СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "География как наука"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект к презентации  вводного урока "География как наука" для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "География как наука"»

5 класс _____________


Тема: ГЕОГРАФИЯ – НАУКА О ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ


Цель: создание условий для формирования представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека

Задачи:

образовательные:

  • сформировать знания об объектах изучения естественных наук, в т.ч. географии

  • сформировать первичные знания о географической науке

  • показать практическое значение географических знаний на разных этапах развития человеческого общества

  • познакомить со структурой учебника

развивающие:

  • формировать умение наблюдать, фиксировать и объяснять наблюдения за природными явлениями и объектами

  • формировать интерес к изучению предмета

  • развивать коммуникативные умения, формулировать высказывания, слушать, объяснять свою точку зрения

воспитательные:

  • воспитывать любознательность, наблюдательность

  • способствовать расширению кругозора


Тип урока: урок открытия новых знаний (урок-презентация)

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, учебник под ред. А.И.Алексеева (УМК «Полярная звезда»)


Ход урока


Организационный момент

Мотивация познавательной деятельности


Слайд 1.


Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все – и млад, и стар,

Что она – большущий шар.

– О чем идет речь в этой загадке? (О Земле).


Слайд 2. Фото Земли из космоса.


– Вот вид Земли из космоса. Какая она?

– Кто впервые увидел Землю из космоса


Учитель читает стихотворение.


Я Землю сравнил бы с моей Головой:

Как наша планета – лесами,

Покрыта местами она бородой,

Усами и волосами.

Мой взгляд называют бездонным не зря:

Глаза, как озера, и даже – моря...

Бывает, что слезы щекою

Оттуда сбегают рекою.

А гордый мой нос – он подобен хребту,

И тянется горною цепью ко рту.

А эти чудесные уши –

Как часть неизвестная суши!

Все части лица моего не пусты:

Его поднесешь к микроскопу –

И Азии где-то заметишь черты,

А где-то увидишь Европу!

Кругла, как земля, голова у меня,

И так же она хорошеет,

И так же меняется день ото дня,

И вертится. Только на шее...

Ну, в общем, всем ясно, что наша планета

Сходство имеет с портретом поэта.


Слайд 3-11. Во время стихотворения появляются фотографии леса, озера, моря, хребты, Азия, Европа, глобус


Итак, мы начинаем с вами изучать нашу планету.


Слайд 12. Наука, которая поможет нам ответить на многие вопросы, называется «география». Слово это сложное, состоит из двух частей: «гео» - Земля, «графо» - писать. Т.е. география – это описание Земли.


Слайд 13. Впервые слово «география» использовал древнегреческий ученый Эратосфен более 2200 лет назад в 3-2 вв. до н.э. Поэтому его часто называют «отцом географии»


География действительно долгое время занималась описанием природы земной поверхности и населения отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря, несколько тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.


Работа с текстом. Прочитать раздел учебника «Зачем купцу география?» (с.4-5)

Вопрос: Почему торговля была главным способом накопления географической информации? (Поиск новых товаров, изучение торговых путей, описание условий жизни людей и особенностей природы)

Кто еще совершал географические открытия?


Прошло много лет и накопилось довольно много знаний о нашей планете. Значит ли это, что география как наука стала бесполезна?


Работа с текстом. Прочитать раздел учебника «Зачем нам география?» (с.5)

Вопрос: Для чего сейчас используются географические знания? (Знание процессов развития природы и хозяйства, повседневная жизнь, выбор профессии. География помогает познавать мир и ориентироваться в нем)


Запись в тетрадь: География – это наука о природе и населении Земли

География – наука сложная. Она состоит из нескольких частей: физическая (о природе). социальная (о населении), экономическая ( о законах развития хозяйства)


Как изменились задачи современной географии? (Схема в тетради, с.6 учебник)


Задачи географии

в прошлом сейчас


ОПИСАНИЕ ОБЪЯСНЕНИЕ

- что это? (почему так происходит)

- где находится?

- когда случилось? ПРОГНОЗ

- как живет? (что будет через время?)

- как развивается?

УПРАВЛЕНИЕ

(как сделать, чтобы…)


ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВЫХ

ОБЪЕКТОВ (города, поля, каналы…)


В каждой науке есть способы получения информации. Они называются методами исследования.

1. Общеунаучные (логический, исторический, математический, наблюдения, моделирования и др.)

2. Географические (сравнительно-описательный, экспедиционный, картографический)


Закрепление знаний

Итоги урока


Домашнее задание:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!