СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты уроков по математике 3 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«s1701628_8»

Урок 17. Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились

Цели: учить решать задачи логического характера; закреплять знание порядка выполнения действий в выражениях; развивать умения рассуждать и делать выводы; прививать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать нестан­дартные задачи; выполнять действия в выражениях со скобками в правильном порядке; решать задачи по формуле произведения; устанавливать аналогии; рассуждать и делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Работа по учебнику

(Класс делится на группы по пять-шесть человек. Для работы в группах дается 10 мин (по 3—4 мин на задачу). Затем идет обсуждение, каждая группа предлагает свое решение задачи.)

1 (с. 28).

Решение

1) Измерим длину стороны одной фигуры и умножим на ко­личество сторон: 2 • 16 = 32 (см). Можно найти периметр одной фигуры и умножить на количество фигур: 2 • 4 • 4 = 32 (см).

На один рисунок идет 32 см. Оля хочет вышить по два узора на каждом рукаве блузки. Значит, всего ей понадобится 32 • 2 • 2 = 128 (см). 1 м = 100 см. 128 см 100 см, значит, 1 м тесьмы не хва­тит. Потребуется еще 128 см — 100 см = 28 см.

2) Денег хватит (можно объяснить прикидкой). №2 (с. 28).

Решение: 1 к. + 1 щ. = 8 кг. Значит, 2 к. + 2 щ. = 16 кг. По усло­вию 2 к. + 3 щ. = 22 кг. Значит, щенок весит 22 — 16 = 6 (кг), а котенок 8-6 = 2 (кг). №3(с.28). Варианты решения:

(4 + 4 + 4):4 = 3 44:4-4 = 7

(4-4)-4 + 4 = 4 4-4:4 + 4 = 8

(4-4 + 4): 4 = 5 (4 + 4)+ 4:4 = 9

(4 + 4): 4 + 4 = 6 (44 - 4): 4 = 10

(Необходимо разобрать все предложенные варианты.)

III. Физкультминутка

Солнце спит, и небо спит,

(Сложенные ладони приложить сначала к левой, а затем к правой щеке.)

Даже ветер не шумит.

(Покачать поднятыми вверх руками.)

Рано утром солнце встало,

(Руки вверх, потянуться.)

Всем лучи свои послало.

(Покачать поднятыми вверх руками.)

Вдруг повеял ветерок,

(Покачать разведенными в стороны руками.)

Небо тучей заволок

(Закрыть лицо руками.)

И деревья раскачал.

(Покачивания влево и вправо.)

Дождь по крышам застучал,

(Прыжки на месте.)

Барабанит дождь по крышам,

(Хлопки в ладоши.)

Солнце клонится все ниже.

(Наклоны вперед.)

Вот и спряталось за тучи,

(Присесть.)

Ни один не виден лучик.

(Встать, руки за спину.)

IV. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику №1,2 (с. 29).

- Посмотрите на задания. Что будем повторять, выполняя их? (Таблицу умножения и деления, связь компонентов и ре­зультата действий умножения и деления.)

(Устное выполнение. Учащиеся по цепочке называют ответы.) №6 (с. 29).

- Что мы будем закреплять при выполнении этого задания? (Умение решать задачи.)

- Что значит «на 6 кг меньше»? (Столько же, но без 6.)

- Объясните, что мы узнаем, выполнив действия, записанные ниже. (30 -6- привезли сухих груш; 30 + (30 —6) = 54 — при­везли сухих яблок и груш.)

7 (с. 29).

- Прочитайте задачу.

- Какие фрукты собрали? Сколько собрали слив, груш, яб­лок? Запишите условие задачи кратко.

Слив — 26 к.

Груш — ?, на 6 к.

Яблок — ?, на 5 к.

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, мы не знаем, сколько груш собрали.)

- Можем ли мы узнать, сколько собрали груш? (Да, на 6 корзин больше, чем слив: 26 + 6 = 32 (к.).)

- Что вы узнаете во втором действии? (Сколько собрали яблок: 32+ 5 = 37 (к.).)

11 (с. 30).

- Что мы повторим и закрепим, выполняя это задание? (Таблицу умножения, приемы сложения и вычитания двузначных чисел.)

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Ответы записаны на доске: 38,78,9, 3,6, 27, 80,60. Самооценка.)

V. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

VI. Подведение итогов урока

- Что мы повторили и закрепили сегодня на уроке?

- Что вам показалось особенно трудным?

- За что вы можете себя похвалить?

Домашнее задание

Учебник: № 9, 10, 12, цепочка примеров на полях (с. 30).



Просмотр содержимого документа
«s1701628_9»

Урок 18. Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3»

Цели: проверить знания, умения и навыки учащихся; развивать умение работать самостоятельно.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять по лученные знания, умения и навыки на практике; работать самостоятельно; контролировать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Контрольная работа

(Можно использовать тест (учебник, с. 32-33) или тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (тест по теме «Умножение и деление на 2 и 3», с. 21-23; контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3», с. 24-26).)

Урок 19. Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 4

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные и контрольной работе; составить таблицу умножения и деления с числом 4 и работать над ее запоминанием; закреплять знание порядка выполнения действий в выражениях, умение решать задачи и уравнения изученных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать причи­ны ошибок, допущенных в контрольной работе, и исправлять их; заполнять таблицу умножения и деления и пользоваться ею; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.

Ход урока

I. Организационный момент

Анализ контрольной работы

(Учащиеся просматривают свои контрольные работы и запол­няют таблицу.)

Умения

Ошибки (+ или —)

Решение задач в два действия


Знание таблицы умножения


Решение уравнений


Знание правил порядка выполнения действий


Сравнение единиц длины


Задание повышенной сложности


(Далее разбор типичных ошибок, выполнение работы над ошибками и подобных заданий из раздела «Что узнали. Чему научились».)

III. Самоопределение к деятельности

Вычислите. 4+4+4+4+4+4+4+4+4 (Учащиеся вслух прибавляют по 4.)

Можно ли посчитать быстрее? Что для этого нужно знать?

(Таблицу умножения с числом 4.)

Сформулируйте тему и задачи урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

- Откройте учебник на с. 34.

- Каким действием можно заменить умножение? (Сложением.)

- С какого примера начнем составлять таблицу умножения? Почему? (4 • 4, так как 2- 4иЗ • 4можно вычислить, пере­ставив множители местами.)

- Какой суммой можно заменить произведение 4 • 4? (4 + 4 + + 4 + 4 = 16.)

(Аналогично разбираются остальные примеры первого стол­бика.)

- Самостоятельно составьте таблицу умножения на 4. Что для этого нужно сделать? (Переставить множители местами.)

- Каким правилом вы будете пользоваться для составления таблицы деления? (Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.)

(Далее учащиеся составляют таблицу деления на 4 и таблицу деления с частным 4, комментируя по цепочке.)

- Таблицу умножения нужно выучить наизусть. Что делать, если забыл ответ в каком-то примере? (Заменить сложением и вычислить.)

V. Физкультминутка

Лучшие качели — гибкие лианы.

(Покачивания вперед и назад, вправо и влево.)

Это с колыбели знают обезьяны.

Кто весь век качается —

Да-да-да,

(Хлопки в ладоши.)

Тот не огорчается

Ни-ког-да!

(Прыжки на месте.)

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

2 (с. 34).

- Прочитайте задачу.

- Что называют ценой, стоимостью?

- Как находим стоимость? (Цену умножаем на количество.)

- Как находим цену? (Стоимость делим на количество.)

- Как находим количество? (Стоимость делим на цену.) (Учитель закрепляет на доске таблицу.)

с =

ц

к

ц =

с :

к

к=

с :

Ц

— Запишите условие задачи в таблицу и решите ее.

Цена

Количество

Стоимость

4 руб.

?

32 руб.

Решение: 32 :4 = 8 (р.). Ответ: продали 8 ручек. №4 (с. 34).

- Прочитайте задачу.

- Сколько человек работало в одной бригаде? (6.)

- Как узнать, сколько человек было в 3 бригадах? (По 6взять Зраза.)

- Решите задачу самостоятельно. (Проверка.)

Решение: 1)6-3 = 18 (м.); 2) 6 • 2 = 12 (м.).

Ответ: в 3 бригадах было 18 маляров, в 2 бригадах — 12 маляров. №5 (с. 34).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Взаимооценка.)

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 34). Самостоятельное выполне­ние. Проверка. Ответы записаны на доске: 4,12, 1, 55, 16.)

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

- Кто понял, почему допустил ошибки в контрольной работе?

- Разобрались ли вы, как выполнять такие задания?

- Кому нужна помощь?

Домашнее задание

Учебник: № 3, 6, задание на полях (с. 34).



Просмотр содержимого документа
«Урок 1, с.3»

Урок 1.

Тема: Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания

Цели: повторить нумерацию, устные и письменные приемы сложения и вычитания, приемы сравнения чисел; учить рассу­ждать и логически мыслить.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть числа до 100 в порядке их следования при счете; называть числа, следу­ющие и предшествующие данным; выполнять сложение и вычита­ние в пределах 100; работать по плану; сопоставлять свои действия с поставленной задачей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Знакомство с учебником

— Кто трудился, создавая для нас учебник? (Авторы, худож­ники.)

— Назовите авторов учебника. (Моро Мария Игнатьевна, Бантова Мария Александровна, Белътюкова Галина Васильевна и др.)

— Кто будет помогать вам при изучении математики? (Геоме­трический мальчик — Математик.)

(С этим персонажем учащиеся уже встречались во 2 классе. Человечка можно изготовить из картона или фанеры (части тела подвижны). Далее учитель на карточках показывает условные обозначения, учащиеся отвечают по памяти, что они обозначают, если забыли, читают в учебнике.)

— Что мы видим на полях книги? (Интересные задания, геоме­трический материал, задачи на смекалку и т. д.)

Мы с вами познакомились с новой книгой, она будет нашей помощницей целых полгода. Берегите ее, оберните и не забывайте пользоваться закладкой.

2. Устный счет

— Сосчитайте от 1 до 20.

— Сосчитайте десятками до 100.

— Назовите предыдущее число: 47, 60, 89, 41, 55.

— Назовите следующее число: 86, 90, 79, 21,47.

— Назовите соседей чисел: 46, 39, 70, 90.

— В каком числе 3 десятка 5 единиц, 9 десятков 7 единиц, 7 де­сятков 9 единиц, 3 десятка 3 единицы, 3 десятка 8 единиц, 1 десяток 4 единицы?

— Прочитайте числа. 20,44,65,89,21,78,38,86.

— Назовите те, в которых десятков больше, чем единиц. (20, 65, 21, 86.)

— Сравните числа.

26 О 28 90 О 9 20 О 10

76 О 67 22 О 12

Варианты рассуждений учащихся

1. Число 26 меньше, чем 28, так как 26 стоит в натуральном ряду левее, чем 28.

2. Сравниваем десятки: десятков поровну. Сравниваем еди­ницы: 6 единиц меньше, чем 8 единиц, значит, 26 меньше, чем 28.

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте на с. 3 учебника название первой темы. Почему там написано «продолжение»? (Эту тему мы начали изучать во 2 классе.)

— Прочитайте, что узнаем, чему научимся.

— Вычислите.

2+7 3+5 3-1 6-4

70-40 60 + 30 90-40 100-30

— Как найти значения выражений? (К единицам прибавляем (вычитаем) единицы, к десяткам — десятки.)

54 + 45 23 + 5 22 + 10

66-25 67-5 89-30

— Как из 56 вычесть 8?

- Как вы думаете, что мы будем сегодня повторять? (Устные и письменные приемы сложения и вычитания.)

- Проверьте себя. Прочитайте текст рядом с красной стрел­кой на с. 4 учебника.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику № 1 (с. 4).

- Чем похожи первый и четвертый примеры? (Десятки при­бавляем (вычитаем) к десяткам.)

- Чем похожи второй и третий примеры? (Сначала получаем круглое число, а потом прибавляем (вычитаем) все остальное.)

2 (с. 4). Варианты задач

3 + 7 - к школе подошли 3 взрослых и 7 детей. Сколько чело­век подошло к школе?

4 + 3 - к школе подошли 4 мальчика и 3 девочки. Сколько детей подошло к школе?

10 - 7 - к школе подошли 10 человек. Из них 7 детей, осталь­ные взрослые. Сколько взрослых подошло к школе?

4 - 3 - к школе подошли 3 девочки и 4 мальчика. На сколько меньше девочек подошло к школе, чем мальчиков?

3(с. 4).

(Первая строка - коллективно, с комментированием и запи­сью на доске, вторая строка - самостоятельно. Проверка. Ответы записаны на доске: 45, 32, 47, 32, 26. Самооценка.)

4 (с. 4).

(Устное выполнение.)

V. физкультминутка

Ветер дует нам в лицо, (Махи руками на себя.)

Закачалось деревцо. (Наклоны.)

Ветер тише, тише, тише, (Присесть.)

Деревцо все выше, выше. (Встать на носочки, потянуться.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

5 (с. 4).

- Прочитайте условие задачи и первый вопрос.

- Какую из схем будем заполнять и почему? (Вторую, так как в условии задачи есть сравнение.)


- Заполните схему. Решите задачу.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка. Само­оценка.)

— Прочитайте второй вопрос. Что изменится в схеме? (По­явится фигурная скобка.)

— Сможем сразу ответить на вопрос? Запишите решение за­дачи выражением.

(Ученик, решивший задачу первым, записывает решение на доске: 8 + (8 — 3) = 13 (кг). Проверка. Самооценка.)

6 (с. 4).

(Самостоятельное выполнение. Тем, кто испытывает затруд­нения, учитель дает карточку-помощницу.)

(По ходу работы к доске выходят учащиеся, решившие задачу разными способами, и объясняют свой способ решения.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1, 2 (с. 3).

(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу. Само­оценка.)

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 4). Самостоятельное выполне­ние. Проверка по образцу.) Решение: 40 - 8 = 30 + 2 26 + 4 = 23 + 7

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что повторили сегодня на уроке?

— Чем полезен был урок для вас?

— Над чем вам нужно еще поработать?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: № 3 (с. 3), 4 (с. 4).



Просмотр содержимого документа
«Урок 100 с.54»

Урок 100. Единицы массы. Грамм

Цели: познакомить с новой единицей массы — граммом и со­отношением между граммом и килограммом; познакомить с рим­скими цифрами; закреплять вычислительные навыки, умение ре­шать задачи изученных видов; прививать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся взвешивать предметы и сравнивать их по массе; решать задачи изученных видов; анализировать и делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Математический диктант

1. Запишите число, соседи которого числа 499 и 501.

2. Запишите самое маленькое трехзначное число.

3. Запишите самое большое трехзначное число.

4. Запишите число, которое:

а) на 1 меньше, чем самое маленькое четырехзначное число;

б) на 1 сотню больше, чем самое большое двузначное число;

в) в 100 раз больше, чем самое большое однозначное число;

г) на 600 больше, чем самое маленькое однозначное число;

д) в 100 раз меньше самого маленького трехзначного числа;

е) на 100 меньше самого маленького трехзначного числа.

5. Запишите соседей числа, в котором 3 сотни.

2. Римская нумерация

Как люди научились записывать цифры? В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Записи делались в виде зарубок на палках или костях животных, в виде узелков, в виде отложенных камешков.

Очень разные и порой забавные были эти «цифры» у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывались с помощью соответствующего количества палочек.

- Запишите этим способом числа 1, 2, 3. (Три ученика выходят к доске и записывают.) I, II, III.

- А число 10 обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы записать число 15, ставили подкову и 5 палочек.

- Запишите этим способом число 17.

- Как вы думаете, почему мы сегодня вспомнили о римских цифрах?

(Учитель показывает часы, книги, на корешке которых изо­бражены римские цифры.)

Римские цифры довольно часто употребляются и в наши дни.

- Где вы уже встречались с этими цифрами?

- Чем похоже это письмо на египетское?

Мы с вами уже знаем, как записать римскими цифрами числа 1,2,3.

(Учитель закрепляет на доске карточки с этими цифрами.)

- А как записать число 5? Внимательно посмотрите на свою руку.

(Учитель поднимает свою руку, сомкнув четыре пальца, и большой отогнув, затем закрепляет на доске карточку: V.)

- Как вы думаете, как записать число 10? Из чего оно состоит? (Из двух цифр 5.)

(Учитель поднимает две руки, затем закрепляет на доске кар­точку: X.)

- Как же записать цифру 4, используя предыдущие цифры? (Ответы детей.)

Запись числа основана на математическом действии вычи­тании. От пяти отнимали один и ставили перед цифрой «пять».

- Кто догадался, как записать цифру 4, и может показать на доске?

(Желающий ученик выходит к доске и записывает. Если таких не найдется, учитель закрепляет карточку: IV.)

Запись цифр 6, 7, 8 основана на арифметическом действии сложении: нужное количество палочек приписывали справа.

(Один ученик записывает цифры на доске: VI, VII, VIII.)

- Подумайте, как записать число 9. (От 10 отнять 1.) (Один ученик записывает на доске: IX.)

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель показывает два предмета, одинаковых по форме и размеру, но разных по цвету.)

- Сравните эти два предмета. (Они разного цвета.) (Учитель показывает два предмета, разных по форме и оди­наковых по цвету.

- Чем отличаются эти предметы? (Они разной формы.) (Учитель показывает два пакета, одинаковых по цвету и фор­ме, но разных по размеру.)

- Чем отличаются эти предметы? (Они разного размера.)

(Учитель показывает два предмета, одинаковых по форме, размеру и цвету, но разных по массе (массу взять точную, например 3 кг и 4 кг).)

— Чем отличаются эти предметы?

(Учащиеся затрудняются с ответом. Учитель вызывает одного ученика к доске и просит взять предметы в разные руки. Ученик говорит, что один предмет тяжелее, а другой — легче.)

— Как называется величина, которая позволяет сравнить, какой предмет тяжелее, а какой легче? (Масса.)

— В чем измеряется масса? (В килограммах.)

(Учитель взвешивает предметы и записывает их массу. Затем он показывает два предмета, например два яблока, которые трудно сравнить по массе, взяв их в руки. Несколько учеников по очере­ди выходят к доске и пытаются определить, какое яблоко легче, а какое тяжелее.)

— Как определить массу каждого яблока? (Нужно взвесить их.)

— Могу ли я использовать для этого гирю в 1 кг? (Нет, так как яблоки весят меньше J кг.)

— Что же делать? (Нужно использовать гири меньше 1 кг.)

— А кто из вас знает, как называется единица массы меньше килограмма? (Ответы детей.)

— Сформулируйте тему и задачи урока.

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

— Прочитайте теоретический материал на с. 54.

— Какие единицы измерения массы вы теперь знаете? (Гр и килограмм.)

— Сколько граммов в 1 кг? (/ кг = 1000г.)

— Что можно измерять в килограммах?

— Массу каких предметов можно измерить с помощью гирь меньше килограмма?

(Можно провести практическую работу по взвешиванию мел­ких предметов: ручки, книги, пенала и т. д.) №1(с.54). (Устное выполнение.)

2 (с. 54).

— Прочитайте условие задачи.

— Какие вопросы можно поставить к этому условию? (Учащиеся ставят вопросы по типам задач: на нахождение

суммы двух произведений, на разностное сравнение, на кратное сравнение. Далее каждый ученик самостоятельно решает свою задачу. Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее осталь­ных, дополнительно можно предложить выполнить № 5 (с. 54).)

V. Физкультминутка

Раз, два — стоит ракета. (Руки вверх.)

Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)

Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопки в ладоши.)

А потом на каждый счет. (Шаги на месте.)

Раз, два, три, четыре — (Хлопки в ладоши.)

Руки выше, плечи шире. (Руки вверх, затем вниз.)

Раз, два, три, четыре — (Хлопки в ладоши.)

И на месте походили. (Шаги на месте.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№3(с. 54).

- Что неизвестно в уравнениях? Как вы будете искать?

- Решите уравнения самостоятельно.

(Три ученика работают у доски. Взаимопроверка.)

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

23 (с. 45). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

24 (с. 46). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 54). Самостоятельное выполне­ние. Взаимопроверка.)

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

- С какой единицей измерения мы познакомились на уроке?

- Кто хорошо понял тему?

- Чем вам запомнился сегодняшний урок?

- Какое задание было самым интересным?

Домашнее задание

Учебник: № 4 (с. 54). Рабочая тетрадь: № 25 (с. 46).



Просмотр содержимого документа
«Урок 101 с.60»

Урок 101. Закрепление изученного

Цель: закреплять умения читать, записывать и сравнивать трехзначные числа, решать задачи изученных видов, вычисли­тельные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифициро­вать изученные вычислительные приемы и применять их; решать задачи изученных видов; анализировать и делать выводы; работать в парах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа по учебнику №4 (с. 58), 12 (с. 59).

(У доски работают два ученика.)

2. Устный счет Игра «Молчанка»


20

25

13

10

9

19

0

4









80

84

64

40

56

60

0

:4








3. Минутка для любознательных (работа по учебнику)

1 (с. 56).

(Работа в парах. Проверка.)

— Кто нарисовал пейзаж? (Костя.) №2 (с. 57). (Самостоятельное выполнение.)

Ответ: у Алеши 16 машинок, у Коли — 5, у Вани — 7. (Проверка индивидуальной работы у доски.)

III. Работа по теме урока Работа по учебнику

8 (с. 58). (Первые два столбика - коллективно, с комментированием, последний столбик — самостоятельно. Взаимопроверка.)

9 (с. 58).

— Что нужно уметь делать, чтобы правильно решить эти при­меры? (Выделять в числе разрядные слагаемые.)

(Работа в парах. Учащиеся решают примеры по очереди. Проверка.)

IV. Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом. (Шаги на месте.)

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают. (Взмахи руками.)

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились. (Легкий бег на носках, дети машут руками, кружатся.)

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику №19 (с. 60).

- Прочитайте задачу.

- Как удобнее выполнить краткую запись? (С помощью таб­лицы.)

- Как назовем столбики таблицы?

- Заполните таблицу.

— Решите задачу самостоятельно.

(Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 60).)

2. Самостоятельная работа

(Текст самостоятельной работы каждый ученик получает на отдельном листе. На обратной стороне записаны ответы.) 1. Запиши числа в порядке возрастания и расшифруй слово.

Общая масса пакетов

570

350

294

705

750

249

530

Ч

Л

Т

Н

О

О

И

2. Выпиши только суммы разрядных слагаемых.

300 + 200 + 5 950 + 5 500 + 7

653 +10 400 + 60 + 4 500 + 50

3. Вычисли.

400 + 70 + 6 370-70+1 543 - 3-1

600 + 99+1 500 + 23 341 - 300

4. Реши задачу.

Оля купила 250 см тесьмы, а Даша — на 50 см меньше. Сколько сантиметров тесьмы купили девочки вместе? Вырази ответ в ме­трах и сантиметрах.

(Для самостоятельной работы можно также предложить зада­ния учебника: № 6 (с. 58), 20 (с. 60).)

VI. Рефлексия

— Выполните вычисления. Расставьте буквы в таблице в со­ответствии с ответами и расшифруйте слово.

45:3(Х) 13 -7 (В) 725-700 (У)

320+ 9 (С) 81:3(П)

96 : 6 (О) 405 + 60 (Е) 399 + 1 (!)

25

329

27

465

15

16

91

400









Ответ: успехов!

VII. Подведение итогов урока

— Какие знания и умения мы закрепляли сегодня на уроке?

— Кому сегодня удалось сделать то, что не получалось раньше'

— Какое задание было самым интересным?

Домашнее задание

Учебник: № 18, 26 (с. 60).



Просмотр содержимого документа
«Урок 102 с.61»

Урок 102. Закрепление изученного

Цель: закреплять вычислительные навыки, умение решать за дачи изученных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифициро­вать изученные вычислительные приемы и применять их; решать задачи изученных видов; анализировать и делать выводы; работать в парах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Математический диктант

(Учитель читает высказывания. Если учащиеся согласны, он ставят знак +, если нет — знак —.)

1. 360 - 70 = 29, так как 36 дес. - 7 дес. = 29 дес. (-)

2. Сумма чисел 540 и 450 равна 990. (+)

3. Если из 500 вычесть 320, то получится 280. (—)

4. Из задуманного числа вычли 40 и получили 340. Задуманное число 300. (-)

5. К 560 нужно прибавить 80, чтобы получилось 640. (+)

6. Сумма чисел 600 и 300 больше, чем число 700, на 200. (+)

7. Из 600 сумма чисел 240 и 280 не вычитается. (-)

8. Если 400 уменьшить на 160, получится 240. (+)

9. 650 больше 170 на 480. (+)

10. 770 - это сумма чисел 680 и 90. (+)

2. Работа с именованными числами

- Вставьте пропущенные числа.

4м16см = Псм

5000г = Пкг

420 см = □ м □ дм

4 м 3 см = □ см

4 кг = □ г

1 мин = □ с

3. Минутка для любознательных (работа по учебнику) (Работа в группах. Каждая группа получает карточки-помощницы.)

1 (с. 55) 1-я группа.

2 (с. 55) — 2-я группа.

3 сут. = □ ч


Расход ткани на обивку одно­го предмета

Количество предметов

Общий расход ткани

Диваны




Кресла




3 (с. 55) — 3-я группа.


Расход ткани на обивку одно­го предмета

Количество предметов

Общий расход ткани

{онты




11алатки




4 (с. 55) — 4-я группа.

Первый выпуск — 30 руб." Второй выпуск — 31 руб. Третий выпуск — 29 руб.

(Проверка. По одному представителю от каждой группу отчитываются о проделанной работе.)

III. Работа по теме урока Работа по учебнику №24 (с. 60).

— Прочитайте задачу. Обратите внимание на единицы

— Что нужно сделать прежде, чем решать задачу?

— Выполните необходимые преобразования. (1 ч 10 л = 70 мин.)

— Решите задачу самостоятельно.

27(с. 61). (Задание 1 — коллективно, с комментированием, задании устно.)

29 (с. 61). (Устное выполнение по цепочке.)

IV. Физкультминутка

Чтоб получше нам размяться,

Будем ниже наклоняться.

Наклоняемся вперед,

А потом наоборот. (Наклоны вперед и назад.)

Вот еще одно заданье —

Выполняем приседанья.

Не ленитесь приседать!

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы шагаем дружно, бодро,

Но пора закончить отдых. (Шаги на месте.)

V. Продолжение работы по теме урока

Самостоятельная работа

(Текст самостоятельной работы каждый ученик пол

на отдельном листе.)

Вариант 1

1. Представь числа в виде суммы разрядных слагаемых. 670,501,333,974.

2. Вычисли.

200 + 70 + 2 560-60+1 435-5-1

200 + 99+1 900 + 76 654 - 600

  1. Длина комнаты 540 см, а ширина на 40 см меньше. Найди триметр комнаты. Вырази ответ в метрах и сантиметрах.

Вариант 2

1. Представь числа в виде суммы разрядных слагаемых. 790, 302, 683, 999.

2. Вычисли.

500 + 60 + 2 760-60+1 685-5-1

400 + 99+1 500 + 96 854 - 800

3. Длина теплицы 750 см, а ширина на 100 см меньше. Найди периметр теплицы. Вырази ответ в метрах и сантиметрах.

VI. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

- Какие знания и умения мы закрепляли сегодня на уроке?

- Какое задание было самым интересным?

- Что вам показалось трудным?

Домашнее задание

Задания учебника на усмотрение учителя (с. 58—61).



Просмотр содержимого документа
«Урок 103-104 с.66»

Урок 103. Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000»

Цели: проверить знания, умения и навыки учащихся; разви­вать умение работать самостоятельно.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять по­мученные знания, умения и навыки на практике; работать само­стоятельно; контролировать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Контрольная работа

(Текст контрольной работы каждый ученик получает на от­дельном листе.)

Вариант 1

1. Реши задачу.

В столовой за два дня израсходовали 70 кг муки из одинаковых пакетов. В первый день израсходовали 8 пакетов по 5 кг. Сколько пакетов израсходовали во второй день?

2. Вычисли.

600 + 70 + 9 840-40+1 458-8-1

700 + 99+1 905 + 70 354 - 300

3. Вставь пропущенные числа.

□ м 28 см = 628 см 780 см = □ м □ см

3 м 60 см = □ см 42 дм 3 см = □ см

4. Длина участка 18 м, ширина на 6 м меньше. Найди периметр участка.

5*. Катя старше Вали, а Нина старше Кати, но младше Светы. Запиши имена девочек в порядке уменьшения их возрастов.

Вариант 2

1. Реши задачу.

На пошив одного халата идет 2 м ткани. На пошив 8 пижам нужно столько же ткани, что и на пошив 12 халатов. Сколько ме­тров ткани идет на пошив одной пижамы?

2. Вычисли.

300 + 50 + 9 840-40-1 468-8-1

800 + 99+1 340 + 6 657 - 50

3. Вставь пропущенные числа.

□ м 34 см = 634 см 693 см = □ м □ см

8 м 60 см = П см 48 дм 2 см = □ см

4. Длина спортивного зала 20 м, а ширина на 10 м меньше. Найди площадь зала.

5*. В квартирах № 1, 2 и 3 жили три котенка: белый, черный и рыжий. В квартирах № 1 и 2 жил не черный котенок. Белый котенок жил не в квартире № 1. В какой квартире жил каждый котенок?

(Можно использовать тест (учебник, с. 63-63).)

Урок 104. Анализ контрольной работы. Приемы устных вычислений

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольной работе; познакомить с приемами устных вычисле­ний с трехзначными числами, оканчивающимися нулями; закреп­лять знание нумерации в пределах 1000, умение решать задачи изученных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать при­чини ошибок, допущенных в контрольной работе, и исправлять

их; выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел, окан­чивающихся нулями; решать задачи изученных видов; изменять условие и вопрос задачи по данному решению; анализировать и делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольной работы

(Учащиеся просматривают свои контрольные работы и запол­ни ют таблицу.)

Умения

Ошибки (+ или -)

Решение задач


11редставление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых


Выражение более крупных единиц длины в более мелких и наоборот


Вычисление периметра и площади прямоугольника


Задание повышенной сложности


(Далее коллективный разбор ошибок и самостоятельная рабо­та по карточкам. Учащиеся получают карточки с теми заданиями, в которых допустили ошибки в контрольной работе.)

Решение задач

— Заполни таблицу и исправь ошибку в решении задачи.

Вариант 1


Масса одного пакета

Количество пакетов

Общая масса пакетов

Первый день




Второй день




Вариант 2


Расход ткани на один предмет

Количество предметов

Общий расход ткани

Халат




Пижама




Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных сла­гаемых

— Представь число 345 в виде суммы разрядных слагаемых. Используя эти данные, выполни вычисления.

— Сосчитай и запиши ответ.

500 + 50 + 7 577 - 70 -430-30

531-500 108 - 8 600 + 99+1

700 + 5 404 + 70

— Выпиши свою ошибку из контрольной работы и реши при­мер по данному алгоритму.

Выражение более крупных единиц длины в более мелких и на­оборот

— Пользуясь указанными соотношениями, вырази в новых единицах измерения.

1 м = 10 дм

1 м = 100 см

1 дм =10 см

1 дм = 100 мм

1 см = 10 мм

4 м 6 дм 5 см = 400 см + 60 см + 5 см = 465 см

3 м 4 дм = □ см

506 см = □ м □ см

43 дм = П м П см

— Выпиши свою ошибку из контрольной работы и реши при­мер по образцу.

(Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют задания учебника (с. 64).)

III. Самоопределение к деятельности

— Рассмотрите примеры.

3 + 4 60+10 100 + 400

5+1 30 + 20 700 + 200

9-6 70-50 600 - 500

6-2 40-30 900 - 300

— Чем похожи примеры первого столбика? (Примеры на сло­жение и вычитание однозначных чисел.)

— Решите примеры.

— Чем похожи примеры второго столбика? (Примеры на сло­жение и вычитание круглых двузначных чисел.)

— Как складывать и вычитать круглые двузначные числа?

— Решите примеры.

— Чем похожи примеры третьего столбика? (Примеры на сло­жение и вычитание круглых трехзначных чисел.)

— Как складывать и вычитать круглые трехзначные числа? (Мы еще не решали такие примеры.)

— Сформулируйте тему и задачи урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте теоретический материал на с. 66.

— Как нашли значение первого выражения? (Заменили числа сотнями: 300 — это 3 сотни, 200 — 2 сотни, сложили и полу­чили 5 сотен, т. е. 500.)

Чтобы не ошибиться в вычислениях, мы с вами будем выде­лять сотни и десятки карандашом.

(Учитель записывает примеры на доске.) 300 + 200 = 500

— Сколько сотен в каждом числе второго выражения? (8и 6.)

— Сколько сотен получили при вычитании? (2.)

— Какое это число? (200.) 800 - 600 = 200

— Что выделим в третьем выражении? (Десятки.)

— Сколько десятков в числе 120? (12.)

— Сколько десятков в числе 50? (5.)

— Сколько десятков получили при вычитании? (7.)

— Какое это число? (70.) 120 - 5_0 = 70

(Аналогично разбираются остальные выражения.) М 1 (с. 66).

(Первая строка — коллективно, с устным объяснением и запи­сью на доске, вторая строка — самостоятельно. Проверка.)

2 (с. 66).

— Прочитайте задачу.

— Составьте краткую запись.

(Краткая запись составляется под руководством ученика.)

— Запишите решение и ответ задачи самостоятельно. (Один ученик работает у доски. Проверка.)

V. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Застилаю я кровать,

Чищу зубы, мою уши,

Пять минут стою под душем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Рано я люблю вставать.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику №4 (с. 66).

— Прочитайте задание. Выскажите свое мнение: соответствует ли выражение составленной задаче?

— Составьте краткую запись к задаче ученика.

— Какое действие будет первым?

— Как обозначить в выражении, что это действие первое?

— Какое действие будет вторым?

— Сравните выражение, составленное нами, с выражением ученика.

— Какой сделаете вывод? (Выражение составлено неверно.)

— В чем ошибка? (Нет скобок.)

— Какую ошибку допустил ученик? (Неверно поставил вопрос.)

— Как его изменить? (Сколько денег было у Кати и Коли?)

— Что надо изменить в выражении, чтобы решение данной задачи было верным? (Поставить скобки.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

1 (с. 47). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

3(с. 47). (Работа в парах. Проверка. Тем, кто справится с заданиями быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание учебника: № 7 (с. 66).)

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 66). Самостоятельное выполне­ние. Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

(Можно использовать тетрадь для самостоятельных и кон­трольных работ (самостоятельная работа 19, с. 66—68).)

VIII. Подведение итогов урока

— Чему вы научились сегодня на уроке?

— Кто хорошо понял тему?

— Что помогло понять новый вычислительный прием?

— Какое задание было самым интересным?

Домашнее задание

Учебник: №5,6 (с. 66).



Просмотр содержимого документа
«Урок 105 с.67»

Урок 105. Приемы устных вычислений вида 450 + 30, 620 - 200

Цели: познакомить с приемами устных вычислений вида 450 + 30, 620 — 200; закреплять умения выполнять деление с остатком, ре­шать задачи изученных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание вида 450 + 30, 620 — 200; решать задачи изученных видов; выполнять деление с остатком; анализировать и делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет Игра «Новоселье»

(На доске нарисованы три домика (по одному для каждого ряда). Учащиеся по очереди выходят к доске и вписывают числа в окошки. Выигрывает ряд, заполнивший окошки первым и не до­пустивший ошибок.)

2. Работа над задачами

— Решите задачи.

• В первый день в школу привезли 40 парт, во второй день — 20. Парты расставили поровну в 3 класса. Сколько парт по­ставили в каждый класс?

• Брат и сестра сорвали 32 сливы, 8 слив они отдали маме, а остальные поделили поровну. Сколько слив получил каждый?

• Мама купила дочерям тесьму. Девочки измерили ее. У Све­ты получилось 1 м 50 см, у Оли — 15 дм, у Сони — 150 см. Ошибся ли кто-то из девочек?

3. Минутка для любознательных

— Загадайте любое число от 10 до 19. Затем вычтите из заду­манного числа сумму его цифр. У вас получилось 9. (Чис­ло 11, сумма чисел 1 + 1=2, 11 —2 = 9, число 12, сумма чисел 1 + 2 = 3, 12-3 = 9.)

— Кто догадался, почему так получается?

III. Самоопределение к деятельности

— Рассмотрите выражения.

45 + 4 450 + 40

45-4 450 - 40

64 + 3 640 + 30

64-3 640 - 30

— По какому признаку выражения разделили на группы? (В первом столбике к двузначному числу прибавляют одно­значное, во втором — к трехзначному двузначное.)

— Как выполнить вычисления в первом столбике? (К единицам прибавить единицы, к десяткам — десятки; из единиц вычесть единицы, из десятков — десятки.)

— Чем похожи выражения в столбиках? (В них одинаковые цифры.)

— Сколько десятков в каждом числе? (450— 45 дec, 40— 4 дec. и т. д.)

— Как выполнить вычисления во втором столбике? (Учащиеся комментируют решение примеров, учитель запи­сывает выражения в третий столбик.)

45 дес. + 4 дес. 45 дес. — 4 дес. 64 дес. + 3 дес. 64 дес. — 3 дес.

— Что вы заметили? (Теперь числа в первом столбике такие же, как в третьем.)

— Кто догадался, как еще можно выполнить вычисления во втором столбике? (К сотням прибавить сотни, к десят­кам — десятки.)

(Учитель делает запись на доске.)

450 + 40 = 400 + (50 + 40) = 400 + 90 = 490

— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Выполнять вы­числения с трехзначными числами, оканчивающимися нулями, разными способами.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

— Объясните, как выполняли вычисления на с. 67.

1 (с. 67). (Первая строка — коллективно, с устным объяснением и запи­сью на доске, вторая строка — самостоятельно. Проверка.)

2 (с. 67). (Устное выполнение.)

V. Физкультминутка

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим —

Раз, два, три, четыре, пять! (Руки к плечам, вращение руками вперед и назад.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

3(с. 67).

— Прочитайте задачу.

— Обратите внимание на единицы массы, указанные в задаче. Что нужно сделать, прежде чем решать задачу? (Выразить данные в одинаковых единицах измерения.)

— Сколько граммов в 1 кг? (1 кг = 1000г.)

— Решите задачу самостоятельно.

(Можно сделать схематический чертеж. Взаимопроверка.)

4 (с. 67).

— Прочитайте задачу.

— Что такое площадь? (Часть плоскости, ограниченная замк­нутой линией.)

— Какой формы участок стены? (Прямоугольной.)

— Какой формы плитки? (Квадратной.)

— Как посчитать, сколько плиток площадью 1 дм2 нужно на весь участок стены? (Ответы детей.)

— Какой способ рациональнее? (Нужно вычислить площадь этого участка, а затем вычислить, сколько раз плитку с указанной площадью можно уложить на участке.)

— Как вычислить площадь участка? (Длину умножить на ши­рину.)

— Запишите решение и ответ задачи самостоятельно.

Решение:

1) 6 • 4 = 24 (дм2) — площадь участка;

2) 24 : 1 = 24 (п.).

Ответ: потребуется 24 плитки.

— Самостоятельно вычислите, сколько понадобится плиток площадью 2 дм2.

7 (с. 67).

— Какие остатки могут получиться при делении на эти числа?

— Решите примеры самостоятельно. (Взаимопроверка.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 6 (с. 49).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

7 (с. 49).

(Работа в парах. Проверка. Тем, кто справится с заданиями быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание учебника: № 8 (с. 67).)

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 67). Самостоятельное выполне­ние. Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Чему вы научились сегодня на уроке?

— Кто хорошо понял тему?

— Кому нужна помощь?

— Что помогло понять новый вычислительный прием?

— Какое задание было самым интересным?

Домашнее задание

Учебник: №5,6 (с. 67).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!