СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока в 7 классе На тему: «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775).»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: освоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для формирования знаний учащихся о крупнейшем социальном выступлении XVIII века, показать наличие в Российском обществе глубоких противоречий, порожденных феодально-крепостнической системой; совершенствовать умения сравнивать, анализировать, делать выводы: способствовать развитию умения находить в тексте необходимую информацию.

Планируемые предметные результаты: познакомятся с "Крестьянской войной под предводительством Е.И.Пугачева; научатся анализировать, находить в тексте необходимую информацию.

Метапредметные УУД: Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (учебник, манифест); самостоятельно делать выводы; регулятивные: понимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения; коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; работать в группе.

Личностные результаты: осознавать прошлое как неотъемлемую часть истории своего Отечества; понимать важность исторических событий.

Оборудование: слайдовая презентация, компьютер, проектор, памятка работы, карточки с датами и событиями., причины восстаний, карточки с этапами войны.

Даты: 1773-1775 г.г. – крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.

Персоналии: Е.И. Пугачев, Екатерина II.

 

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Целеполагание
  4. Объяснение нового материала
  5. Первичное закрепление
  6. Закрепление и обобщение обретенных знаний
  7. Рефлексия
  8. Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока в 7 классе На тему: «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775).»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учереждение

«Кироваульская СОШ» Кизилюртовский район



Конспект открытого урока в 7 классе

На тему: «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775).»
























Учитель: Абдулкадырова Хадижат Абдулкадыровна

Учитель истории



2017



Тип урока: освоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для формирования знаний учащихся о крупнейшем социальном выступлении XVIII века, показать наличие в Российском обществе глубоких противоречий, порожденных феодально-крепостнической системой; совершенствовать умения сравнивать, анализировать, делать выводы: способствовать развитию умения находить в тексте необходимую информацию.

Планируемые предметные результаты: познакомятся с "Крестьянской войной под предводительством Е.И.Пугачева; научатся анализировать, находить в тексте необходимую информацию.

Метапредметные УУД: Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (учебник, манифест); самостоятельно делать выводы; регулятивные: понимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения; коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; работать в группе.

Личностные результаты: осознавать прошлое как неотъемлемую часть истории своего Отечества; понимать важность исторических событий.

Оборудование: слайдовая презентация, компьютер, проектор, памятка работы, карточки с датами и событиями., причины восстаний, карточки с этапами войны.

Даты: 1773-1775 г.г. – крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.

Персоналии: Е.И. Пугачев, Екатерина II.



Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Целеполагание

  4. Объяснение нового материала

  5. Первичное закрепление

  6. Закрепление и обобщение обретенных знаний

  7. Рефлексия

  8. Домашнее задание



I.Организационный этап

-Добрый день, уважаемые гости и ребята! Сегодня у нас необычное занятие, У нас гости. Надеюсь, что ваши знания помогут вам на уроке и будут мне надёжной опорой. Договорились? Вы заняли свои места согласно цвету жетона, который каждый из вас получил перед началом урока. Возьмитесь за руки, вы теперь команда, поделитесь волшебной силой через рукопожатие и взгляд. ( выставляю таблички по группам)

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям

К уроку готовы?

Тогда – за работу!

Удачи желаю всем нам!

В процессе урока вы в оценочных листах фиксируете свои ответы. Это ваш результат работы.



II.

Актуализация знаний

А теперь попрошу вас сосредоточиться и обратить внимание на слайд «- Что изображено на иллюстрациях? (Положение крепостных крестьян) Кто царствовал в это время?

Вы проводили мини- исследование «Положение простых людей во время царствования Екатерины 2» Пожалуйста первая группа – крепостные крестьяне. Вторая группа- работные люди. Третья группа- казачество. «Люди второго сорта» Используйте клише – ответа.

Клише ответа

Перед нашей группой стояла задача изучить Положение крепостных крестьян в период царствования Екатерины 2. В ходе проделанной работы, мы выяснили, что существовала - полная зависимость от помещиков, тяжелый труд, жестокие наказания, могли сослать в Сибирь на каторгу, затравить собаками, разделяли семьи проигрывали крестьян в карты, дарили друг другу, продавали как животных или вещи, запрещалось крестьянам жаловаться на своих помещиков.

Вывод: тяжелое положение крестьянства не могло оставаться неизменным.

Клише ответа

Перед нашей группой стояла задача изучить Положение работных людей на мануфактурах

Положение работных людей на мануфактурах было тяжелым.

- Крестьяне многие месяцы были оторваны от своих семей, работая по 12-15 часов в сутки.

- Нечеловеческие условия труда вызывали болезни и гибель многих рабочих.

Вывод: тяжелое положение работных людей на мануфактурах не могло оставаться неизменным

Клише ответа

Перед нашей группой стояла задача изучить Положение казачества.и представителей нерусских народов. Казаки на своем Кругу выбирали атамана, но после восстания Кондратия Булавина было ликвидировано казачье самоуправление на Дону. Екатерина сама назначала атамана.

Людьми « второго сорта» правящие круги считали представителей нерусских народов ( татар, башкир, интересы, которых ущемлялись.

Вывод: среди казачества и народов поволжья зрело недовольство.



III. Введение в тему. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Как вы думаете,  к каким  последствиям могло привести  такое отношение к людям?- Выберите вариант: Восстание, мятеж, вооруженное сопротивление, смена законов.

 Таким событием в России стало вооруженное восстание под предводительством Пугачева

А тема звучит так: «Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва». Записываем тему в тетрадь.

4. Целеполагание      

            Что мы сегодня на уроке должны выяснить? Сформулируем цели и задачи, используя опорные слова:

  • Мы познакомимся с ... восстания под предводительством Е.И. Пугачева,

  • Мы узнаем... о руководителе и составе участников восстания, о ходе восстания

  • Мы сможем поразмышлять...из-за чего произошло восстание, цели восставших, итоги восстания

  • Мы познакомимся с самым крупным восстанием 18 века, которое называют крестьянской войной из-за охвата территории и числа участников.дадим характеристику, выявив его причины, особенности, направленность, ход, состав участников и их цели, причины поражения восстания, значение событий. Будем продолжать работать с различными источниками..

 Давай те определим вместе план нашего урока. Это не первое восстание , которое мы изучаем , поэтому я думаю вы уже можете сами назвать мне , алгоритм изучения любого восстания,                   

Учащиеся: называют план

План:

1. Выясним причины

2. Определим участников

3. Выделим этапы

4. Подведем итоги и значение

Чтобы ответить на вопрос мы должны узнать об этом событие больше.

 - Сегодня на уроке мы будем с вами исследователями, а именно историками, картографами, литераторами Мы рассмотрим противостояние власти и общества. Конфликт вылился в восстание . Восстание – это способ разрешения конфликта? Наша задача ответить на этот вопрос. познакомившись с восстанием под руководством Е. Пугачёва, мы должны оценить его с позиции двух основных нравственных критериев добра и зла.

IV. Усвоения новых знаний и одновременного закрепления.

-У вас на столах лежит памятка, которая поможет нам в изучении темы нашего урока

Памятка (План урока)

  1. Причины

  2. Участники (состав, предводитель)

  3. Основные этапы, события

  4. Итоги и значение

-Начнем изучение крестьянской войны с рассмотрения причин. В этом нам поможет учебник. Итак, задание для всех следующее. Откройте, пожалуйста, 25 параграф, пункт 1. Прочитайте и назовите причины крестьянской войны.

Первая группа назовите причину , по которой ваша категория населения примкнула к восстанию ( тяжелое положение крепостных крестьян. Усиление крепостничества)

Вторая группа назовите причину- тяжелое положение работных людей Тяжелые условия работы на мануфактурах

Третья группа назовите причину – лишение казачества самоуправления , тяжелое положение нерусских народов Недовольство казачества отменой ряда привилегий Стремление представителей нерусских народов на территории Российской империи получить равные права с русским населением.

Причины войны:

1)Усиление крепостничества

2) Тяжелые условия работы на мануфактурах

3) Недовольство казачества отменой ряда привилегий

4)Стремление представителей нерусских народов на территории Российской империи получить равные права с русским населением.

- Обратите внимание на экран. Что объединяет этих людей? Что мы знаем о них?

- Эти имена известны нам из курса Истории Смутного времени начала XVII века в России. Эпоха самозванства в России— Лжедмитрий I и Лжедмитрий П

. Учитель: Когда появляются само­званцы?

Примерный ответ учеников: Когда власть не может или не хочет улучшить тя­желое положение народа - это и есть главная причина народных восстаний.

.(Перед нами портрет новой для нас личности в истории нашего государства – Емельяна Пугачева. Почему мы ставим его в один ряд с самозванцами начала XVII века?

Биография Пугачева:

Пугачёв Емельян Иванович – донской казак, родился в 1742 г. в станице Зимовейская. Дед – Михаил по прозвищу «Пугач» (филин), позднее Емельян стал Пугачёвым. В 18 лет Емельян женился. Жена – Софья, сын – Трофим, дочери – Аграфена, Кристина (по легенде, его семья будет воевать вместе с ним). У Пугачёва тёмно-русые волосы, борода чёрная с сединой, на лице имелись шрамы. Человек не грамотный, но очень смелый и живой, храбрый и бывалый. Любил шутки, песни. Говорил хорошо: ярко, убедительно, используя в речи пословицы, поговорки. Бедность и тяжёлый труд в юности, военная служба в армии в годы 7-летней и русско-турецкой войн, лишение и наказания, которые он испытывал – всё это дало богатый жизненный опыт.

-Емельян Пугачев был человеком смелым.

Петр3 правил не долго, многие надеялись, что при нем улучшиться их социальное положение. Петр Федорович – муж Екатерины 2, после дворцового переворота 1762г. отрекся от престола и таинственно погиб.

-Дело в том, что у Емельяна на теле были какие-то отметины, одна из них, например. По форме напоминала двуглавого орла, т.е. герб России. Отметины остались вероятно в результате болезни. Пугачев же выдавал их за царские знаки. В народе верили, что у настоящего природного царя на теле имеются особые знаки.



Емельян Пугачев –объявляет себя «спасшимся» царем Петром Федоровичем, Петром III. Пугачев рассчитывает свергнуть императрицу Екатерину II и занять российский престол. В период с 1773 по 1775 годы Пугачев – лидер самого крупного самого массового народного выступления в истории России.



-Ребята посмотрите еще раз на причины крестьянской войны, и скажите, чьи права нарушены, кто является участниками этих событий?

Первая группа- крестьяне. Вторая группа- работные люди. Третья группа – казаки, коренные народы Поволжья.

Участники событий

1)крестьяне

2) работные люди

3) казаки

4)коренные народы Поволжья и Урала



Цели восставших:

На этот вопрос ученики отвечают самостоятельно при помощи анализа исторического источника («Манифеста» Емельяна Пугачева)

Текст Манифеста: «Манифест Пугачева».

Я, единственный царь всей России, Петр III.... В ближайшее время всю Россию и престол, доставшийся мне еще от дедов, верну под свое крыло, а моим любимым (уважаемым народам) дам возможность жить свободно, счастливо и мирно.

Поэтому все солдаты, воюющие против моих войск, должны немедленно прекратить войну и перейти на мою сторону. Коменданты городов и крепостей должны сдаться на мою милость. Князья должны прекратить притеснять народ, помещики должны наделить своих крестьян землей и отпустить на свободу. Все, кто немедленно исполнит этот мой приказ и присоединится ко мне, по моей милости будут прощены за борьбу против нас, а кто ослушается и будет продолжать борьбу, впоследствии будет жестоко казнен. Я хочу, чтобы весь народ был свободным. Поэтому и народам иной веры даю свободу. Ликвидирую власть князей над ними. Приказываю им избрать руководителей из своей среды, кого они пожелают. Казаки, киргизы, башкиры, татары, чуваши и черемисы пусть уже сейчас воспользуются моим обещанием. Все угнетенные и ограбленные народы радуйтесь, пришли дни вашей свободы.

1.Какие цели поставили восставшие? Пугачев рассчитывает свергнуть императрицу Екатерину II и занять российский престол

2.Что обещал Пугачев народу? (Дать свободу всем и народам иной веры, отменить крепостное право Крестьянам предоставлена свобода и вольность, земля , освобождение от налогов и податей. )

3.Что предлагал делать с непокорными? (А кто ослушается и будет продолжать борьбу, впоследствии будет жестоко казнен)

4.Всех ли дворян Пугачев признал врагами? (помещики должны наделить своих крестьян землей и отпустить на свободу. Все, кто немедленно исполнит этот мой приказ и присоединится ко мне)

- Пожалуйста, подскажите мне, что было провозглашено согласно этому Манифесту?



-А сейчас, ребята, мы познакомимся с основными этапами и событиям крестьянской войны 1773-1775гг.

-Необходимо охарактеризовать каждый из 3-х основных этапов.

Каждая группа рассматривает отдельный этап войны Я раздала вам специальные карточки, а вы записываете недостающую информацию.

Пользуясь текстом учебника под редакцией А.В Торкунова «История России XVIIIвв.» (параграф 21, стр. 27-28.) ученики самостоятельно характеризуют каждый этап, описывая основные события.

Ответы учащихся должны содержать следующие положения:

I этап – сентябрь 1773 – март 1774 г.: 6месяцев

1) «Открывает тайну своего имени»

2)С небольшим отрядом из нескольких десятков казаков Пугачев попытался взять Яицкий городок, но штурм не удался;

3)Пугачев направился к главному городу края – Оренбургу, здесь его отряд вырос до 30 тыс. чел. Осада длилась 6 месяцев, но не принесла успеха восставшим.

4)Также восстание охватило Башкирию, где действовал Салават Юлаев, осадивший Уфу.

5 )На Волге была захвачена Самара

5)Под угрозой оказалась столица Урала – Екатеринбург

6)Правительство направило против повстанцев крупный отряд в 1,5 тыс.человек во главе с генералом Кара, но был разбит отрядами соратников Пугачева- А. Овчинникова и И Зарубина – Чика

7) Царская армия во главе с А.И.Бибиковым у крепости Татищево одержало победу над восставшими

Итог 1 этапа Первый период крестьянской войны закончился неудачей Пугачева при осаде Оренбурга и в бою под Татищевой крепостью.

II этап – апрель – июль 1774 г.:(4месяца)

1)Правительственные войска нанесли Пугачеву ряд поражений

2)Пугачев отошел от Оренбурга на территорию Башкирии и Южного Урала, где работные люди уральских заводов пополнили его поредевшую армию и привезли ему пушки.

3). Он вышел на территорию Волги, где его отряд пополнился народами Поволжья.( удмуртами, марийцами,чувашами) и вырос до 30 тыс. чел

4)Пугачев осадил Казань, но взять город не смог, так как подошли правительственные войска.

  • Итог 2 этапа :Самым успешным был второй период крестьянской войны, который длился с апреля по июль 1774 года-: Пугачев провозгласил поход на Москву. Екатерина 2 была в ужасе и была готова в любой момент покинуть страну.

III этап – июль – сентябрь 1774 г.:(3месяца)

1)Пугачев отступал от Казани на юг. Взял ряд волжских городов, но вынужден оставить под напором царских войск.

2)Осадил город Царицын, но взять не смог. Был настигнут правительственными войсками и был вынужден отступить.

3)Переправился на левый берег Волги и был разбит под Черным Яром

4)в сентябре 1774 г. был схвачен казаками и передан властям
5)10 января 1775 г. был казнен.

Вывод: Третий этап был самым массовым по составу участников, были также победы и поражения. Именно в этот период 12 сентября 1774 года Пугачев был схвачен и выдан Михельсону. -Неудачи войск Пугачева и его пленение.

(третий период восстания приобрел характер крестьянской войны был самым массовым по составу участников, были также победы и поражения а) самое крупное, мощное народное выступление;

б) охватила огромную территорию;

в) участвовали огромные массы крестьян, казаков, работных людей, горожан, инородцев;

г) выше организованность восставших восстание носило локальный характер;

д) крестьяне редко покидали пределы своего уезда ( то есть постоянное обновление состава восставших);

е)военная организация все-таки низкая .)




1октября 1774г Пугачева доставили в Симбирск 25 дней держали в здании, где ныне находится Драм.Театр

Делать выводы, извлекать информацию из различных видов источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Запись в тетрадь трех этапов крестьянской войны.



2 часть «...кои прежде были дворянами в своих поместьях — оных противников нашей власти и разорителей крестьян, ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами, а дома и все их имение брать себе в награждение...

Указ от 31 июля 1774 г,

Учитель : Вопрос? Видите ли вы в этом указе какое-либо противоречие?

Учащиеся : делают вывод: Он обвиняет дворян в нарушении христианских заповедей, а сам в то же время их нарушает, он разжигает в восставших звериные инстинкты, насаждая произвол и беззаконие

Учитель : Жестокость восставших действительно нужно признать чудовищной

Восставшие рубили под корень — не только главу семьи помещика, но и его супругу, детей и даже гувернанток- Господское имущество делили между собой

Прибывавшие на какой-нибудь завод пугачевцы аккуратно изымали заводскую казну, отбирали у работных людей скот и нехитрые пожитки, а напоследок разрушали сами заводы, лишая сотни людей основного источника заработка.».

Вопрос :Можно ли их оправдать? Можно ли отвечать насилием на насилие ?

Учащиеся высказывают мнение.

Учитель : Это ваше мнение ,а хотелось бы вам услышать мнение по этому вопросу одного из величайших мыслителей ,известного писателя Льва Ник. Толстого.? Давайте побеседуем с ним. (Приглашается ученик с заранее записанными ответами)

Учитель : организует ролевую игру «Беседа с Л.Н.Толстым»

Вопрос: Уважаемый Лев Николаевич ,позвольте задать вам несколько вопросов?

Лев Николаевич ,на ваш взгляд почему так много зла на земле?

1 Ответ:

Всё вокруг построено на насилии: государство творит насилие над своими подданными.

Вопрос:

Значит восстание против этого насилия –добро?

2 Ответ:

Угнетенные поднимаясь на восстание ,снова творят зло.. снова текут реки крови, и снова страдают люди. Насилие порождает только насилие .

Вопрос :

А какой выход могли бы предложить Вы?

3 Ответ:

Если не отвечать насилием на насилие, злом на зло, простить и даже полюбить врагов своих (подняться над обидами и оскорблениями), то исчезнет зло. Другого пути нет .

Вопрос: Т.Е ,если я вас правильно поняла, это как в математике ,если величину умножить на нуль , получается нуль?

4 Ответ: пишет на доске

Да, к примеру 1 человек несёт зло (х зла) и сталкивается с другим человеком ,который не отвечает злом(т.е 0 зла),то получится (х умножаем на 0 =0),т.е зло=0 , оно исчезнет.

Спасибо Лев Николаевич за то, что вы уделили нам внимание.

Учитель : Итак ,ребята ,вы можете согласиться с нашим уважаемым гостем ,а можете остаться при своём мнении .

Вопрос к классу: Имеем ли мы право осуждать восставших за применение насилия ?

Беседа с классом

Учитель обобщает вывод : Мы не имеем права ,разве мы сами никогда не применяли насилие и не были жестоки, не проявлял агрессию против другого. Не суди ,да не судим будешь написано в Библии.

Учитель : Чем же завершился этот народный бунт?

В августе 1774г. измотанные и плохо вооруженные отряды Пугачева подошли к Царицыну, но взять город не смогли и вскоре были настигнуты и полностью разбиты Пугачев с небольшой группой

переправился на левый берег Волги, где его схватили и выдали властям находившиеся с ним яицкие казаки. Его в железной клетке привёз в Москву наш великий полководец Суворов. В январе 1775 г. в Москве состоялась казнь Пугачева на Болотной площади, который вел себя достойно и мужественно. Он был приговорён к жестокой казни четвертованию ,но в последний момент Екатерина смилостивилась и разрешила сначала отрубить голову ,а затем конечности

Восстание было жестоко подавлено.

Генерал Панин, который преследовал Пугачёва подверг наказаниям несколько десятков тысяч человек: «Города, селения и дороги в Поволжье были уставлены по приказу Панина виселицами с трупами повешенных повстанцев, которых запрещалось снимать и хоронить месяцами» По Волге плыли плоты с колыхавшимися трупами повешенных.

Разгневанная Екатерина ,чтобы стереть из памяти народа это событие приказала переименовать реку Яик в реку Урал,а яицких казаков в уральских.

Восстание подавлено ,но прошло ли оно бесследно, и какое оно имело значение вы узнаете из задания

Учащиеся : читают задание №4 и выказывают суждения.

Прокомментируйте определение значения пугачевского бунта, данное историком Н. Я. Эйдельманом: «:Вообще в России с крестьян «драли три шкуры», но если бы не Пугачев — содрали бы все десять...

Значение крестьянской войны.

  1. Показало глубокие противоречия русского общества.

  2. Не изменилось к лучшему положение крестьянства, казачества, народов Поволжья, Приуралья.

  3. Заставила власть искать пути решения крестьянского вопроса.





Учитель:

  • Итак ,мы познакомились ещё с одним народным бунтом.18 века Мы рассмотрели противостояние власти и общества.. Восстание – это способ разрешения конфликта?

Оценили его. История доказывает нам ,в отношениях между гос-вом и народом и в отношениях людей ,наступают изменения в лучшую сторону. Реже применяется насилие ,соблюдаются права человека И основой отношений между людьми стал поиск компромисса , терпимость к мнению других ,мы должны стремиться понять друг друга и искать ,что то среднее, что устраивало бы 2 человек, даже враждебно настроенных. Тестовое задание.

  1. Е. И. Пугачев принял имя Петра III, потому что:

а) надеялся таким образом обеспечить себе поддержку со стороны дворян;

б) помнил об успехе Лжедмитрия I, за которым пошел народ;

в) знал о вере народа в хорошего царя;

г) стремился занять российский престол.

  1. Крестьянская война под предводительством Пугачева началась:

а) в период Семилетней войны;

б) в годы царствования Елизаветы Петровны;

в) до присоединения к России западных и центральных районов Казахстана;

г) в период русско-турецкой войны;

д) в годы царствования Екатерины II.

3. После поражения Е Пугачева под Казанью в июле 1774 г.:

а) крестьянская война была подавлена;

б) от него отошли сподвижники и его войско распалось;

в) он был вынужден уйти на Урал;

г) с остатками войска перешел на правый берег Волги, и война вспыхнула в широких масштабах;

д) крестьянская война продолжалась, но с меньшим размахом;

е) он с остатками войска ушел на Дон.

4. Е. И. Пугачев стремился пополнить свою армию донскими казаками, потому что:

а) считал крестьян недостаточно подготовленными для участия в крупных боевых действиях;

б) казаки, в отличие от крестьян, были хорошо вооружены и обучены военному делу;

в) понимал, что крестьяне – ненадежные воины, так как не могут участвовать в долгих военных походах, бросать хозяйство и семью;

г) понимал, что ему противостоит регулярная правительственная армия и невысоко оценивал возможности своего крестьянского войска.

Обозначьте указанные причины порядковыми номерами в убывающей последовательности в зависимости от степени значимости.

5. Причины поражения восставших в крестьянской войне 1773-1775 гг.:

а) преобладание разрозненных локальных выступлений крестьян;

б) нерешительность и колебание предводителя восстания и его ближайшего окружения;

в) нежелание большинства восставших крестьян покидать свои деревни;

г) нехватка оружия и боеприпасов;

д) отсутствие дисциплины в войсках;

е) плохая военная подготовка;

ж) высокая степень боеспособности регулярной царской армии;

з) недостаточная стойкость в боях;

и) наличие изменников среди окружения Е. Пугачева.

Обозначьте указанные причины в убывающей последовательности в зависимости от степени значимости.



5 этап Рефлексии

Учитель : Я попрошу вас прочитать 2 высказывания записанные на доске , обдумать их , выйти к доске и поставить букву под одним из двух афоризмов:

У- если вы точно убеждены ,что так должно быть

С- если сомневаетесь, но склоняетесь к этой мысли

Н- если вы не определились

На доске 2 афоризма:

    1. «Добро должно быть с кулаками»(С Куняев поэт)

    1. Чем отомстить своему врагу? Старайся делать ему как можно больше добра.

(Эпиктет)

Учитель : Я думаю пора подвести итог урока

Главный урок ,который мы должны вынести ,что самое трудное это определиться и сделать правильный выбор ,мы не можем ни судить не оправдывать ,но мы должны называть вещи своими именами, зло злом ,добро добром ,но то что мы задумались об этом это уже шаг вперёд.

  • Я думаю ,что вы не будете плодить зло ,а во всём будете искать компромисса.

  • Спасибо за совместный и трудный поиск истин



Итоги урока .Домашнее задание:

  1. § 25, вопросы к §

3. Нанести на контурную карту район крестьянской вой­ны, направления походов восставших.(РТ. Стр. 67 № 3) – на оценку «5»



На оценку «4» - Показать на карте города Урала охваченные восстанием. С указанием дат военных действий

На оценку «3» - сделать задание № 2,7 в РТ






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!