СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме: "Аммиак.Свойства аммиака"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Аммиак.Свойства аммиака" является электронным дополнением к план-конспекту урока по названной теме.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме: "Аммиак.Свойства аммиака"»

Аммиак. Свойства аммиака Урок химии в 9 классе Учитель Зиновкина Т.Н., МКОУ средняя общеобразовательная школа п.Пяльма

Аммиак. Свойства аммиака

Урок химии в 9 классе

Учитель Зиновкина Т.Н.,

МКОУ средняя общеобразовательная школа п.Пяльма

Цели урока: Сформировать у обучающихся представление об особенностях электронного строения молекулы аммиака, водородной связи, механизме образования ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Познакомить с характерными свойствами аммиака, их зависимости от особенностей строения, способами получения аммиака в лаборатории и промышленности Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности обучающихся.

Цели урока:

    • Сформировать у обучающихся представление об особенностях электронного строения молекулы аммиака, водородной связи, механизме образования ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму.
    • Познакомить с характерными свойствами аммиака, их зависимости от особенностей строения, способами получения аммиака в лаборатории и промышленности
    • Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности обучающихся.
    Вспоминаем то, что знаем Задание 1. Составить уравнения реакций к схеме:  N 0 → N + ² → N +4 Указать условия осуществления реакций Задание 2. Рассказать о взаимодействии азота с водородом. Написать уравнение реакции, указать условия осуществления реакции. - с классом обсуждается вопрос: как строение молекулы азота обуславливает его химическую пассивность? - затем обсуждаем ответы обучающихся у доски, основное внимание обращается на условия взаимодействия азота с кислородом (ответ первого обучающегося) и с водородом (ответ второго обучающегося)

    Вспоминаем то, что знаем

    • Задание 1. Составить уравнения реакций к схеме:

    N 0 → N + ² → N +4 Указать условия осуществления реакций

    • Задание 2. Рассказать о взаимодействии азота с водородом. Написать уравнение реакции, указать условия осуществления реакции.
    • - с классом обсуждается вопрос: как строение молекулы азота обуславливает его химическую пассивность?
    • - затем обсуждаем ответы обучающихся у доски, основное внимание обращается на условия взаимодействия азота с кислородом (ответ первого обучающегося) и с водородом (ответ второго обучающегося)
    Определяем проблему Почему азот называют «элементом жизни», а простое вещество – азот не может усваиваться живыми организмами ? Каким же образом решается проблема сохранения и повышения плодородия почв? Какое сырье используют для производства азотных удобрений?

    Определяем проблему

    Почему азот называют «элементом жизни», а простое вещество – азот не может усваиваться живыми организмами ?

    Каким же образом решается проблема сохранения и повышения плодородия почв?

    Какое сырье используют для производства азотных удобрений?

    Строение молекулы аммиака  ●●  Атом азота в молекуле  Н → N  ←  H  аммиака имеет пару электронов, ↓ которую может направить на  H образование еще одной связи по  донорно-акцепторному  механизму. Все связи ковалентные полярные, смещены в сторону азота как более ЭО элемента Н → N  ←  H  аммиака имеет пару электронов, ↓ которую может направить на  H образование еще одной связи по  донорно-акцепторному  механизму. Все связи ковалентные полярные, смещены в сторону азота как более ЭО элемента

    Строение молекулы аммиака

    ●● Атом азота в молекуле

    Н → N ← H аммиака имеет пару электронов,

    ↓ которую может направить на

    H образование еще одной связи по

    донорно-акцепторному

    механизму.

    Все связи ковалентные полярные, смещены в

    сторону азота как более ЭО элемента

    • Н → N ← H аммиака имеет пару электронов, ↓ которую может направить на H образование еще одной связи по донорно-акцепторному механизму. Все связи ковалентные полярные, смещены в сторону азота как более ЭО элемента
     Пространственное строение молекулы аммиака

    Пространственное строение молекулы аммиака

     В пространстве молекула аммиака имеет вид пирамиды с валентным углом между связями N—H в 107,3°, вследствие чего молекула аммиака полярна, а между молекулами возможно образование водородных связей:  NH3 ··· NH3 ··· NH3 ···  Водородная связь – это связь между атомами очень электроотрицательного элемента ( F, O, N) одной молекулы и атомами водорода другой молекулы.

    В пространстве молекула аммиака имеет вид пирамиды с валентным углом между связями N—H в 107,3°, вследствие чего молекула аммиака полярна, а между молекулами возможно образование водородных связей:

    NH3 ··· NH3 ··· NH3 ···

    Водородная связь – это связь между атомами очень электроотрицательного элемента ( F, O, N) одной молекулы и атомами водорода другой молекулы.

    Физические свойства аммиака Аммиак, NH 3 – газ, легче воздуха, без цвета, с резким запахом. Ядовит. Т . кип.,  С –33,4 , т . пл.,  С –77,75 : хорошо растворяется в воде: при 20 º С в 1 объеме воды растворяется 700 объемов аммиака . Растворы аммиака: - нашатырный спирт: 3-10% р-р аммиачная вода : 18-25% р-р

    Физические свойства аммиака

    Аммиак, NH 3 – газ, легче воздуха, без цвета, с резким запахом. Ядовит.

    Т . кип.,  С –33,4 , т . пл.,  С –77,75 : хорошо растворяется в воде: при 20 º С в 1 объеме воды растворяется 700 объемов аммиака . Растворы аммиака:

    - нашатырный спирт: 3-10% р-р

    • аммиачная вода : 18-25% р-р
    Химические свойства аммиака Химические свойства аммиака: 1.Взаимодействие с водой: NH 3 + H 2 O ↔ [NH 4 OH] или NH 3 + H 2 O = NH 3 ∙ H 2 O 2.Взаимодействие с кислотами: NH3 + HCl → NH 4 Cl. N Н 3 +Н 2  S О 4 → N Н 4 Н S О 4 3.Восстановление металлов из оксидов 2 NH 3 + 3 CuO =  N 2 + 3 Cu + 3H 2 O 4.Аммиак горит в кислороде: а)4 NH 3 + 3 O 2 = 2 N 2 +6 H 2 O б) 4 NH 3 + 5 O 2 = 4 N О +6 H 2 O (в присутствии катализатора)

    Химические свойства аммиака

    Химические свойства аммиака:

    1.Взаимодействие с водой:

    NH 3 + H 2 O ↔ [NH 4 OH] или NH 3 + H 2 O = NH 3 ∙ H 2 O

    2.Взаимодействие с кислотами:

    NH3 + HCl → NH 4 Cl.

    N Н 3 +Н 2 S О 4 → N Н 4 Н S О 4

    3.Восстановление металлов из оксидов

    2 NH 3 + 3 CuO =  N 2 + 3 Cu + 3H 2 O

    4.Аммиак горит в кислороде:

    а)4 NH 3 + 3 O 2 = 2 N 2 +6 H 2 O

    б) 4 NH 3 + 5 O 2 = 4 N О +6 H 2 O (в присутствии катализатора)

    Прибор для получения аммиака

    Прибор для получения аммиака

    Строение иона аммония:   + + H H N N H H H H H H +  H •• H H N H

    Строение иона аммония:

    +

    +

    H

    H

    N

    N

    H

    H

    H

    H

    H

    H

    +

    H

    ••

    H

    H

    N

    H

    Образование иона аммония NH 4+                  У атома азота есть неподеленная электронная пара:в молекуле аммиака NH 3 три электронные пары образуют три связи N – H, четвертая, принадлежащая атому азота электронная пара является неподеленной. С помощью этой электронной пары образуется связь с ионом водорода, который имеет свободную орбиталь. Таким образом, в ионе аммония три ковалентные связи образуются по обменному механизму, а одна – по донорно-акцепторному. Механизм образования не оказывает влияния на характеристики связи, все связи в катионе аммония равноценны.

    Образование иона аммония

    NH 4+

    • У атома азота есть неподеленная электронная пара:в молекуле аммиака NH 3 три электронные пары образуют три связи N – H, четвертая, принадлежащая атому азота электронная пара является неподеленной. С помощью этой электронной пары образуется связь с ионом водорода, который имеет свободную орбиталь. Таким образом, в ионе аммония три ковалентные связи образуются по обменному механизму, а одна – по донорно-акцепторному. Механизм образования не оказывает влияния на характеристики связи, все связи в катионе аммония равноценны.
    Синтез аммиака в промышленности

    Синтез аммиака в промышленности

    Применение аммиака Производство азотной кислоты Производство азотных удобрений Производство взрывчатых веществ В качестве хладоагента В медицине В быту

    Применение аммиака

    • Производство азотной кислоты
    • Производство азотных удобрений
    • Производство взрывчатых веществ
    • В качестве хладоагента
    • В медицине
    • В быту
    Рефлексия Прием “Незаконченных фраз” Что для Вас было: самое понятное... самое полезное... самое новое... самое насыщенное.. самое бесполезное...

    Рефлексия

    • Прием “Незаконченных фраз”
    • Что для Вас было:
    • самое понятное...
    • самое полезное...
    • самое новое...
    • самое насыщенное..
    • самое бесполезное...
    Интернет-ресурсы htt : // ru . wikipedia . org  http://festival.1september.ru/articles/612009/ him.1september.ru http://www.alhimik.ru/

    Интернет-ресурсы

    • htt : // ru . wikipedia . org
    • http://festival.1september.ru/articles/612009/
    • him.1september.ru
    • http://www.alhimik.ru/


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!