СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории 7 класс по теме "Крестьянская война под предводительством Пугачева"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- показать взаимосвязь между расширением привилегий дворянства в период царствования Екатерины 1 и усилением крепостной зависимости крестьян.

- охарактеризовать основные причины, особенности и этапы крестьянской войны.

- формирование умения сравнивать,  анализировать исторические явления, их причины, результаты, умения работать с исторической картой.

-воспитание чувства гордости за героическое прошлое нашей родины.

Оборудование: карта « Россия во 2 половине 18 века», учебник История России 7класс -  страница 185, портреты Емельяна Пугачева, карта « Крестьянская война под предводительством Пугачева», лист решения проблем.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока истории 7 класс по теме "Крестьянская война под предводительством Пугачева"»

МКОУ Лутохинская СОШ.

















Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

Урок истории в 7 классе





















Провела Вдовина О.А.- учитель истории.





















Цели:

- показать взаимосвязь между расширением привилегий дворянства в период царствования Екатерины 1 и усилением крепостной зависимости крестьян.

- охарактеризовать основные причины, особенности и этапы крестьянской войны.

- формирование умения сравнивать, анализировать исторические явления, их причины, результаты, умения работать с исторической картой.

-воспитание чувства гордости за героическое прошлое нашей родины.

Оборудование: карта « Россия во 2 половине 18 века», учебник История России 7класс - страница 185, портреты Емельяна Пугачева, карта « Крестьянская война под предводительством Пугачева», лист решения проблем.

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Новая тема.

  3. План: 1. работа с кейсом.

2. Аудирование по ходу крестьянской войны

3. Итоги и значение крестьянской войны

1. Работа с кейсом

Учитель: У вас на столах отрывок из книги Юрия Сальникова « И вольностью жалую!» Вы должны найти проблему в отрывке, доказать ее и предложить пути решения.

«Возмечтал Емельян перелом в жизни своей совершить предерзостный.

Он и сам не ведает, когда зародилось у него это намерение по наущению ли купца-старовера добрянского Кожевникова? По подговору ли настоятеля мечетного монастыря игумена Филарета? По чьему ли еще подстрекательству?

А может никто не сумел бы подбить казака донского вольного Емельяна, сына Иваного, на столь рискованное предприятие, ежели бы сам не увидел он воочию и не уверился в каком рабстве пребывает простой люд на Руси, стоном стонем от податей и прочих отягощений!

Недаром и казаки яицкие волнуются. Отобрали у яицких казаков их былые вольности, войсковую избу порушили, казачий круг распустили, сняли набат и колокол – отныне все сборы производятся барабанным боем. А главных зачинщиков безжалостно отстегали кнутом, ноздри повырывали, выжги позорные клейма на теле и сослали в Сибирь. Остальные же - тысяч до трех счетом! – обложили денежною вытью. Но и в платеже не соблюдали правоты – раскладку денег делали неравно: с иных, достаточных, меньше брали, с неимущих больше.

Попритихли яицкие, но не смирились. До сей поры в смятении – хорошего царя ждут…

Пугачев прищурился, живо смекнул: вот он, час надобный! Потребно ли иного ждать, если зараз объявиться можно?

- а это знаки у меня государские! Доподлинно говорю тебе, истинный император я – государь Петр Федорович!»

2. Самостоятельная работа. Лист решения проблемы.

Какую главную проблему ты должен решить?

Какой важной информацией ты владеешь (из текста).



Какие дополнительные сведения я получил в группе.

Какие 3 способа для решения проблемы вы предлагаете?



Какой способ я считаю наилучшим, почему?


- В чем вы видите проблему? (тяжелое положение простого народа, царь – самозванец)

- А почему именно за Петра 3 объявил себя Емельян Пугачев?

- Что вы знаете о Пугачеве? (выступление учащихся)

- Какие способы улучшения положения крестьян вы предлагаете? Давайте выберем одну?

- А какой способ выбрал Емельян Пугачев?

3. Аудирование.

Итак, Емельян Пугачев решил поднять народ на рискованное предприятие, на восстание против дворян, помещиков, самой царицы.

Восстание проходило в 3 этапа:

Сентябрь 1773 – март 1774

Март 1774 - июль 1774

Июль 1774 - 1775 год

( Сообщение ребят о крестьянской войне).

В ходе выступления ребята в группах отвечают на вопросы:

1 группа: Охарактеризовать 1 этап крестьянской войны.

- начало восстания и захват крепостей на степных границах;

- недооценка царским правительством опасности крестьянской войны;

- осада Оренбурга, действия сподвижников Пугачева;

- присоединение к восстанию башкиров, калмыков;

- действия правительственных войск под командованием генерала В.А.Кара, А.Л.Бибикова.

2 группа: Охарактеризовать 2 этап крестьянской войны.

- движение Пугачева на Урале;

- основная социальная опора – башкиры, горнозаводские рабочие;

- Поход на запад, к Казани, осада.

- действия правительственных войск под командованием И.М.Михельсона.

3 группа: Охарактеризовать 3 этап крестьянской войны.

- поддержка огромной массой крепостных;

- паника в Москве. Возвращение А.Суворова с фронта с Русско-турецкой войны.

- изменение социального состава восставших;

- действия правительственных войск под командованием П.И.Панина;

- арест Емельяна Пугачева яицкими казаками.

4. Группы в ходе работы заполняют таблицу: Этапы крестьянской войны 1773-1775гг.

Вопросы для сравнения

1 этап

2 этап

3 этап

Сроки




Социальный и национальный состав




Количество участников




Район, территория действия восставших




результат






5. Заполнив таблицу, мы сможем сделать вывод:

В чем особенности крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева?

- самое крупное масштабное народное выступление;

- охватило огромную территорию;

- участвовали огромные массы крестьян, казаков, работных людей, горожан, разных национальностей;

- организованность восставших; (создан штаб, ставки, военная коллегия, в захваченных городах поставлены коменданты, установление дисциплины)

- в манифестах Е.Пугачева « Петра 3 Федоровича» впервые были сформулированы идеи свободы, и призывы борьбы с крепостничеством и с целым сословием – дворянством, от которого исходило главное зло;

- в восстании активно принимали участие работные люди, угнетенные национальные меньшинства.

6. Но, несмотря на такой масштаб, крестьянская война потерпела поражение. Почему, в чем причины поражения, как вы думаете?

- нехватка оружия и боеприпасов;

2.- нежелание большинства крестьян покидать свои деревни;

1.- преобладание разрозненных локальных выступления крестьян;

3.- плохая военная подготовка;

5.- наличие изменников среди окружения Е.И.Пугачева;

4.- недостаточная стойкость в боях;

- отсутствие дисциплины в войсках.

7. А какое значение имела крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева?

Война показала: - глубокие противоречия в обществе,

- практически не изменила к лучшему положение крестьянства, казачества,

народов Поволжья, Приуралья;

- на некоторых уральских заводах была повышена оплата труда; приняты

меры по улучшению условий труда рабочих людей;

- правительственные мероприятия направлены на укрепление системы

управления государством;

- губернская реформа 1775г., «Жалованная грамота дворянству» 1785 г.,

«Жалованная грамота городам» 1785 г.;

- заставила власть искать пути решения крестьянского вопроса;

- оставила глубокий след в народной памяти, прочно вошла в сознание

господствующего класса России.

8. Подведение итогов.

Пугачев был казнен, но по всей Российской империи бурлила стихия. Народ не верил в его гибель. По всюду распространялись вести о том, что « батюшка Емельянушка» спасся, сбежал от охраны, не доезжая Москвы, и, собрав новую неисчислимую рать, движется вновь на помощь обездоленным. В марте 1775 года – через 2 месяца после казни – Пугачева так ждали на Урале, что власти были вынуждены обратиться к населению с воззванием, в котором подробно разъясняли, как « злодей» принял « всенародно смерть на Болоте в Москве».

Екатерина 2 поставила перед собой цель - навсегда стереть из памяти народной имя Пугачева. Особым манифестом предписывалось» предать вечному забвению и глубокому молчанию» его имени. В казенных бумагах утвердился для него «официальный титул» без фамилии –«известный бунтовщик, самозванец и государственный злодей» Его жене, детям запрещалось называться Пугачевыми – они должны были « сказываться именами и отчествами» и до конца дней находиться в заточении в Кексгольской крепости. Река Яик переименовали в Урал, станица, где жил Емельян Пугачев была перенесена на другой берег Дона и тоже переименована.

Но память народная жива. Многие художники, поэты, писатели в своих произведениях прославляют его стойкость, мужество, любовь к народу преданность выбранному делу.

9 Домашнее задание.

Написать мини-сочинение «Пугачев – народный заступник!»








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!