5 класс _____________
Тема: ГЕОГРАФИЯ – НАУКА О ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
Цель: создание условий для формирования представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека
Задачи:
образовательные:
сформировать знания об объектах изучения естественных наук, в т.ч. географии
сформировать первичные знания о географической науке
показать практическое значение географических знаний на разных этапах развития человеческого общества
познакомить со структурой учебника
развивающие:
формировать умение наблюдать, фиксировать и объяснять наблюдения за природными явлениями и объектами
формировать интерес к изучению предмета
развивать коммуникативные умения, формулировать высказывания, слушать, объяснять свою точку зрения
воспитательные:
Тип урока: урок открытия новых знаний (урок-презентация)
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, учебник под ред. А.И.Алексеева (УМК «Полярная звезда»)
Ход урока
Организационный момент
Мотивация познавательной деятельности
Слайд 1.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все – и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
– О чем идет речь в этой загадке? (О Земле).
Слайд 2. Фото Земли из космоса.
– Вот вид Земли из космоса. Какая она?
– Кто впервые увидел Землю из космоса
Учитель читает стихотворение.
Я Землю сравнил бы с моей Головой:
Как наша планета – лесами,
Покрыта местами она бородой,
Усами и волосами.
Мой взгляд называют бездонным не зря:
Глаза, как озера, и даже – моря...
Бывает, что слезы щекою
Оттуда сбегают рекою.
А гордый мой нос – он подобен хребту,
И тянется горною цепью ко рту.
А эти чудесные уши –
Как часть неизвестная суши!
Все части лица моего не пусты:
Его поднесешь к микроскопу –
И Азии где-то заметишь черты,
А где-то увидишь Европу!
Кругла, как земля, голова у меня,
И так же она хорошеет,
И так же меняется день ото дня,
И вертится. Только на шее...
Ну, в общем, всем ясно, что наша планета
Сходство имеет с портретом поэта.
Слайд 3-11. Во время стихотворения появляются фотографии леса, озера, моря, хребты, Азия, Европа, глобус
Итак, мы начинаем с вами изучать нашу планету.
Слайд 12. Наука, которая поможет нам ответить на многие вопросы, называется «география». Слово это сложное, состоит из двух частей: «гео» - Земля, «графо» - писать. Т.е. география – это описание Земли.
Слайд 13. Впервые слово «география» использовал древнегреческий ученый Эратосфен более 2200 лет назад в 3-2 вв. до н.э. Поэтому его часто называют «отцом географии»
География действительно долгое время занималась описанием природы земной поверхности и населения отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря, несколько тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.
Работа с текстом. Прочитать раздел учебника «Зачем купцу география?» (с.4-5)
Вопрос: Почему торговля была главным способом накопления географической информации? (Поиск новых товаров, изучение торговых путей, описание условий жизни людей и особенностей природы)
Кто еще совершал географические открытия?
Прошло много лет и накопилось довольно много знаний о нашей планете. Значит ли это, что география как наука стала бесполезна?
Работа с текстом. Прочитать раздел учебника «Зачем нам география?» (с.5)
Вопрос: Для чего сейчас используются географические знания? (Знание процессов развития природы и хозяйства, повседневная жизнь, выбор профессии. География помогает познавать мир и ориентироваться в нем)
Запись в тетрадь: География – это наука о природе и населении Земли
География – наука сложная. Она состоит из нескольких частей: физическая (о природе). социальная (о населении), экономическая ( о законах развития хозяйства)
Как изменились задачи современной географии? (Схема в тетради, с.6 учебник)
Задачи географии
в прошлом сейчас
ОПИСАНИЕ ОБЪЯСНЕНИЕ
- что это? (почему так происходит)
- где находится?
- когда случилось? ПРОГНОЗ
- как живет? (что будет через время?)
- как развивается?
УПРАВЛЕНИЕ
(как сделать, чтобы…)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВЫХ
ОБЪЕКТОВ (города, поля, каналы…)
В каждой науке есть способы получения информации. Они называются методами исследования.
1. Общеунаучные (логический, исторический, математический, наблюдения, моделирования и др.)
2. Географические (сравнительно-описательный, экспедиционный, картографический)
Закрепление знаний
Итоги урока
Домашнее задание: