Русский язык. 3 класс.
Тема урока: Дательный падеж имён существительных.
УМК « Перспектива», авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Подготовила: учитель начальных классов
Недовесова А.В.
МОУ «СОШ №5», г. Саратов
Цель: научить распознавать дательный падеж; познакомить с предлогами, употребляемыми с дательным падежом.
Задачи:
Образовательные: создание условий для знакомства детей со способом определения дательного падежа имён существительных; организация практической деятельности, в ходе которой дети могут научиться распознавать дательный падеж имен существительных, развивать орфографическую зоркость.
Развивающие: создание условий для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы; для развития речи в форме построения высказываний, логических рассуждений и доказательств.
Воспитательные: создание условий для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.
Ход урока:
Орг.момент. (самоопределение к деятельности)
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
- Здравствуйте, ребята! Обычно люди говорят при встрече это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья.
- Давайте поздороваемся со всем миром и пожелаем всем здоровья.
- Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, березка и дубок!
Мы живем в краю родном -
Мы вас всех приветствуем!
(Повернулись к гостям и поздоровались).
Чистописание.
Отгадайте загадки:
Он в лесу без сумки ходит
Яблоки, грибы находит
На спине иголки.
Кто это у елки? (ёж)
Похож он сильно на гадюку,
Но взять такого можно в руку.
Ведь он совсем не ядовит
И у него не грозный вид.
Лягушек ловит возле луж
Змеючка маленькая… (УЖ)
- Какой одинаковый согл.звук есть в этих словах?
-Дайте характеристику этому звуку? (согл., тв., зв., праный)
- Пропишите строки: Ж ж
ёж уж
-Просклоняйте слово уж – 1 вариант, ёж – 2 вариант. (2 учеников у доски, проверка)
3) Актуализация знаний(воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового)
А) Орфографическая минутка.
Словарь: …рбу.., г…рох, м..лина, ..вес.
- Слова, какой части речи записали? (имена сущ-ые)
- Что мы знаем об имени сущ-ом? (часть речи, вопросы, что обозначает; признаки-одуш., неодуш,.ед.ч и мн.ч., собсв. и нариц., изменяется по падежам).
- Сколько падежей в русском языке? (6)
Это интересно!
Россия – 6 падежей
Эстония – 14 падежей
Финляндия – 15 падежей
Венгрия – 22 падежа
Германия – 4 падежа
- В каком падеже стоят записанные слова? (И.п.)
Б) Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)
до берега
для мамы
из бумаги
- Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (До чего? до берега; для кого? для мамы и т.д.)
- Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги.) Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос: чего?(Одушевленные, неодушевленные имена существительные)
- Какой падеж мы изучали вчера? (Родительный падеж)
- Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.) Почему так думаете? (После родительного падежа идет дательный падеж.)
4.Постановка учебной задачи
- Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже.(Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?)
- Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)
- Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.
5.Открытие нового знания.
- Откройте учебник на стр. 29 и прочитайте тему урока.
Выполнение упражнения №49. ( составьте словосочетания, раскрывая скобки) (учащиеся объясняют написание окончания, задавая вопросы).
- Какое окончание у сущ. в Д.п. ?
- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)
Я называюсь дательным.
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я смогу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
Физминутка ( под музыку)
6. Работа по теме урока:
1. Игра « Кто первый?»
Слайд
Жить в Москве, угощать земляникой, подарить другу, принести из магазина, ехал по дороге, любить Родину, подъехал к площади, пришел с работы, рад зиме, написать бабушке.
- Выписать словосочетания в Д.п.
Давайте вспомним алгоритм: как определить падеж.
(найти слово, от которого зависит имя сущ-ое; поставить от него вопрос к имени сущ-ому; по этому вопросу определить падеж)
2. Проверка.
3. Определить падежи оставшихся словосочетаний. (устно)
4.Разобрать по составу слова пришёл
7. Закрепление о обобщение полученных знаний. (работа по группам)
Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.
От дуба, по тропинке, на ёлке, до дороги, по небу,
из дома, над полем, к бабушке, на дороге.
(Проверка по группам)
- Встретились ли вам имена существительные в дательном падеже? (По тропинке, по небу, к бабушке)
- В каком еще падеже встретились имена существительные?(В родительном падеже. От дуба, до дороги, из дома. В предложном падеже – на ёлке, на дороге. В творительном падеже – над полем)
- Выберите любое слово и составьте с ним предложение. Запишите его и подчеркните грамматическую основу.
- Прочитайте свое предложение и назовите его грамматическую основу.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Что узнали об именах существительных в дательном падеже?(Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по.)
- Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.)
9. Домашнее задание
Стр.29 выучить правило, повторить правило что такое имя сущ-ое, признаки; алгоритм +стр.30 №53
Выставление оценок за урок.