СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока и презентация "Ресурсы Мирового океана"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Ресурсы мирового океана" и презентация по данной теме. Учебник В.П. Максаковский

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока и презентация "Ресурсы Мирового океана"»



государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Пензенской области « Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа







Урок по теме:

«Ресурсы Мирового океана»

Разработала : учитель географии –Кузина О.Н.

























Пенза 2015год.

Конспект занятия.

Педагог Кузина Ольга Николаевна

Предмет география

Класс 10 «З»

Тема занятия: «Ресурсы Мирового океана».

Цель: дать оценку природных ресурсов Мирового океана, подвести к пониманию проблемы зависимости  человечества в будущем от океана.

Задачи:

Обучающая:   развивать умение работать с картами, готовить сообщения по теме, отбирать информацию, работать в мини –коллективе.

Развивающая: развивать мотивацию и интерес к учению, память, внимание;  коммуникативные умения и навыки.

Воспитательная: формировать понимание взаимозависимости человека и природы, необходимости бережного, рационального  отношения к природным ресурсам; воспитывать речевую  культуру учащихся. Продолжить формирование умения у обучаюшихся грамотного выступления, правильного использования отведенного регламентом времени.

Оборудование: карты : «Политическая карта мира», « Природные ресурсы мира» ,учебники, атласы, электронная презентация «Ресурсы Мирового океана», проектор, компьютер.



Тип занятия: комбинированное

Методы: рассказ, беседа, частично-поисковый,

Формы организации учебной деятельности обучающихся:фронтальный опрос, работа в группах , тестирование ,сообщения учащихся, самостоятельная работа с учебником ,материалами презентации.









Ход занятия:

Смысловые

блоки

Время

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Орг. момент.

3 мин.


Приветствие класса. Отметка отсутствующих. Проверка готовности класса к занятию.

Приветствуют учителя. Готовятся к занятию.



Проверка д/з.


12 мин.

12 мин.

Провожу тестирование по предыдущей теме.

Задание по карте:

-показать страны ,лидирующие в мире по запасам нефти.





- Показать страны ,лидирующие в мире по запасам природного газа





- Показать наиболее лесистые страны мира.


Обучающиеся письменно отвечают на вопросы.


Показывают страны по карте :Саудовская Аравия, Иран, Ирак, ОАЭ, Катар Кувейт, Венесуэла ,Россия, США, Ливия.



Россия, Иран, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, США, Нигерия, Алжир, Венесуэла.




Суринам, Гайана, Габон, Россия, Финляндия, Швеция.

Целеполагание и мотивация.

3 мин.

Организую самостоятельную работу по формулированию темы урока, используя план-схему темы «География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды» (учебник,стр26.).

  1. –Поставьте перед собой задачи.

Анализирую ответы учащихся, формулирую тему и цели занятия(слайд №1, №2).

Обращаю внимание на значимость позитивных результатов каждого ученика. Создаю эмоциональный настрой на изучение нового материала.

Анализируют план-схему темы в учебнике, самостоятельно формулируют тему , задачи после обсуждения с учителем .

Записывают тему занятия в тетради.











Изучение нового материала.


































Самостоятельная работа.
















Сообщения обучающихся (на основе слайдов презентации).

1.«Морская вода»

(слайд №5).

2. «Минеральные ресурсы Мирового океана».(слайд №:6)

3. «Биологические ресурсы

Мирового

Океана и

хозяйственное использование». (слайд №7,№8)

4. «Энергетические ресурсы

Мирового океана». (слайд№9)

5. «Загрязнение и охрана Мирового Океана». (слайд№10).

6. «Рекреационные ресурсы МО». (слайд№11)


18 мин.


Вводное слово учителя:

-вспомним слова великого исследователя Мирового океана Жака Ива Кусто: «Будущее человечества за океаном» . (слайд №3).

-Сегодня нам предстоит выяснить суть слов великого путешественника, мы продолжим знакомиться с другими видами природных ресурсов ,ресурсами Мирового океана.

-Вы наверное слышали, что в последние десятилетия в результате

исследований ученых- океанологов всего мира и, люди разгадали тайны Мирового океана. Доказано, что океан представляет собой огромную кладовую природных ресурсов.(Слайд№4).

Организую поисковую работу обучающихся.

-А сейчас мы заслушаем сообщения обучающихся по каждому виду ресурсов М.О.

- Задание: на основе сообщений обучающихся дать краткую характеристику видов ресурсов и заполнить таблицу в тетради. Примените её для доказательства положения о том, что Мировой океан является кладовой разнообразных природных богатств.

По схеме:

1вид ресурса

2краткая характеристика.

3.Значение



Организую обучающихся для работы в группах. Контролирую выполнение работы.
























































Организую взаимопроверку выполнения задания, побуждаю к высказыванию своего мнения, подвожу обучающихся к выводу (эталон на слайде №12).





Слушают учителя.


































Выполняют самостоятельную работу.


















Выступают с сообщениями. Слушают сообщения. Заполняют таблицу (работа в группах).































Делятся впечатлениями о богатствах МО . Высказывают своё мнение о дальнейшем использовании ресурсов МО. Проводят взаимопроверку. Делают вывод.

Первичное закрепление знаний.


5 мин.


-Провожу фронтальный опрос

1. Какие группы природных ресурсов относятся к понятию «ресурсы Мирового океана»?

2. Почему изучение природных ресурсов Мирового океана и их охрана приобрели особое значение со второй половины XX в.?

3. Почему нефть является основным загрязнителем Мирового океана?

4.Какие пути по ликвидации угрозы жизни Мировому океану вы можете предложить?

Делаю обобщение: Являясь огромной кладовой минеральных, энергетических, растительных и животных богатств, которые при рациональном их потреблении и искусственном воспроизводстве могут считаться практически неисчерпаемыми . Океан способен решить одни из самых остро стоящих задач: необходимость обеспечения быстро растущего населения продуктами питания и сырьём для развивающейся промышленности, опасность энергетического кризиса, недостаток пресной воды. (слайд №13)

Устно отвечают на вопросы.












Записывают в тетрадь.

Подведение итогов урока и рефлексия.


2мин.


Организую беседу, связывая результаты урока с его целями.

-Вспомните цели и задачи, которые были определены в начале занятия. (слайд №2)Удалось ли их выполнить?

-Какие знания и умения пригодятся вам в будущем?

-Довольны ли вы результатами своей работы?(слайд №14).

(анализирую успешность усвоения материала и деятельности обучающихся). Выставляю оценки.


Высказывают своё мнение, осуществляют предварительную оценку своей работы на уроке (что получилось, что не получилось и почему) .

Д/З.


2 мин.


Даю информацию и инструктаж по домашнему заданию.

1.На закрепление знаний :Тема № 2, стр. 26-38

2.на углубление знаний: задание 7 на стр. 51

3.творческое: создание плаката по теме : «Охрана ресурсов Мирового океана от загрязнения».


Записывают д/з



Приложение №3

Сообщение№1

Морская вода.

Запасы морской воды на нашей планете составляют 96,5% всего объёма гидросферы. Накаждого жителя планеты приходится 270млн. м/куб. океанской воды. Морская вода содержит 75 химических элементов таблицы Менделеева.В каждом кубическом км. морской воды содержится 37 млн. тонн растворённых веществ,в том числе 20 млн. тонн солей хлора и натрия,9.5 млн. тонн магния, 6 млн. тонн серы, много йода, брома, урана, алюминия, меди, калия,золота, серебра. Только золота растворенного в нём 8-10млн. тонн. или примерно 1,5кг. на каждого жителя Земли.

Сообщение№2

Минеральные ресурсы Мирового океана.

(Слайд 6) Кроме собственно морской воды минеральные ресурсы Мирового океана представлены и полезными ископаемыми его дна.- На континентальном шельфе находятся прибрежные россыпные месторождения - золото, платина; встречаются и драгоценные камни - рубины, алмазы, сапфиры, изумруды.- “Фосфориты можно использовать в качестве удобрений, причём запасов хватит на ближайшие несколько сот лет.

Самый же интересный вид минерального сырья Мирового океана - это знаменитые железомарганцевые конкреции, которыми покрыты громадные по площади подводные равнины. Конкреции представляют собой своеобразный “коктейль” из металлов: туда входят медь, кобальт, никель, титан, ванадий, но, конечно же, больше всего железа и марганца, но результаты промышленной разработки железомарганцевых конкреций пока ещё очень скромны. В особо крупных размерах идёт разработка месторождений в Персидском, Венесуэльском, Мексиканском заливе, в Северном море; нефтяные платформы протянулись у берегов Калифорнии, Индонезии, в Средиземном и Каспийском морях.

Сообщение № 3

Биологические ресурсы и хозяйственное использование Мирового океана.

В Мировом океане обитают 140 тыс. видов животных ( рыбы, млекопитающие, моллюски, ракообразные) и растения. Учёные считают ,что биологических ресурсов океана хватит , чтобы прокормить 20 млрд. человек. К числу самых продуктивных акваторий Мирового океана В. И. Вернадский отнёс моря расположенные в северных широтах- Норвежское, Северное, Баренцево, Охотское, Японское. Однако большинство промысловых рыб нуждаются в охране. В последнее время в мире более широкое распростронение находит разведение некоторых видов организмов ( например моллюсков) на искусственно созданных морских плантациях и фермах. Эти промыслы называются марикультурой (Япония, Китай ,США, Голландия, Франция, Австралия). В России в дальневосточных морях и Белом море выращивают ламинарию-морскую капусту . Марикультура является частью аквакультуры-искусственного выращивания водных организмов в морской и пресной воде. Родиной аквакультуры является Китай (более 4 тыс. лет назад).



Приложение №4

Сообщение №4

Энергетические ресурсы Мирового океана.

Наибольший прогресс достигнут в области использования энергии приливов и отливов . На этом принципе строятся приливные электростанции, вращение турбин которых происходит при приливе в одну сторону, при отливе – в другую(Россия, Франция, США, Норвегия). Большое внимание использованию энергии морских приливов уделяется в России. По потенциальным запасам приливной энергии Россия занимает одно из первых мест в мире особенно велики они на побережьях Белого, Баренцева и Охотского морей Их суммарная энергия оценивается в 200-300 млрд. кВт/ч, что превышает энергию, вырабатываемую сегодня гидроэлектростанциями

Сообщение №5

Загрязнение и охрана Мирового океана.

К сожалению человек наряду с эксплуатацией богатых природных ресурсов Мирового океана все ещё использует его в роли мировой «мусорной ямы». Ежегодно в него попадает 1 млн. тонн нефти (от катастроф танкеров и буровых платформ, слива нефти с загрязнённых судов). Когда в 1947 г. Знаменитый Норвежский учёный и путешественник Тур Хейердал плыл на плоту «Кон- Тики»

через Тихий океан, он не встретил на своём пути никаких загрязнений. А в 1969 г. пересекая на папирусной лодке «Ра» атлантический океан он отмечал, что даже в его центральной части на протяжении 1400 миль вода была затянута нефтяной плёнкой. Американские учёные установили, что только в северной части Тихого океана в начале 80- х г. плавали миллионы пластиковых бутылок. Не сумев охранить океан, вряд ли мы сможем уберечь сушу.

Каковы же пути решения экологических проблем Мирового океана?

1.Необходимо выработать и принять систему экологических, технических и социальных мер одновременно.

2.Необходимо принять международные соглашения по Мировому океану.







Сообщение №6

Рекреационные ресурсы Мирового океана.

Мировой океан обладает огромными рекреационными ресурсами. Еще древние греки и римляне высоко ценили морские купания и плавание. Само пребывание у моря и на море благотворно влияет на здоровье и настроение человека. Наиболее посещаемыми являются Средиземное, Карибское и Красное моря. Океан, будучи кладовой разнообразнейших богатств, также является бесплатной и удобной дорогой, которая связывает удаленные друг от друга континенты и острова. Морской транспорт обеспечивает почти 80% перевозок между странами, служа развивающемуся мировому производству и обмену.



Приложение №1

Тест.

Вариант№1.

1Большая часть мировых запасов нефти сосредоточена:

А.) в северном полушарии

Б). в южном полушарии

2. Величина площади пашни в расчёте на душу населения в целом в мире :

А ) увеличивается

Б) не изменяется

В) уменьшается

3.Расположите земли по мере уменьшения их доли в площадях мирового земельного фонда:

А.) леса и кустарники

Б) обрабатываемые земли

В) луга и пастбища

4. Основной причиной возникновения водной проблемы человечества являются:

А ) загрязнение вод

Б) рост потребления при неизменном объёме водных ресурсов

В) неравномерное распределение водных ресурсов по территории планеты

















Приложение №2

Тест.

Вариант №.2

1Большая часть мировых запасов газа сосредоточена:

А.) в северном полушарии

Б.) в южном полушарии

2. Главной причиной уменьшения сельскохозяйственных угодий в мире является:

А ) эрозия почв

Б ) заболачивание, засоление

В) опустынивание

3.Расположите земли по мере увеличения их доли в площадях мирового земельного фонда:

А.) леса и кустарники

Б) обрабатываемые земли (пашня, сады, плантации).

В) луга и пастбища

4. Главной причиной обострения водной проблемы человечества являются:

А ) неравномерное распределение водных ресурсов по территории планеты

Б) рост потребления при неизменном объёме водных ресурсов

В) загрязнение вод









Приложение №5.

Слайд№1.



Слайд№2.





Приложение №6

Слайд№3.



Слайд№4.







Приложение№7

Слайд№5.



Слайд№6.



Приложение№8

Слайд№7.



Слайд№8.





Приложение №9

Слайд№9.



Слайд№10.





Приложение№10

Слайд№11.





Слайд№12.





Приложение№11

Слайд№13.





Слайд№14.




Скачать

© 2017, 2178 104

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!