А узнать, как вы запомнили события войны, нам помогут слайды с вопросами. (Слайды 47-57).

V. Обобщение

Вот и закончился славный период нашей истории, но это было только начало великих дел великого человека.

VI. Домашнее задание ()

1. Параграф 14
2. Используя кластер, на контурную карту нанести все важнейшие места сражений на суше.

VII. Подведение итогов урока

VIII. Звукорефлексия

– Отреагируйте на победу в Северной войне так, как по вашему мнению реагировали люди в 18 в.
– Всем спасибо за сотрудничество! (Cлайды )




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!