СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока физики "Сила трения"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока: - знакомство  учащихся с новым понятием, умением проводить эксперимент, применять полученные знания на практике;

- формирование  у учащихся умений реализации новых способов действия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики "Сила трения"»










Урок физики в 7 классе по теме: «Сила терния»


Гаврилиной Татьяны Викторовны учителя физики, математики и информатики муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа п. Ивановский Саратовского района Саратовской области»
















Автор: Гаврилина Татьяна Викторовна

Полное название образовательного учреждения: муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа п. Ивановский Саратовского района Саратовской области»

Предмет: физика

Тема урока: «Сила трения»

Класс: 7.

Учебно-методическое обеспечение: Перышкин А.В., Физика – 7 – М .: Дрофа, 2014 год.

Время реализации: 45 мин.


Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока: - знакомство учащихся с новым понятием, умением проводить эксперимент, применять полученные знания на практике;

- формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование научного мировоззрения учащихся.

  2. Формирование умения объяснять на основе имеющихся знаний причины возникновения силы трения, ее направления.

  3. Организация контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся по данной теме.

  4. Изучить явление трения (его причины, закономерности);

  5. Создать условия для формирования у учащихся практических навыков и для систематизации учебной информации.

Развивающие:

  1. Сформировать познавательный интерес;

  2. Развить мыслительные операции;

Воспитательные:

  1. Воспитание интереса к физике;

  2. Формировать умения работать в паре, группе.


Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы , содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. помощь в развитии познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Общие предметные:

  • умение пользоваться методами научного познания при исследовании силы трения,

  • проводить наблюдения;

  • обнаруживать зависимость силы трения от шероховатости поверхности, силы нормального давления;

  • применять знания о силе трения для решения практических задач в повседневной жизни, при обеспечении безопасности жизни

Частные предметные:

  • объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения;

  • использовать полученные знания о силе трения и видах трения в повседневной жизни;

  • измерять силу трения скольжения.

Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке своих действий, определение значимости информации для себя лично, принятие социальной роли обучающегося.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные УУД: определение учебных задач и способов их достижения, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового, фиксировать результаты наблюдения и делать выводы, умение планировать и регулировать свою деятельность, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Формировать умение работать с ЭОР.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы обучения: проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая, в парах.

Педагогическая технология:

технология проблемного обучения с элементами критического мышления, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии

Оборудование: мультимедийный проектор и экран, лабораторное оборудование на каждый стол: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, карандаш, раздаточный материал, слайдовая презентация.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.Организационный момент (время: 1 мин)

Цель:

формирование самооценки готовности к уроку.



Приветствие обучающих (АМО «Подари улыбку»),

проверка готовности класса к уроку.

Учитель настраивает класс на продуктивную деятельность, зачитывая эпиграф к уроку.

Великий английский физик Исаак Ньютон сказал «Вся трудность физики состоит в том, что бы по явлениям движения распознать силы природы, а затем по этим силам объяснить остальные явления».

(слайд № 1)

Ребята, сегодня мы наш урок начнем с загадки:

Против лома нет приёма,

Если только другой лом.

Мерой действия приёма

Мы её всегда зовём.

В ньютонах выражается,

А как же называется?

Учитель: Как вы думаете, почему я задала именно эту загадку?


Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку (наличие тетради, учебника, задачника, технических средств).

Повернуться к соседу, улыбнуться и сказать «Привет»

Внимательно слушают загадку,

а затем отвечают

Обучающиеся: Это – сила!

Предполагаемые ответы детей: потому что на предыдущих уроках мы изучали силы.


Регулятивные. Саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии для восприятия нового материала.

Включение учащихся в деловой ритм работы

Коммуникативные УУД:

умение слушать;

выражать свои мысли.


Личностные УУД:

ценностно- нравственная ориентация (настройка на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом).

2 Актуализация опорных знаний (время:4мин)

«Блиц-опрос»

Цель: повторить основные понятия и определения , подготовить обучающихся к восприятию нового

Давайте вспомним: (слайд 2)

  1. Что характеризует сила?

  2. Что является результатом действия силы?

  3. Назовите прибор для измерения силы.

  4. Какие силы вы знаете?



Дают ответы на поставленные вопросы


Регулятивные. - контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном с целью обнаружения пробелов знаний;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в результат в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

3.Выход на тему и целеполагание (время: 4 мин)

Цель: создав проблемную ситуацию , выйти на тему урока и по ключевым словам определить цели урока

Какое физическое понятие объединяет все вопросы? Сила.

Запишем его в тетрадь ,как начальное слово темы урока. А чтобы тема была полной, решите кроссворд, и тема станет известна!

(слайд № 3-4)

1.Единица измерения силы…

2.Она меняется под действием силы.

3.Одна из характеристик действия силы…

4..Прибор для измерения силы…

5.Причина изменения скорости…

6.Все предметы в физике называются …


Записываем тему урока: Сила трения. (слайд № 5)

Какие цели поставим перед собой на уроке?

Поставим цели по ключевым словам: (слайд № 6)


  • Дать….(определение)

  • Выяснить….(причины трения)

  • Узнать…..(виды трения)

  • Провести…..(эксперимент)

  • Сделать……(выводы)

Ребята, вы когда-нибудь задумывались, «Почему мел оставляет след на доске?», «Какую роль играет слюна при глотании пищи?», «Для чего иголки тщательно полируют?» Что означает поговорка: «Не подмажешь, не поедешь»

На эти вопросы мы сможем ответить, изучив материал урока.

А вот на следующий вопрос вы наверняка знаете ответ: «Какое физическое явление помогает вам удалить ластиком не желательный рисунок, сделанный карандашом в тетради?»

На данном уроке мы изучим еще одну силу, не менее важную - силу трения познакомимся и со способами увеличения и уменьшения трения. Ведь два самых главных изобретения человека - Колесо и добывание огня – связаны именно со стремлением увеличить или уменьшить трение.

Ответы учащихся. Работают фронтально






Учащиеся предлагают пути решения поставленной проблемы.

Предлагают различные варианты и приходят к следующей формулировке:

- узнать что такое сила трения, от чего она зависит

-научиться применять знания о силе трения для решении задач.







Ребята отвечают: трение.

анализируют и делают выводы;

определяют тему урока и ставят цели











Регулятивные УУД.

Постановка учебной задачи и прогнозирование деятельности на уроке.


4.Прием «Яркое пятно»

Цель : используя рассказ о железной дороге, создать проблемную ситуацию

(время: 1 мин)

Постановка проблемы. Ребята, я хочу рассказать вам историю. Случилось это в далеком 1851 году. 18 августа император Николай I совершил поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 утра. Начальник строительства дороги, генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской. Это красиво и подчёркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдёт по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако случилось непредвиденное – был дан сигнал к отправлению, а паровоз не мог тронуться с места!

Как вы думаете, что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем? Что не учел генерал Клейнмихель?


Так какое же оно, трение?

Вездесущее, необходимое или мешающее?


Внимательно слушают рассказ учителя.



5.Прием «Инсерт» .(время:5 мин)

Цель: промаркировать текст параграфа, определив для себя значимость информации

+ - знаю

- - новое

! – прошу помощи

Откройте учебник, параграф 30 ,стр. 70.

Промаркируйте текст, найдите ответы на вопросы

а) определение силы трения и запишите в тетрадь.

б) причины возникновения силы трения.

В) какие виды трения вы узнали.


Читают текст, помечают, размышляют,

отвечают на вопросы, делают выводы. Записывают определение и выводы.


Познавательные УУД:

поиск информации

структурирование знаний;

умение осознанно строить высказывание

анализ объектов с целью выделения признаков, формирование мыслительных операций

Личностные УУД: определение значимости темы для себя.

6.Изучение нового материала

(время: 17 мин)


Методы обучения:

Продуктивный (поиск путей решения проблемы), проблемный, частично-поисковый

Формы работы: индивидуальная и фронтальная, парная, групповая

Цель: установить степень усвоения новых понятий, закономерностей.

Учитель. Определение: сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения. (слайд № 7,8 )

Как вы думаете почему возникает сила трения?

Причины трения: (слайд № 9,10)

  1. Шероховатость соприкасающихся поверхностей

  2. Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

Виды трения: (слайд № 11,12,13,14)

  • Трение скольжения

  • Трение качения

  • Трение покоя

(видеофрагменты 15,16 )

Учитель читает стихи:

Существует на свете сила трения.
Она имеет большое значение!
Есть три вида трения: скольжения, покоя, качения.
Все по себе очень важны,
И в этом мире, конечно нужны. (В. Саяпин)

Итак, первый вид – это сила трения скольжения. Рассмотрим этот вид трения на примере: протянем брусок с грузом равномерно по доске.

Что вы видите?





Учитель: Давайте сформулируем понятие силы трения скольжения.

Если тело двигать сложно

Трение уменьшить можно.

Человечество давно колесо изобрело.

Возникает трение, трение качения. 
 

Сухое трение - возникает при движении твердых соприкасающихся тел относительно друг друга.

Учитель: Рассмотрим еще один вид трения.

Это сила трения качения.

Учитель: Давайте положим брусок с грузом на круглые карандаши, равномерно тянем и измеряем силу трения динамометром.

Что вы заметили?





Учитель: Сформулируем определение силы трения качения.

Учитель: еще остался один вид – это сила трения покоя. Опыт проделаем все вместе: Положите на деревянную доску брусок с грузом и потяните за брусок динамометром. Заметим показания динамометра перед началом движения бруска. Динамометр показывает значение силы трения покоя. Давайте сформулируем понятие силы трения покоя.





Вязкое - (иначе жидкое) трение возникает при движении твёрдых тел в жидкой или газообразной среде, или когда жидкость или газ текут мимо неподвижных твёрдых тел.

Сравните силу трения…(слайд № 17,18 )


Трение принимает участие там, где мы о нем даже и не подозреваем.( слайд 19,20)

Как вы думаете отчего зависит сила трения?

(слайд № 21, 22,23 )

Гипотезы:

  • От рода трущихся поверхностей.

  • От веса тела.

  • От площади соприкосновения тела с поверхностью.


Способы уменьшения и увеличения трения

(Слайд № 24, 25,26)

Трение тормозит движение; на преодоление трения всех видов расходуется громадное количество ценного топлива. Трение вызывает износ трущихся поверхностей. Для уменьшения трения используют смазку. В движущихся частях машин используют подшипники, в которых трение скольжения заменяется трением качения. Рыбы и птицы имеют обтекаемую форму тела, что также уменьшает трение. Поэтому автомобилям, самолетам и ракетам придают обтекаемую форму.

Если бы между телам не было трения, мы ничего не смогли бы взять и руки. Подошвы кроссовок делают из рифленой резины, чтобы увеличить их трение о землю. Трение используется во многих механизмах. На поверхность шины наноситься своего рода «узор». Он улучшает сцепление резины с дорогой. Для увеличения трения в гололед тротуары посыпают песком.
































Учащиеся: Что одно тело скользит по поверхности другого.

Учащиеся: Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, направленная противоположно скорости движения тела называется силой трения скольжения

Записывают определение.







Учащиеся: Сила трения значительно меньше, хотя нагрузка такая же.

Учащиеся: Сила трения качения – это сила, возникающая, когда одно тело катится по поверхности другого. Записывают определение.

Учащиеся: Сила трения покоя это сила, стремящая удержать тела в состоянии покоя

Записывают определение.













7.Прием «Примени правило на практике»

Цель; научить правильно измерять силу трения динамометром и измерять ее.

(время:5 мин)

А сейчас я вам предлагаю побывать в роли исследователей,

Поделитесь на группы, у нас получилось 3 группы.

Каждой группе дано свое исследование: от чего зависит сила трения. Ваша цель: провести эксперимент и заполнить таблицу.

Группа № 1

Сравните силы: трения покоя, скольжения, качения.

Порядок выполнения работы.

Вычислите цену деления шкалы динамометра.

Ц.д. = ___________  = ___________

Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по деревянной доске.

Для этого положите брусок на коврик, а на брусок - два груза;

к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение.

Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.

Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по деревянной доске..

Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра

Результат измерения силы запишите в таблицу.

Измерьте силу трения качения бруска.

Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша

и перемещайте равномерно брусок по коврику при помощи динамометра

. Результат измерения силы запишите в таблицу.


Сила трения
покоя

Сила трения
скольжения

Сила трения
качения

 

 

 





Сделайте вывод: какая сила больше:

а) максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения?

б) сила трения скольжения или сила трения качения?

Группа № 2

Изучите зависимость силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Порядок выполнения работы:

Вычислите цену деления шкалы динамометра.

Ц .д. = _________________________________ =

Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по деревянной поверхности

Вид трущихся поверхностей

Сила трение скольжения, Н

Дерево по дереву

 

Дерево по гладкой бумаге

 

Дерево по шершавой поверхности

 

б) по гладкой бумаге

в) по шероховатой поверхности

Результаты измерений запишите в таблицу.

Сделайте вывод:

1) зависит ли сила трения скольжения:

а) от рода трущихся поверхностей?

2.Двигаясь по разным поверхностям сила трения (разная или одинаковая?)

б) от шерохов атости трущихся поверхностей?

Чем шершавее поверхность ,тем сила трения (больше или меньше

Группа № 3

Изучите зависимость силы трения скольжения от силы давления

и независимости от площади трущихся поверхностей.

Порядок выполнения работы:

Вычислите цену деления шкалы динамометра.

Сила трения
при движении бруска на большой грани

Сила трения
при движении бруска на маленькой грани

 

 

Ц .д. = ____________  =





1.Положите брусок большой гранью, а на него два груза и измерьте силу трения

скольжения бруска по линейке. Результаты запишите в таблицу.

2.Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груз

и снова измерьте силу трения скольжения. Результаты запишите в таблицу.

Сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения:

а) от массы груза? Чем больше масса груза, тем сила трения (больше или меньше?)

б) зависит ли сила трения от площади поверхности бруска при одинаковой массе?


Работают в группе. На группу выдаётся комплект оборудования для выполнения опыта С помощью карточки информатора, параграфа учебника, заполняют таблицу, представленную на карточке.

Каждая группа получает задания для исследования, которое помогает выработать способы применения их на практике.





Проговаривание правила в группе и оформление его в виде таблицы

Делают выводы по заданиям.

  1. сила трения зависит от рода трущихся поверхностей.

  2. сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности (веса тела).

  3. сила трения не зависит от площади соприкосновения тела с поверхностью.

При одинаковых массах тел и роде поверхности сила трения качения меньше силы трения скольжения


Регулятивные УУД:

Планируют эксперимент по заданию,


Познавательные УУД:

Проговаривание правила в группе и оформление его в виде таблицы.



8.Прием

«Афиширование»

(время:3 мин)

Цель: проверить степень усвоения правила и умения применять его на практике


А сейчас каждая группа презентует свои результаты .

Зачитайте ответы на поставленные вопросы в эксперименте. Дорогие ребята, вы по ходу выступления можете сделать замечание, похвалить, оценить деятельность группы.

Выслушав выступления представителей каждой группы, давайте обобщим еще раз сказанное и сделаем выводы:

(Слайд № 27)

Существует на свете сила трения.
Она имеет большое значение!
Есть три вида трения: скольжения, покоя, качения.
Все по себе очень важны,
И в этом мире, конечно нужны. (В. Саяпин)

Презентуют свою таблицу, прикрепляют на доске, объясняют записанное в таблицу. Групповая работа.

Остальные учащиеся делают у себя в тетради записи.


Регулятивные УУД:

-дают оценку работе группы.

9.Итоговый контроль

(время: 3 мин)



Цель: установить степень усвоения новых понятий, закономерностей. Устранить обнаруженные проблемы.











«Решим проблему»

Я предлагаю вам проверить, насколько вы усвоили материал и выполнить задание на карточке:


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Сила, возникающая при взаимодействии ______ одного тела по ________

другого тела, когда тела неподвижны, либо перемещаются относительно

друг друга, называется силой __________

Существует две причины возникновения трения:

___________поверхности и взаимное ___________молекул

соприкасающихся тел.

Сила трения всегда направлена в сторону, ______движению тела.

Существует несколько видов трения – трение______, трение______,

трение ___________и вязкое трение.

Сила трения зависит от силы, ________тело к поверхности, от рода ___

____________поверхностей и от вида трения.

(Слайд №28,29)


Проверим результаты на слайде презентации. Поставим оценку:

а) нет ошибок -5

б) две, три ошибки – 4

в) четыре - пять ошибок -3

А сейчас попробуем ответить на проблемный вопрос.

Так какое же оно, трение?

Вставляют в текст пропущенные слова.


Взаимопроверка: обмениваются карточками и проверят результат по шаблону.



























Делают выводы.

Познавательные УУД:

поиск информации;

формирование мыслительных операций;

умение выбрать главное,

определить существенные и несущественные признаки


Коммуникативные: умение интегрироваться в парах, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми


Регулятивные:

умение осуществлять итоговый контроль



Личностные УУД:

формирование Я - концепции;




10.Домашнее задание

(время:1 мин)

Цель : предложить разно уровневое задание .

§ 32, 33 +

А как вы думаете, ребята, как выглядел бы мир без трения? 
Пофантазируйте и напишите дома физическую сказку «Как я жил без силы трения» ( по желанию)

(Слайд №30)

Записывают в дневниках домашнее задание.

Коммуникативные УУД:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих.

Регулятивные УУД:

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;


11.Итог урока. Прием «Найди место» Рефлексия

Цель: формирование ценностного отношения к совместной деятельности. Развитие рефлексивных умений

(время:1 мин)



Я попрошу вас, ребята по очереди оценить свою работу на уроке. Возьмите стикеры, и выходя из класса, на картинку прикрепите , если все поняли, в то место, где есть сила трения. Спасибо за урок. (Слайд №31,32)

Оценивают степень понятности материала

Познавательные УУД:

рефлексия деятельности.

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Личностные УУД:

самоопределение, самооценка.

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!