СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Аммиак"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии по теме "Аммиак" разработан для учащихся 9 класса. К уроку прилагается презентация (смотрите ниже)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Аммиак"»

Вялова Анна Александровна

Учитель химии

Некрасовская СОШ

Урок химии по теме "Аммиак". 9-й класс

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • Сформировать знания учащихся об аммиаке и его строении.

  • Познакомить со способами получения, свойствами и применением аммиака.

  • Научиться составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кисло­тами и кислородом).

Развивающие:

  • Развитие основных ключевых предметных компетенций: умение анализировать, наблюдать, осуществлять самоконтроль, делать вывод.

  • Развитие умения распознавать опытным путём: аммиак среди других газов, использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни.

  • Развитие  навыков самостоятельной работы. 

Воспитательные:

  • Продолжить формирование всесторонне развитой личности.

  • Воспитание трудолюбия, взаимовыручки, навыков индивидуальной и коллективной работы.

  • Выработать умения работы с химическими реактивами;

  • Воспитание здорового интереса к предмету, терпимого отношения к чужому мнению, воспитание коллективизма

Методы: рассказ, беседа, демонстрация презентации “Аммиак”, выполнение лабораторной работы в парах.

Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, опорный конспект, штатив, пробирки, растворы HCI, водный раствор аммиака, фенолфталеин, сухое горючее, держатель, спички, AlCl3.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Неметаллы». Прежде чем приступить к изучению нового материала, необходимо проверить ваши знания (2 ученика выполняют упражнения у доски, остальные выполняют самостоятельно в тетрадях) (приложение 1).

      1. Осуществите цепочку превращений:

N2→Li3N→NH3→NO→NO2→HNO3

1)N2+3Li→Li3N

2) 2Li3N+3H2O→2NH3+3Li2O

3) 4NH3+5O2→4NO+6H2O

4) 2NO+ O2→2NO2

5) NO2+O2+H2O→HNO3

      1. Определите коэффициенты в уравнении реакций методом электронного баланса:

NH3+O2→NO+H2O

N-3-5e→N-2 - восстановитель, окисление

O20+4e→2O-2 – окислитель, восстановление

NH3+O2→N2+H2O

N-3-3e→N0 - восстановитель, окисление

O20+4e→2O-2 – окислитель, восстановление

  1. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.

Учитель: Начиная изучение новой темы, обратимся к истории, которая произошла во время второй мировой войны. Английский крейсер вёл преследование повреждённого в бою немецкого эсминца (многоцелевой быстроходный боевой корабль для борьбы). Цель была почти достигнута, когда между кораблями появилось облако белого дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушающий запах, раздражающий горло и лёгкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из облака дыма. После было обнаружено, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.

  • Что это за газ?

  • Почему после его действия такие последствия?

Сегодня на уроке мы докажем, что газ аммиак не только опасный, но и необходимый.

  1. Получение новых знаний:

1.История.

Учитель: Это вещество имеет древнюю историю. Арабские алхимики получили б/ц кристаллы из оазиса Амон, который находился около храма. Это вещество «нашадир» растирали в ступках, нагревали и получали едкий газ. Сначала его называли «аммониак», а потом название сократили до аммиака. Сейчас раствор аммиака называют нашатырный спирт.

2. Строение.

Учитель: Прежде всего давайте рассмотрим строение молекулы аммиака NH3.

  • Из каких атомов состоит молекула аммиака?

  • Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне у атома азота и водорода?

  • Сколько электронов у атома азота будут участвовать в образовании связи?

Учитель: Правильно, у атома азота 5 электронов, из них 3 – неспаренных будут участвовать в образовании трех ковалентных связей с тремя атомами водорода (стр.108).



  • Как вы думаете, образующиеся общие электронные пары будут смещаться в какую сторону: азота или водорода? И почему?

Т.к. молекула аммиака имеет форму треугольной пирамид, то в результате смещения электронных пар возникает диполь, т.е. система с двумя полюсами.



3. Физические свойства.

Учитель:

  • Аммиак – это бесцветный газ с резким запахом, в 2 раза легче воздуха.

  • Аммиак нельзя вдыхать продолжительное время, т.к. он ядовит.

  • Легко сжижается.

  • При соприкосновении с кожей возникает обморожение различной степени.

  • Хорошо растворим в воде: а) концентрированный раствор аммиака (25%) – водный аммиак (аммиачная вода)

Б) 10% раствор – нашатырный спирт.

4. Химические свойства.

Л/o №1.

Учитель: Сейчас мы сделаем лабораторный опыт: взаимодействие водного раствора аммиака с соляной кислотой. В пробирку наливаете водный раствор аммиака. Далее вы смачиваете стеклянную палочку в растворе соляной кислоты, затем опускаете эту палочку в пробирку с водным раствором аммиака.

Учащиеся проделывают в парах л/о.

Учитель: Что вы наблюдаете? (происходит образование дыма). Так почему же возник едкий дым между английским судном и немецким кораблем? (образовался хлорид натрия).

Запишем на доске уравнение этой химической реакции.

1) по ДАМ (стр.149):

А) взаимодействие с кислотами:

NH3+HCl=NH4Cl

Как вы знаете у атома азота есть неподеленная электронная пара электрона, т.о. он будет донором, а у катиона водорода – вакантная орбиталь, следовательно он будет - акцептором. В результате НЭП переходит на свободную орбиталь катиона водорода, т.о. формируется ковалентная связь образуется катион аммония. Такой механизм образования ковалентной связи называется донорно-акцепторный.

:NH3+□H+=NH4+

б) Взаимодействие с водой также происходит по ДАМ:

При растворении в воде аммиак образует слабое основание – гидроксид аммония. Эта реакция обратима.

NH3 +H2O ↔ NН4ОН

Л/o №2:

Учитель: К водному раствору аммиака прилейте несколько капель фенолфталеина. Что вы наблюдаете? (раствор стал малинового цвета). Что это значит? (среда щелочная). Запишем уравнение реакции.

4ОН ↔NH4+ +ОН-



2) Взаимодействие с металлами:

2NH3+Na=NaNH2+H2

3) ОВР:

2NH3+O2=2H2O+N2

2NH3+3Br2=6HBr+N2

Учитель: Как вы думаете аммиак будет окислителем или восстановителем?

Давайте распишем схему ОВР.

2 ученика расписывают схему ОВР, показывая, что аммиак будет восстановителем.

5. Получение аммиака.

Учитель: Существуют 2 способа получения аммиака:

        1. Промышленный: синтез из азота и водорода:

N2+3H2↔2NH3

        1. Лабораторный: в лаборатории аммиак получают действием гашеной извести (Са(ОН)2) на соли аммония, например, хлорид аммония:

Са(ОН)2+NH4Cl=CaCl2+NH3+2H2O

6. Применение аммиака.

Ученик рассказывает доклад о применении аммиака с помощью презентации.

IV. Закрепление. Задание на индивидуальных листах или слайде презентации (приложение 2). Сбор тетрадей. Для проверки.

V. Поведение итогов. Оценивание активно работающих учащихся.

VI.Домашнее задание. §25 упр.8





























Приложение 1.

      1. Осуществите цепочку превращений:

N2→Li3N→NH3→NO→NO2→HNO3

      1. Определите коэффициенты в уравнении реакций методом электронного баланса:

NH3+O2→NO+H2O

NH3+O2→N2+H2O

Приложение 2.

1.Какую степень окисления имеет азот в нитрате аммония?

2. Составьте химические уравнения следующих превращений:

азот→аммиак→хлорид аммония

3.Дополнительное задание: Определите коэффициенты в следующей схеме химической реакции, используя метод электронного баланса:

Cu+NH3→N2+Cu+H2O




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!