А сейчас я вам предлагаю побывать в роли исследователей, Поделитесь на группы, у нас получилось 6 групп. Каждой группе дано свое исследование: от чего зависит сила трения. Ваша цель: провести эксперимент и заполнить таблицу. Группа № 1 Сравните силы: трения покоя, скольжения, качения. Порядок выполнения работы. Вычислите цену деления шкалы динамометра. Ц.д. = ___________ = ___________ Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по деревянной доске. Для этого положите брусок на коврик, а на брусок - два груза; к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по деревянной доске.. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра Результат измерения силы запишите в таблицу. Измерьте силу трения качения бруска. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по коврику при помощи динамометра . Результат измерения силы запишите в таблицу. Сила трения покоя | Сила трения скольжения | Сила трения качения | | | | Сделайте вывод: какая сила больше: а) максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения? б) сила трения скольжения или сила трения качения? Группа № 2 Изучите зависимость силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей. Порядок выполнения работы: Вычислите цену деления шкалы динамометра. Ц .д. = _________________________________ = Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами: а) по деревянной поверхности Вид трущихся поверхностей | Сила трение скольжения, Н | Дерево по дереву | | Дерево по гладкой бумаге | | Дерево по шершавой поверхности | | б) по гладкой бумаге в) по шероховатой поверхности Результаты измерений запишите в таблицу. Сделайте вывод: 1) зависит ли сила трения скольжения: а) от рода трущихся поверхностей? 2.Двигаясь по разным поверхностям сила трения (разная или одинаковая?) б) от шероховатости трущихся поверхностей? Чем шершавее поверхность ,тем сила трения (больше или меньше Группа № 3 Изучите зависимость силы трения скольжения от силы давления и независимости от площади трущихся поверхностей. Порядок выполнения р боты: Вычислите цену деления шкалы динамометра. Сила трения при движении бруска на большой грани | Сила трения при движении бруска на маленькой грани | | | Ц .д. = ____________ = 1.Положите брусок большой гранью, а на него два груза и измерьте силу трения скольжения бруска по линейке. Результаты запишите в таблицу. 2.Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груз и снова измерьте силу трения скольжения. Результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения: а) от массы груза? Чем больше масса груза, тем сила трения (больше или меньше?) б) зависит ли сила трения от площади поверхности бруска при одинаковой массе?
| С помощью карточки информатора, параграфа учебника, заполняют таблицу, представленную на карточке. Каждая группа получает задания для исследования, которое помогает выработать способы применения их на практике. Регулятивные УУД: Планируют эксперимент по заданию, Познавательные УУД: Проговаривание правила в группе и оформление его в виде таблицы. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; умение полно и точно выражать свои мысли; умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства. |