СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии в 7 классе. Животный мир тундры

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида. Данный материал может быть использован при проведении внеклассных мероприятий по экологическому воспитанию и быть интересен учителям и воспитателям коррекционной и начальной школ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии в 7 классе. Животный мир тундры»

Животный мир тундры.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока
I. Организационный момент.
1.Рапорт дежурного.
2. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть сегодня здоровыми и активными. Я надеюсь, что сегодня мы с вами хорошо поработаем на уроке и узнаем много нового и интересного!

II. Повторение пройденного материала.
Давайте, вспомним, что мы изучали на прошлых уроках.
1. Работа по карте.
- Расскажите о тундре с географической точки зрения, опираясь на свои знания и карту. Посмотрите внимательно на карту. Что расскажет нам наша карта - помощница?
1. Где расположена зона тундры? 

(Зона тундры занимает побережье морей Северного Ледовитого океана и некоторые острова (Колгуев, Вайгач, Врангеля). На востоке тундра тянется узкой полосой вдоль побережья Берингова моря).
2. Как выглядит земная поверхность зоны? 

(Тундра – болотистая безлесная природная зона).
2. Дидактическая игра «Верно – неверно».
Какие особенности природы характерны для тундры. Правильный ответ – хлопнуть в ладоши, отрицательный ответ – сидим тихо.
Особенности природных условий тундры:
1. Зима продолжается 8-9 месяцев (+)
2. Длинное и жаркое лето (-)
3. Морозы стоят долго и доходят до -50…-60 градусов (+)
4. Налетает снежная буря – пурга (+)
5. Лето короткое и прохладное (+)
6. Солнце высоко поднимается над горизонтом и хорошо согревает поверхность (-)
7. Много болот и озер (+)
8. Многолетняя, вечная мерзлота (+)
9. Солнце невысоко поднимается над горизонтом и слабо согревает поверхность (+)
3. Работа с гербарием.
Какими цифрами обозначены растения тундры.
1. карликовая береза, 2. голубика, 3. осина, 4. клюква, 5. клен, 6. брусника, 7. ягель.
4. Логически – поисковое задание.
Как приспособились растения к суровому климату тундры? (Короткие корни, прижаты к земле, маленькие листочки, карликовые деревья).

Молодцы, я вижу, вы усвоили материал прошлых уроков, и мы можем перейти к изучению новой темы.
III. Сообщение темы и целей урока.

Мы продолжаем путешествие по природной зоне тундры. Сегодня мы познакомимся с обитателями животного мира. Поговорим, о том, как приспособились животные и птицы к суровым условиям тундры.
IV. Изучение нового материала.
1. Работа в тетради
Запишите число, тему урока. Представителей животного мира по ходу урока мы будем записывать в таблицу, которую сейчас начертим. Разделите страницу на три столбика.
Животные
Птицы
Насекомые
2.Работа с иллюстрациями приложения учебника.
Посмотрите на иллюстрации в приложении на стр.5 - 6 и назовите представителей тундры.(Лемминг, северный олень, песец, заяц – беляк, волк, полярная сова, куропатка, кулик, утка, лебедь, гагарка, гусь).
Проблемный вопрос: чем отличается, животный мир зоны тундры, от зоны арктических пустынь? (Растительный мир тундры по сравнению с растительным миром зоны арктических пустынь богаче, поэтому и животный мир более разнообразен).
Определите, кто из представителей тундры смог прибежать к нам первым и почему? (Ответы учащихся: северный олень, длинные ноги)



3. Рассказ учителя:
У северного оленя особая форма копыт. Они раздвоенные, и два боковых копытца создают надежную опору при беге по болотам и рыхлому снегу, поэтому олени не проваливаются. Зимой ноги не скользят, т.к. между копытами отрастают длинные волосы. У оленя густой мех, морда до самых ноздрей опушена, это позволяет ему доставать ягель из-под снега при сильных морозах. Еще у оленя толстый подкожный слой жира. Олень – самое полезное для человека животное в тундре.
Записываем в таблицу:
Животные - северный олень
Птицы
Насекомые
4. Отгадайте, как зовут следующего гостя:
Н - 6 И - 5 М - 3 Е -2 Л - 1 Г -7 М - 4
(Лемминг)



Работа по учебнику прочитать информацию о лемминге стр. 56.
Записываем в таблицу:
Животные - северный олень, лемминг
Птицы
Насекомые
Физкультминутка
5. Отгадайте, мех, какого животного вы видите? (Показать натуральный мех песца)



Рассказ учителя:
Песец – это полярная лисица. У нее ценный густой мех белого цвета, короткие лапы, уши не выступают. Чаще всего песцы окрашены в белый цвет, но бывают светло – серые или голубовато – серые. Песцы питаются леммингами, выброшенной на берег рыбой, иногда они подбирают остатки от обеда белого медведя.
6. Работа в парах.
Задание: сравните песца, лису-огневку и фенека (по окраске, форме ушей; даны иллюстрации)
С помощью ушей лисы регулируют температуру тела. Чем больше уши, тем быстрее охлаждается тело, и наоборот. Подумайте, почему у песца маленькие ушки. (Не мерзнуть)
Вносим новые данные в таблицу:
Животные - северный олень, лемминг, песец
Птицы
Насекомые
Допишите названия животных с помощью приложения к учебнику.
Животные - северный олень, лемминг, песец, заяц – беляк, волк
Птицы
Насекомые
А сейчас к нам летят птицы.


7. Самостоятельная работа по учебнику. Прочитать о птицах стр. 57.
Задание: выпишите в таблицу птиц, о которых прочитали.
Животные - северный олень, лемминг, песец
Птицы - полярная сова, куропатка, кулик, утка, лебедь, гагарка, гусь
Насекомые
Как приспособились птицы к суровым условиям тундры? (Густое оперение, защитная окраска)
Чем питаются птицы? (Насекомыми)
Насекомых в тундре столько, что птицам не нужно за ними гоняться. Достаточно на лету открыть рот, как комары и мошки сами залетают в клюв.
Вносим новые данные в таблицу:
Животные - северный олень, лемминг, песец
Птицы - полярная сова, куропатка, кулик, утка, лебедь, гагарка, гусь
Насекомые – комары, мошки
VII. Закрепление.
1. Дидактическая игра. Назовите обобщающее слово:
1. Северный олень, волк, песец – … (животные).
2. Полярная сова, куропатка, гагарка - … (птицы)
3. Комары, мошки - … (насекомые)
2. Работа с учебником – чтение правила по цепочке стр.57
Сделайте вывод: как приспособились животные и птицы к природным условиям тундры. (Животные тундры хорошо приспособились к суровым условиям тундры. Для них характерны густой мех или оперение, толстый слой подкожного жира, защитная окраска)
VIII. Итог урока.
Сегодня на уроке вы хорошо работали. Что особенно запомнилось вам на уроке?
Знания, полученные сегодня, пригодятся вам в повседневной жизни? В какой ситуации вы сможете их применить? (Ответы учащихся)

Домашнее задание. Стр. 56-58, пересказ
Использованная литература:
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина "География России 7 класс", Москва "Просвещение" 2005г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!