Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цели урока: - знакомство учащихся с новым понятием, умением проводить эксперимент, применять полученные знания на практике;
- формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
технология проблемного обучения с элементами критического мышления, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1.Организационный момент (время: 1 мин) Цель: формирование самооценки готовности к уроку. | Приветствие обучающих (АМО «Подари улыбку»), проверка готовности класса к уроку. Учитель настраивает класс на продуктивную деятельность, зачитывая эпиграф к уроку. Великий английский физик Исаак Ньютон сказал «Вся трудность физики состоит в том, что бы по явлениям движения распознать силы природы, а затем по этим силам объяснить остальные явления». (слайд № 1) Ребята, сегодня мы наш урок начнем с загадки: Против лома нет приёма, Если только другой лом. Мерой действия приёма Мы её всегда зовём. В ньютонах выражается, А как же называется? Учитель: Как вы думаете, почему я задала именно эту загадку? | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку (наличие тетради, учебника, задачника, технических средств). Повернуться к соседу, улыбнуться и сказать «Привет» Внимательно слушают загадку, а затем отвечают Обучающиеся: Это – сила! Предполагаемые ответы детей: потому что на предыдущих уроках мы изучали силы. | Регулятивные. Саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии для восприятия нового материала. Включение учащихся в деловой ритм работы Коммуникативные УУД: умение слушать; выражать свои мысли. Личностные УУД: ценностно- нравственная ориентация (настройка на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом). |
2 Актуализация опорных знаний (время:4мин) «Блиц-опрос» Цель: повторить основные понятия и определения , подготовить обучающихся к восприятию нового | Давайте вспомним: (слайд 2) Что характеризует сила? Что является результатом действия силы? Назовите прибор для измерения силы. Какие силы вы знаете? | Дают ответы на поставленные вопросы | Регулятивные. - контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном с целью обнаружения пробелов знаний; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в результат в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; |
3.Выход на тему и целеполагание (время: 4 мин) Цель: создав проблемную ситуацию , выйти на тему урока и по ключевым словам определить цели урока | Какое физическое понятие объединяет все вопросы? Сила. Запишем его в тетрадь ,как начальное слово темы урока. А чтобы тема была полной, решите кроссворд, и тема станет известна! (слайд № 3-4) 1.Единица измерения силы… 2.Она меняется под действием силы. 3.Одна из характеристик действия силы… 4..Прибор для измерения силы… 5.Причина изменения скорости… 6.Все предметы в физике называются … Записываем тему урока: Сила трения. (слайд № 5) Какие цели поставим перед собой на уроке? Поставим цели по ключевым словам: (слайд № 6) Ребята, вы когда-нибудь задумывались, «Почему мел оставляет след на доске?», «Какую роль играет слюна при глотании пищи?», «Для чего иголки тщательно полируют?» Что означает поговорка: «Не подмажешь, не поедешь» На эти вопросы мы сможем ответить, изучив материал урока. А вот на следующий вопрос вы наверняка знаете ответ: «Какое физическое явление помогает вам удалить ластиком не желательный рисунок, сделанный карандашом в тетради?» На данном уроке мы изучим еще одну силу, не менее важную - силу трения познакомимся и со способами увеличения и уменьшения трения. Ведь два самых главных изобретения человека - Колесо и добывание огня – связаны именно со стремлением увеличить или уменьшить трение. | Ответы учащихся. Работают фронтально Учащиеся предлагают пути решения поставленной проблемы. Предлагают различные варианты и приходят к следующей формулировке: - узнать что такое сила трения, от чего она зависит -научиться применять знания о силе трения для решении задач. Ребята отвечают: трение. | анализируют и делают выводы; определяют тему урока и ставят цели Регулятивные УУД. Постановка учебной задачи и прогнозирование деятельности на уроке. |
4.Прием «Яркое пятно» Цель : используя рассказ о железной дороге, создать проблемную ситуацию (время: 1 мин) | Постановка проблемы. Ребята, я хочу рассказать вам историю. Случилось это в далеком 1851 году. 18 августа император Николай I совершил поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 утра. Начальник строительства дороги, генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской. Это красиво и подчёркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдёт по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако случилось непредвиденное – был дан сигнал к отправлению, а паровоз не мог тронуться с места! Как вы думаете, что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем? Что не учел генерал Клейнмихель? Так какое же оно, трение? Вездесущее, необходимое или мешающее? | Внимательно слушают рассказ учителя. | |
5.Прием «Инсерт» .(время:5 мин) Цель: промаркировать текст параграфа, определив для себя значимость информации + - знаю - - новое ! – прошу помощи | Откройте учебник, параграф 30 ,стр. 70. Промаркируйте текст, найдите ответы на вопросы а) определение силы трения и запишите в тетрадь. б) причины возникновения силы трения. В) какие виды трения вы узнали. | Читают текст, помечают, размышляют, отвечают на вопросы, делают выводы. Записывают определение и выводы. | Познавательные УУД: поиск информации структурирование знаний; умение осознанно строить высказывание анализ объектов с целью выделения признаков, формирование мыслительных операций Личностные УУД: определение значимости темы для себя. |
6.Изучение нового материала (время: 17 мин) Методы обучения: Продуктивный (поиск путей решения проблемы), проблемный, частично-поисковый Формы работы: индивидуальная и фронтальная, парная, групповая Цель: установить степень усвоения новых понятий, закономерностей. | Учитель. Определение: сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения. (слайд № 7,8 ) Как вы думаете почему возникает сила трения? Причины трения: (слайд № 9,10) Шероховатость соприкасающихся поверхностей Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел. Виды трения: (слайд № 11,12,13,14) Трение скольжения Трение качения Трение покоя (видеофрагменты 15,16 ) Учитель читает стихи: Существует на свете сила трения. Она имеет большое значение! Есть три вида трения: скольжения, покоя, качения. Все по себе очень важны, И в этом мире, конечно нужны. (В. Саяпин) Итак, первый вид – это сила трения скольжения. Рассмотрим этот вид трения на примере: протянем брусок с грузом равномерно по доске. Что вы видите?
Учитель: Давайте сформулируем понятие силы трения скольжения. Если тело двигать сложно Трение уменьшить можно. Человечество давно колесо изобрело. Возникает трение, трение качения. Сухое трение - возникает при движении твердых соприкасающихся тел относительно друг друга. Учитель: Рассмотрим еще один вид трения. Это сила трения качения. Учитель: Давайте положим брусок с грузом на круглые карандаши, равномерно тянем и измеряем силу трения динамометром. Что вы заметили?
Учитель: Сформулируем определение силы трения качения. Учитель: еще остался один вид – это сила трения покоя. Опыт проделаем все вместе: Положите на деревянную доску брусок с грузом и потяните за брусок динамометром. Заметим показания динамометра перед началом движения бруска. Динамометр показывает значение силы трения покоя. Давайте сформулируем понятие силы трения покоя.
Вязкое - (иначе жидкое) трение возникает при движении твёрдых тел в жидкой или газообразной среде, или когда жидкость или газ текут мимо неподвижных твёрдых тел. Сравните силу трения…(слайд № 17,18 ) Трение принимает участие там, где мы о нем даже и не подозреваем.( слайд 19,20) Как вы думаете отчего зависит сила трения? (слайд № 21, 22,23 ) Гипотезы: Способы уменьшения и увеличения трения (Слайд № 24, 25,26) Трение тормозит движение; на преодоление трения всех видов расходуется громадное количество ценного топлива. Трение вызывает износ трущихся поверхностей. Для уменьшения трения используют смазку. В движущихся частях машин используют подшипники, в которых трение скольжения заменяется трением качения. Рыбы и птицы имеют обтекаемую форму тела, что также уменьшает трение. Поэтому автомобилям, самолетам и ракетам придают обтекаемую форму. Если бы между телам не было трения, мы ничего не смогли бы взять и руки. Подошвы кроссовок делают из рифленой резины, чтобы увеличить их трение о землю. Трение используется во многих механизмах. На поверхность шины наноситься своего рода «узор». Он улучшает сцепление резины с дорогой. Для увеличения трения в гололед тротуары посыпают песком. |
Учащиеся: Что одно тело скользит по поверхности другого. Учащиеся: Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, направленная противоположно скорости движения тела называется силой трения скольжения Записывают определение.
Учащиеся: Сила трения значительно меньше, хотя нагрузка такая же. Учащиеся: Сила трения качения – это сила, возникающая, когда одно тело катится по поверхности другого. Записывают определение. Учащиеся: Сила трения покоя это сила, стремящая удержать тела в состоянии покоя Записывают определение. | |
7.Прием «Примени правило на практике» Цель; научить правильно измерять силу трения динамометром и измерять ее. (время:5 мин) | А сейчас я вам предлагаю побывать в роли исследователей, Поделитесь на группы, у нас получилось 3 группы. Каждой группе дано свое исследование: от чего зависит сила трения. Ваша цель: провести эксперимент и заполнить таблицу. Группа № 1 Сравните силы: трения покоя, скольжения, качения. Порядок выполнения работы. Вычислите цену деления шкалы динамометра. Ц.д. = ___________ = ___________ Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по деревянной доске. Для этого положите брусок на коврик, а на брусок - два груза; к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по деревянной доске.. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра Результат измерения силы запишите в таблицу. Измерьте силу трения качения бруска. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по коврику при помощи динамометра . Результат измерения силы запишите в таблицу. Сила трения покоя | Сила трения скольжения | Сила трения качения | | | | Сделайте вывод: какая сила больше: а) максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения? б) сила трения скольжения или сила трения качения? Группа № 2 Изучите зависимость силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей. Порядок выполнения работы: Вычислите цену деления шкалы динамометра. Ц .д. = _________________________________ = Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами: а) по деревянной поверхности Вид трущихся поверхностей | Сила трение скольжения, Н | Дерево по дереву | | Дерево по гладкой бумаге | | Дерево по шершавой поверхности | | б) по гладкой бумаге в) по шероховатой поверхности Результаты измерений запишите в таблицу. Сделайте вывод: 1) зависит ли сила трения скольжения: а) от рода трущихся поверхностей? 2.Двигаясь по разным поверхностям сила трения (разная или одинаковая?) б) от шерохов атости трущихся поверхностей? Чем шершавее поверхность ,тем сила трения (больше или меньше Группа № 3 Изучите зависимость силы трения скольжения от силы давления и независимости от площади трущихся поверхностей. Порядок выполнения работы: Вычислите цену деления шкалы динамометра. Сила трения при движении бруска на большой грани | Сила трения при движении бруска на маленькой грани | | | Ц .д. = ____________ = 1.Положите брусок большой гранью, а на него два груза и измерьте силу трения скольжения бруска по линейке. Результаты запишите в таблицу. 2.Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груз и снова измерьте силу трения скольжения. Результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения: а) от массы груза? Чем больше масса груза, тем сила трения (больше или меньше?) б) зависит ли сила трения от площади поверхности бруска при одинаковой массе? | Работают в группе. На группу выдаётся комплект оборудования для выполнения опыта С помощью карточки информатора, параграфа учебника, заполняют таблицу, представленную на карточке. Каждая группа получает задания для исследования, которое помогает выработать способы применения их на практике. Проговаривание правила в группе и оформление его в виде таблицы Делают выводы по заданиям. сила трения зависит от рода трущихся поверхностей. сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности (веса тела). сила трения не зависит от площади соприкосновения тела с поверхностью. При одинаковых массах тел и роде поверхности сила трения качения меньше силы трения скольжения | Регулятивные УУД: Планируют эксперимент по заданию, Познавательные УУД: Проговаривание правила в группе и оформление его в виде таблицы. |
8.Прием «Афиширование» (время:3 мин) Цель: проверить степень усвоения правила и умения применять его на практике | А сейчас каждая группа презентует свои результаты . Зачитайте ответы на поставленные вопросы в эксперименте. Дорогие ребята, вы по ходу выступления можете сделать замечание, похвалить, оценить деятельность группы. Выслушав выступления представителей каждой группы, давайте обобщим еще раз сказанное и сделаем выводы: (Слайд № 27) Существует на свете сила трения. Она имеет большое значение! Есть три вида трения: скольжения, покоя, качения. Все по себе очень важны, И в этом мире, конечно нужны. (В. Саяпин) | Презентуют свою таблицу, прикрепляют на доске, объясняют записанное в таблицу. Групповая работа. Остальные учащиеся делают у себя в тетради записи. | Регулятивные УУД: -дают оценку работе группы. |
9.Итоговый контроль (время: 3 мин) Цель: установить степень усвоения новых понятий, закономерностей. Устранить обнаруженные проблемы. «Решим проблему» | Я предлагаю вам проверить, насколько вы усвоили материал и выполнить задание на карточке: ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Сила, возникающая при взаимодействии ______ одного тела по ________ другого тела, когда тела неподвижны, либо перемещаются относительно друг друга, называется силой __________ Существует две причины возникновения трения: ___________поверхности и взаимное ___________молекул соприкасающихся тел. Сила трения всегда направлена в сторону, ______движению тела. Существует несколько видов трения – трение______, трение______, трение ___________и вязкое трение. Сила трения зависит от силы, ________тело к поверхности, от рода ___ ____________поверхностей и от вида трения. (Слайд №28,29) Проверим результаты на слайде презентации. Поставим оценку: а) нет ошибок -5 б) две, три ошибки – 4 в) четыре - пять ошибок -3 А сейчас попробуем ответить на проблемный вопрос. Так какое же оно, трение? | Вставляют в текст пропущенные слова. Взаимопроверка: обмениваются карточками и проверят результат по шаблону. Делают выводы. | Познавательные УУД: поиск информации; формирование мыслительных операций; умение выбрать главное, определить существенные и несущественные признаки Коммуникативные: умение интегрироваться в парах, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль Личностные УУД: формирование Я - концепции; |
10.Домашнее задание (время:1 мин) Цель : предложить разно уровневое задание . | § 32, 33 + А как вы думаете, ребята, как выглядел бы мир без трения? Пофантазируйте и напишите дома физическую сказку «Как я жил без силы трения» ( по желанию) (Слайд №30) | Записывают в дневниках домашнее задание. | Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих. Регулятивные УУД: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; |
11.Итог урока. Прием «Найди место» Рефлексия Цель: формирование ценностного отношения к совместной деятельности. Развитие рефлексивных умений (время:1 мин)
| Я попрошу вас, ребята по очереди оценить свою работу на уроке. Возьмите стикеры, и выходя из класса, на картинку прикрепите , если все поняли, в то место, где есть сила трения. Спасибо за урок. (Слайд №31,32) | Оценивают степень понятности материала | Познавательные УУД: рефлексия деятельности. контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные УУД: самоопределение, самооценка. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |