формировать умения сравнивать и классифицировать дорожные знаки по особенностям внешнего вида в группы по назначению;
познакомить с профессией инспектора ДПС;
развивать память, мышление, внимание;
воспитывать культуру поведения учащихся на улицах, дорогах.
Планируемые результаты:
вспомнят о правилах безопасности на дорогах; учащиеся научатся различать дородные знаки разных групп, следовать их указаниям, анализировать, сравнивать, обобщать; познакомятся с профессией инспектора ДПС.
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные
Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умению противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Регулятивные:
Целеполагание (постановка учебной задачи — что известно, чему будем учиться)
Контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и соответствующая коррекция)
Познавательные:
общеучебные
Поиск и выделение необходимой информации;
Структурирование знаний (итог урока)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и письменной
Моделирование (модель знака на этапе изучения групп знаков и на этапе изобретения своего знака)
Логические:
Анализ объектов с целью выделения признаков (анализ знаков)
Установление причинно-следственных связей
Построение логической цепи рассуждений
Доказательство (как безопасно переходить дорогу)
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Инициативное сотрудничество в поиске информации;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Оборудование: проектор, презентация, карточки с заданиями, тест , конверты с заданиями по группам.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Характер деятельности учащихся:
репродуктивный;
частично-поисковый.
Методы.
Работа с учебником.
Беседа.
Применение предметной и картинной наглядности.
Словесные.
Фронтальная беседа.
Самостоятельная работа по группам.
Формы организации познавательной деятельности.
Фронтальная.
Групповая.
Индивидуальная
Ход урока
I. Орг. момент. Эмоциональный настрой.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Во-первых, у нас присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними.
Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не выполняющее на ней работы, - …..(пешеход).Ими считаются также лица, передвигающиеся на инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, санки, тележку, детскую коляску.
Любая используемая для движения улица, проспект, дорога, переулок и т.п. по всей ширине, включая тротуары, обочины и разделительные полосы, - ….(дорога).
Часть дороги, предназначенная для движения пешеходов, - …..(тротуар).
Участок проезжей части, обозначенный дорожными знаками или разметкой и предназначенный для движения пешеходов через дорогу, - ……(пешеходный переход).
2.Фронтальный опрос.
- Как нужно ходить по тротуару?
- Какие правила нужно соблюдать , когда ждешь автобус или троллейбус?
- Что нужно сделать, если увидишь в транспорте оставленные вещи без присмотра?
- Что нужно сделать, если уронишь что-нибудь на рельсы в метро?
- Какой прибор – главный помощник безопасного движения?
3.Обобщение пройденного о светофоре (слайды 3), истории его изобретения (слайды 4-5)
Первый светофор появился в Лондоне сто лет назад. Он имел два цвета: красный и зелёный.
Специально поставленный человек поднимал кружок нужного цвета с помощью верёвки.
Первый светофор в России был установлен в 1929 году в Москве
- Кто из детей переходит перекресток правильно? ( слайд 6)
III.Самоопределение к деятельности.
- А кроме светофора что ещё может нам помочь в безопасном движении? (слайд 7)
- Как вы думаемее, ребята, какова тема нашего урока? (слайд 8)
- Что мы узнаем на сегодняшнем уроке? (слайд 9)
IV.Работа по теме урока.
1.История происхождения дорожных знаков (слайд 10)
В 1909 году на Международной конференции автомобилистов в г. Париже утверждены первые четыре дорожных знака.
2.Дорожный знак (пешеходный переход), принятый в разных странах (слайд 11)
3.Классификация дорожных знаков(слайд 12)
а) предупреждающие (в красном треугольнике); (слайд 13)
б) запрещающие знаки (в красном круге); (слайд 14)
в) предписывающие (синий круг); (слайд 15)
г) информационно-указательные или особых предписаний (синий закраш. квадрат или прямоуг.); (слайд 16)
д) знаки сервиса (синий незакр.квадрат или прямоуг.) (слайд 17)
4. – А сейчас давайте по знаку определим, к какой группе относится данный знак ? (слайд 18)
Регулировщик движения, если он находится на перекрестке, его сигналы являются преимущественными по отношению к дорожным знакам и сигналам светофора, которые тоже могут находиться на перекрестке.
Инспектор ДПС –это должностное лицо, осуществляющее надзор за правильностью действий водителей ,движением транспортных средств ; выполнением правил дорожного движения.
8. Игра лото для групп. «Дорожные знаки» (Слайд 28) ВКЛЮЧИТЬ ШТОРКИ
9. – Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах – строго соблюдать Правила дорожного движения! (слайд 29) фильм «НЕЛЬЗЯ!»нельзя? ШТОРКИ
V. Закрепление изученного материала.
Работа в рабочей тетради.
VI.Рефлексия.Подведение итогов.
- Какие знания на уроке получили?
- Где они вам пригодятся?
- Как нужно вести себя на улице, чтобы не нарушать правила дорожного движения?
1.Если ты не на машине,
А идешь пешком вперед,
Значит, помни, что отныне
Не водитель ты, а …
2.Здесь две дороги пересекаются,
Как это место называется?
3. Этот знак ну очень строг,
Говорит водителям он: ….
4. Этот стражник одноногий
Всех главнее на дороге.
У него всего 3 глаза,
Все его узнают сразу.
Каждый день ведет дозор
Одноногий…
5.По ней не только люди ходят,
По ней детей автобус в школу возит,
На ней разметка есть,
А знаков вдоль нее не счесть!
Не может быть тут вариантов много,
Ведь ответ один - …
6.Полосатый переход,
По нему идет народ.
Чтоб дорогу перейти,
Переход этот найди.
По нему пойдешь
И все машины замирают.
Как его все люди называют?
7.На дороге он стоит
«Следуй правилам!» он говорит,
И покажет, что да как
Ведь он дорожный…
VII.Домашнее задание: Учебник стр. 14 – 17, пересказывать и отвечать на вопросы.
Тетрадь стр. 9-11 (слайд 30)
Литература:
1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2 /А. А .Плешаков. 11-е изд. М.: Просвещение, 2010 – (Школа России).
2. Ю.Б. Орлов. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 4-6 классов. 3-е изд. М.: Просвещение, 2010.
3. О.Г. Муковникова. природоведение. 3 класс (Поурочные планы по учебнику А .А. Плешакова «Мир вокруг нас» Программа 1-4 класса. 2-е изд. Волгоград. «Учитель – А.С.Т.»
4. Е.А. Козловская, С.А. Козловский. дорожная безопасность: учебная книжка – тетрадь для 3-го, 4-го класса. Приложение к учебно-методическому пособию «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника» /Под. Общ. Ред. В. А. Федорова – М.: Издательский дом. Третий Рим, 2012.