государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Пензенской области « Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
Урок по теме:
«Ресурсы Мирового океана»
Разработала : учитель географии –Кузина О.Н.
Пенза 2015год.
Конспект занятия.
Педагог Кузина Ольга Николаевна
Предмет география
Класс 10 «З»
Тема занятия: «Ресурсы Мирового океана».
Цель: дать оценку природных ресурсов Мирового океана, подвести к пониманию проблемы зависимости человечества в будущем от океана.
Задачи:
Обучающая: развивать умение работать с картами, готовить сообщения по теме, отбирать информацию, работать в мини –коллективе.
Развивающая: развивать мотивацию и интерес к учению, память, внимание; коммуникативные умения и навыки.
Воспитательная: формировать понимание взаимозависимости человека и природы, необходимости бережного, рационального отношения к природным ресурсам; воспитывать речевую культуру учащихся. Продолжить формирование умения у обучаюшихся грамотного выступления, правильного использования отведенного регламентом времени.
Оборудование: карты : «Политическая карта мира», « Природные ресурсы мира» ,учебники, атласы, электронная презентация «Ресурсы Мирового океана», проектор, компьютер.
Тип занятия: комбинированное
Методы: рассказ, беседа, частично-поисковый,
Формы организации учебной деятельности обучающихся:фронтальный опрос, работа в группах , тестирование ,сообщения учащихся, самостоятельная работа с учебником ,материалами презентации.
Ход занятия:
Смысловые блоки | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Орг. момент. | 3 мин. | Приветствие класса. Отметка отсутствующих. Проверка готовности класса к занятию. | Приветствуют учителя. Готовятся к занятию. |
Проверка д/з. | 12 мин. 12 мин. | Провожу тестирование по предыдущей теме. Задание по карте: -показать страны ,лидирующие в мире по запасам нефти. - Показать страны ,лидирующие в мире по запасам природного газа - Показать наиболее лесистые страны мира. | Обучающиеся письменно отвечают на вопросы. Показывают страны по карте :Саудовская Аравия, Иран, Ирак, ОАЭ, Катар Кувейт, Венесуэла ,Россия, США, Ливия. Россия, Иран, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, США, Нигерия, Алжир, Венесуэла. Суринам, Гайана, Габон, Россия, Финляндия, Швеция. |
Целеполагание и мотивация. | 3 мин. | Организую самостоятельную работу по формулированию темы урока, используя план-схему темы «География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды» (учебник,стр26.). –Поставьте перед собой задачи. Анализирую ответы учащихся, формулирую тему и цели занятия(слайд №1, №2). Обращаю внимание на значимость позитивных результатов каждого ученика. Создаю эмоциональный настрой на изучение нового материала. | Анализируют план-схему темы в учебнике, самостоятельно формулируют тему , задачи после обсуждения с учителем . Записывают тему занятия в тетради. |
Изучение нового материала. Самостоятельная работа. Сообщения обучающихся (на основе слайдов презентации). 1.«Морская вода» (слайд №5). 2. «Минеральные ресурсы Мирового океана».(слайд №:6) 3. «Биологические ресурсы Мирового Океана и хозяйственное использование». (слайд №7,№8) 4. «Энергетические ресурсы Мирового океана». (слайд№9) 5. «Загрязнение и охрана Мирового Океана». (слайд№10). 6. «Рекреационные ресурсы МО». (слайд№11) | 18 мин. | Вводное слово учителя: -вспомним слова великого исследователя Мирового океана Жака Ива Кусто: «Будущее человечества за океаном» . (слайд №3). -Сегодня нам предстоит выяснить суть слов великого путешественника, мы продолжим знакомиться с другими видами природных ресурсов ,ресурсами Мирового океана. -Вы наверное слышали, что в последние десятилетия в результате исследований ученых- океанологов всего мира и, люди разгадали тайны Мирового океана. Доказано, что океан представляет собой огромную кладовую природных ресурсов.(Слайд№4). Организую поисковую работу обучающихся. -А сейчас мы заслушаем сообщения обучающихся по каждому виду ресурсов М.О. - Задание: на основе сообщений обучающихся дать краткую характеристику видов ресурсов и заполнить таблицу в тетради. Примените её для доказательства положения о том, что Мировой океан является кладовой разнообразных природных богатств. По схеме: 1вид ресурса 2краткая характеристика. 3.Значение Организую обучающихся для работы в группах. Контролирую выполнение работы. Организую взаимопроверку выполнения задания, побуждаю к высказыванию своего мнения, подвожу обучающихся к выводу (эталон на слайде №12). | Слушают учителя. Выполняют самостоятельную работу. Выступают с сообщениями. Слушают сообщения. Заполняют таблицу (работа в группах). Делятся впечатлениями о богатствах МО . Высказывают своё мнение о дальнейшем использовании ресурсов МО. Проводят взаимопроверку. Делают вывод. |
Первичное закрепление знаний. | 5 мин. | -Провожу фронтальный опрос 1. Какие группы природных ресурсов относятся к понятию «ресурсы Мирового океана»? 2. Почему изучение природных ресурсов Мирового океана и их охрана приобрели особое значение со второй половины XX в.? 3. Почему нефть является основным загрязнителем Мирового океана? 4.Какие пути по ликвидации угрозы жизни Мировому океану вы можете предложить? Делаю обобщение: Являясь огромной кладовой минеральных, энергетических, растительных и животных богатств, которые при рациональном их потреблении и искусственном воспроизводстве могут считаться практически неисчерпаемыми . Океан способен решить одни из самых остро стоящих задач: необходимость обеспечения быстро растущего населения продуктами питания и сырьём для развивающейся промышленности, опасность энергетического кризиса, недостаток пресной воды. (слайд №13) | Устно отвечают на вопросы. Записывают в тетрадь. |
Подведение итогов урока и рефлексия. | 2мин. | Организую беседу, связывая результаты урока с его целями. -Вспомните цели и задачи, которые были определены в начале занятия. (слайд №2)Удалось ли их выполнить? -Какие знания и умения пригодятся вам в будущем? -Довольны ли вы результатами своей работы?(слайд №14). (анализирую успешность усвоения материала и деятельности обучающихся). Выставляю оценки. | Высказывают своё мнение, осуществляют предварительную оценку своей работы на уроке (что получилось, что не получилось и почему) . |
Д/З. | 2 мин. | Даю информацию и инструктаж по домашнему заданию. 1.На закрепление знаний :Тема № 2, стр. 26-38 2.на углубление знаний: задание 7 на стр. 51 3.творческое: создание плаката по теме : «Охрана ресурсов Мирового океана от загрязнения». | Записывают д/з |
Приложение №3
Сообщение№1
Морская вода.
Запасы морской воды на нашей планете составляют 96,5% всего объёма гидросферы. Накаждого жителя планеты приходится 270млн. м/куб. океанской воды. Морская вода содержит 75 химических элементов таблицы Менделеева.В каждом кубическом км. морской воды содержится 37 млн. тонн растворённых веществ,в том числе 20 млн. тонн солей хлора и натрия,9.5 млн. тонн магния, 6 млн. тонн серы, много йода, брома, урана, алюминия, меди, калия,золота, серебра. Только золота растворенного в нём 8-10млн. тонн. или примерно 1,5кг. на каждого жителя Земли.
Сообщение№2
Минеральные ресурсы Мирового океана.
(Слайд 6) Кроме собственно морской воды минеральные ресурсы Мирового океана представлены и полезными ископаемыми его дна.- На континентальном шельфе находятся прибрежные россыпные месторождения - золото, платина; встречаются и драгоценные камни - рубины, алмазы, сапфиры, изумруды.- “Фосфориты можно использовать в качестве удобрений, причём запасов хватит на ближайшие несколько сот лет.
Самый же интересный вид минерального сырья Мирового океана - это знаменитые железомарганцевые конкреции, которыми покрыты громадные по площади подводные равнины. Конкреции представляют собой своеобразный “коктейль” из металлов: туда входят медь, кобальт, никель, титан, ванадий, но, конечно же, больше всего железа и марганца, но результаты промышленной разработки железомарганцевых конкреций пока ещё очень скромны. В особо крупных размерах идёт разработка месторождений в Персидском, Венесуэльском, Мексиканском заливе, в Северном море; нефтяные платформы протянулись у берегов Калифорнии, Индонезии, в Средиземном и Каспийском морях.
Сообщение № 3
Биологические ресурсы и хозяйственное использование Мирового океана.
В Мировом океане обитают 140 тыс. видов животных ( рыбы, млекопитающие, моллюски, ракообразные) и растения. Учёные считают ,что биологических ресурсов океана хватит , чтобы прокормить 20 млрд. человек. К числу самых продуктивных акваторий Мирового океана В. И. Вернадский отнёс моря расположенные в северных широтах- Норвежское, Северное, Баренцево, Охотское, Японское. Однако большинство промысловых рыб нуждаются в охране. В последнее время в мире более широкое распростронение находит разведение некоторых видов организмов ( например моллюсков) на искусственно созданных морских плантациях и фермах. Эти промыслы называются марикультурой (Япония, Китай ,США, Голландия, Франция, Австралия). В России в дальневосточных морях и Белом море выращивают ламинарию-морскую капусту . Марикультура является частью аквакультуры-искусственного выращивания водных организмов в морской и пресной воде. Родиной аквакультуры является Китай (более 4 тыс. лет назад).
Приложение №4
Сообщение №4
Энергетические ресурсы Мирового океана.
Наибольший прогресс достигнут в области использования энергии приливов и отливов . На этом принципе строятся приливные электростанции, вращение турбин которых происходит при приливе в одну сторону, при отливе – в другую(Россия, Франция, США, Норвегия). Большое внимание использованию энергии морских приливов уделяется в России. По потенциальным запасам приливной энергии Россия занимает одно из первых мест в мире особенно велики они на побережьях Белого, Баренцева и Охотского морей Их суммарная энергия оценивается в 200-300 млрд. кВт/ч, что превышает энергию, вырабатываемую сегодня гидроэлектростанциями
Сообщение №5
Загрязнение и охрана Мирового океана.
К сожалению человек наряду с эксплуатацией богатых природных ресурсов Мирового океана все ещё использует его в роли мировой «мусорной ямы». Ежегодно в него попадает 1 млн. тонн нефти (от катастроф танкеров и буровых платформ, слива нефти с загрязнённых судов). Когда в 1947 г. Знаменитый Норвежский учёный и путешественник Тур Хейердал плыл на плоту «Кон- Тики»
через Тихий океан, он не встретил на своём пути никаких загрязнений. А в 1969 г. пересекая на папирусной лодке «Ра» атлантический океан он отмечал, что даже в его центральной части на протяжении 1400 миль вода была затянута нефтяной плёнкой. Американские учёные установили, что только в северной части Тихого океана в начале 80- х г. плавали миллионы пластиковых бутылок. Не сумев охранить океан, вряд ли мы сможем уберечь сушу.
Каковы же пути решения экологических проблем Мирового океана?
1.Необходимо выработать и принять систему экологических, технических и социальных мер одновременно.
2.Необходимо принять международные соглашения по Мировому океану.
Сообщение №6
Рекреационные ресурсы Мирового океана.
Мировой океан обладает огромными рекреационными ресурсами. Еще древние греки и римляне высоко ценили морские купания и плавание. Само пребывание у моря и на море благотворно влияет на здоровье и настроение человека. Наиболее посещаемыми являются Средиземное, Карибское и Красное моря. Океан, будучи кладовой разнообразнейших богатств, также является бесплатной и удобной дорогой, которая связывает удаленные друг от друга континенты и острова. Морской транспорт обеспечивает почти 80% перевозок между странами, служа развивающемуся мировому производству и обмену.
Приложение №1
Тест.
Вариант№1.
1Большая часть мировых запасов нефти сосредоточена:
А.) в северном полушарии
Б). в южном полушарии
2. Величина площади пашни в расчёте на душу населения в целом в мире :
А ) увеличивается
Б) не изменяется
В) уменьшается
3.Расположите земли по мере уменьшения их доли в площадях мирового земельного фонда:
А.) леса и кустарники
Б) обрабатываемые земли
В) луга и пастбища
4. Основной причиной возникновения водной проблемы человечества являются:
А ) загрязнение вод
Б) рост потребления при неизменном объёме водных ресурсов
В) неравномерное распределение водных ресурсов по территории планеты
Приложение №2
Тест.
Вариант №.2
1Большая часть мировых запасов газа сосредоточена:
А.) в северном полушарии
Б.) в южном полушарии
2. Главной причиной уменьшения сельскохозяйственных угодий в мире является:
А ) эрозия почв
Б ) заболачивание, засоление
В) опустынивание
3.Расположите земли по мере увеличения их доли в площадях мирового земельного фонда:
А.) леса и кустарники
Б) обрабатываемые земли (пашня, сады, плантации).
В) луга и пастбища
4. Главной причиной обострения водной проблемы человечества являются:
А ) неравномерное распределение водных ресурсов по территории планеты
Б) рост потребления при неизменном объёме водных ресурсов
В) загрязнение вод
Приложение №5.
Слайд№1.
Слайд№2.
Приложение №6
Слайд№3.
Слайд№4.
Приложение№7
Слайд№5.
Слайд№6.
Приложение№8
Слайд№7.
Слайд№8.
Приложение №9
Слайд№9.
Слайд№10.
Приложение№10
Слайд№11.
Слайд№12.
Приложение№11
Слайд№13.
Слайд№14.