СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по надпредметному курсу "Мир деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по внеурочной деятельности "Зачем ученику домашнее задание" 1 класс "Мир деятельности". 

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по надпредметному курсу "Мир деятельности"»

Мир деятельности 1 класс

Тема" "Зачем ученику домашнее задание"

Цель: Способствовать формированию представлений об учебной деятельности вне уроков.

Задачи: 1.Раскрыть значимость выполнения домашнего задания для ученика.

2.Организовать постановку учащимися перед собой основных общих целей выполнения домашнего задания и вывести алгоритм его выполнения.

Планируемые результаты:

Предметные: Научить формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из содержания выявленных проблем.

Познавательные: Добывать новые знания, находить ответы, на поставленные вопросы, используя информацию, полученную на занятиях, свой жизненный опыт. понимать значимость выполнения домашнего задания; знать алгоритм его выполнения.

Личностные: Формирование личностного смысла учения; учить проводить самооценку деятельности

Коммуникативные: Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; упражнять в применении правил поведения и общения в паре,группе.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

принимать и сохранять учебную задачу. Использовать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

План урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

  2. Актуализация знаний.

  3. Фиксация причины затруднения.

  4. Построение проекта выхода из затруднения.

  5. Реализация построенного проекта.

  6. Первичное закрепление во внешней речи.

  7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

  8. Включение в систему знаний.

  9. Рефлексия деятельности на уроке.



Оборудование:

1. Эталон "Два основных этапа учебной деятельности".

2. Изображение Смайлика.

3. Мультфильм " Маша и медведь"

4. Изображение шагов первого этапа учебной деятельности.

5. Эталон "Домашнее задание".

6. Алгоритм выполнения домашнего задания.

7. Слова для выбора на этапе пробного действия: "не нужно", "повторить", "Научиться", "показать маме"

7. Разрезной материал.

8. Наклейки к уроку.

9. Эталон к уроку.

10 Презентация к уроку.14.: слайды 1-8

11 .Чистый лист А4 для работы в группах (5шт.)



Основные структурные элементы урока:

    1. Новое знание, которое открывают для себя ученики: 1) цель выполнения домашнего задания — повторить и научиться; 2) алгоритм выполнения домашнего задания.

    2. Пробное действие учащегося: выбрать из предложенных карточек ответ на вопрос:«Зачем ученику домашнее задание?»

    3. Фиксация затруднения: «Я пока не могу точно ответить на вопрос: “Зачем ученику домашнее задание?”»

    4. Фиксация причины затруднения: «Я пока не знаю, зачем ученику домашнее задание».

    5. Цель деятельности учащегося: «Узнать правильный ответ на вопрос: “Зачем ученику домашнее задание?”»

    6. Фиксация нового знания: 1) в речи; 2) с помощью эталона, в котором зафиксирована цель выполнения домашнего задания: повторить и (или) научиться.



























Ход занятия

I этап. Мотивация к деятельности деятельность

Цель

- мотивировать учащихся на изучение темы;

-создать благоприятную рабочую обстановку;


фрагмент мультфильмаф " Маша и Медведь."

-Для чего Маша попросила Мишу сделать школу? (учиться)

-А что значит учиться? (делаю всё сам выясняем, что мы не знаем и сами находим способ)

-А как выяснить, что мы не знаем?

  • повторить

  • обобщить то , что повторили

  • найти что-то новое

  • выполнить пробное действие

  • остановиться и подумать

-Какие качества возьмёте на урок, чтобы добиться успеха в учёбе?

- Я вам желаю активности. В чём выражается активность в учении? ( С желанием выполнять все задания)

- Что себе и другим пожелаем?

- Желаю УСПЕХА


Фронтальная беседа

2 этап. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в пробном действии.

Цель

-зафиксировать затруднение, связанное с «незнанием»

-формирование коммуникативных УУД, посредством работы в группах

  • Напомните этапы учебной деятельности. (Выяснить, что мы не знаем и самим найти способ)

  • Зачем мы проходим все эти этапы?(чтобы узнать что-то новое)

  • А где вы можете узнать новое? на уроках, в секциях, в музыкальной школе, дома...

  • -Да, вы правы, учиться можно не только в школе и в секциях, но и ДОМА.

  • -Как вы называете задание, которое я предлагаю вам выполнить дома? (домашнее задание)

  • Сегодня мы поговорим о домашнее задании .Это важная часть жизни любого ученика, т.к. он встречается с ним каждый день.

  • -Вот однажды Смайлик спросил себя: - А зачем ученику домашнее задание?

  • А вы задавали себе такой вопрос?

Задание на пробное действие

  • -Я предлагаю выполнить пробное действие: выберите из предложенных карточек ответ на вопрос "Зачем ученику домашнее задание."( Для выполнения задания детям раздаётся разрезной материал)

  • Выберите и по моей команде поднимите их.(варианты ответов)

  • не нужно

  • научиться

  • показать маме

  • повторить

  • Посмотрите друг на друга, что вы видите? (у всех разные ответы)

  • Кто сможет из вас обосновать свой выбор?

  • Кто не может?

  • Значит мы встретились с ЗАТРУДНЕНИЕМ.

  • К чему ведёт нас затруднение? (к новым знаниям)

  • Что надо сделать, когда мы столкнулись с затруднением?(остановиться и подумать)




Учащиеся вспоминают правила работы в группе.


Учащиеся в группах выполняют задание, проверяют по эталону


Учебный

диалог








Учащиеся самостоятельно выполняют задание



Учащиеся приводят примеры из своего опыта.


Учащиеся испытывают затруднение

Фиксация ?

3 этап. Выявление и фиксация причины затруднения


Цель:

- фиксация проблемы;

- поиск её решения

  • Какое задание вы выполняли? (Нам надо было выбрать карточки, которые отвечают на вопрос: «Зачем ученику домашнее задание?»)

  • Из каких карточек вы выбирали? (Не нужно, повторить, научиться, показать маме.)

  • Почему вы не смогли выбрать правильный ответ на вопрос? (Мы ещё не знаем, зачем ученику домашнее задание.)


Учитель обобщает ответы детей

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения


Цель

- определение темы и цели урока



  • Тогда сформулируйте тему сегодняшнего урока? («Зачем ученику домашнее задание?» )

  • Значит, какую цель вы перед собой поставите? (Узнать, зачем ученику домашнее задание.)

Учитель фиксирует на доске тему





5 этап. Реализация построенного проекта

Цель

- проверка полученных выводов

-Я предлагаю вам в группах выполнить задание: читаю ситуации, а вы определяете результат выполнения учеников работы дома - если положительный результат, то +, если нет, то -.

- Свои результаты вы будете записывать на чистом листе.

1 2 3 4

Ситуация 1. «Саша думал, что очень хорошо разобрался в новой теме, поэтому решил, что ему не нужно выполнять похожее задание дома. На следующий день при выполнении самостоятельной ра- боты он допустил ошибки».

Ситуация 2. «Оля пропустила по болезни новую тему. Дома она сама выполнила домашнее задание и научилась решать примеры на новое правило. На следующем уроке самостоятельную работу она сделала без ошибок».

Ситуация 3. «Аня заигралась и не выполнила домашнее задание. Перед приходом мамы она списала решение у подруги и показала его маме. На следующий день Аня на уроке не справилась с похожим заданием».

Ситуация 4. «Гена очень хорошо разобрался в новой теме, но решил, что ему надо повторить прави- ло и выполнил похожее задание дома. На следующий день при выполнении самостоятельной работы он быстро и без ошибок справился с заданием».

Результаты групп выставляются на доске

Что у вас получилось?(вывешивают на доску)

-Под каким номером стоит +?( 2,4)

-А ситуации , в которых получен отрицательный результат вам подходят? (нет)

-Уберём их.

-Теперь, сделайте вывод зачем ученику домашнее задание?(повторить, то что узнали

научиться новому)

-Откроем новый эталон и проверим правильность вывода.

-Вы верно составили эталон?

-Заполните с помощью наклеек эталон в учебнике.

-Смайлик решил вам помочь его запомнить: что он делает на 1 картинке?(тренируется)

на 2 картинке?(используя известные данные, сам добывает новое знание)

- Молодцы!

- В конце урока я вам выдам эталон, который вы сегодня открыли, и вы сможете каждый раз определять для себя цель выполнения домашней работы.

-Теперь я предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка


Учитель раздаёт каждой группе чистый лист и демонстрирует образец записи результатов на доске

Учитель зачитывает ситуации
























Учитель фиксирует на доске выводы учеников

Анализ картинки


6 этап. Первичное закрепление во внешней речи

Цель

- выполнение задания с проговариванием


- Новое знание вы открыли, что же теперь нужно сделать ? ( потренироваться)

Игра "Диктор"

-Давайте хором озвучим эталон.

-Вы запомнили?

Работа в парах. Найдите в учебнике задание №2

-Я предлагаю вам проверить как хорошо вы запомнили эталон.. Для этого вам нужно будет его восстановить. Соединить выпавшие части эталона с тем местом, где они должны быть

( проверка по эталону)

-У кого были ошибки? В чём? Исправьте и проговорите ещё раз.

Задание на применение эталона

-Теперь, пользуясь эталоном, я предлагаю вам определить, какую цель достигал ученик, выполняя домашнее задание: он хотел научиться чему-то, повторить или выбрал неверную цель.

задание 3. Вам нужно соединить изображение учеников и результат выполнения домашней работы

Ситуация 1. «Таня на уроке не поняла правило, как проверять безударную гласную в слове. При вы- полнении домашнего задания она столкнулась с затруднением. Тогда девочка попросила старшую сестру помочь ей. Сестра вставила пропущенные буквы в слова, а Таня списала в тетрадь задание без ошибок».

  • Подумайте, с каким словом вы соединили картинку с девочкой Таней? (Нет результата.)

  • Почему? (Она ничему не научилась и ничего не повторяла. Задание она сделала не сама.)

- А как этот результат проявится на уроке? (будет делать ошибки)

- Молодцы, я вижу, что вы всё правильно поняли

Проговривание










Ученики выполняют задание и проверяют результат по образцу














7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель

- самостоятельное использование полученных знаний;

- формирование коммуникативных УУД, посредством работы в парах

  • Пришло время самостоятельной работы, чтобы каждый смог проверить свои знания.

  • Я вам буду продолжать зачитывать ситуации, а вы закончите выполнение задания 3 в тетради.

Ситуация 2. «Костя узнал на уроке труда, как складывать из бумаги самолёт. Дома он очень захотел научиться делать и другие модели самолётов. Он нашёл в Интернете схемы сборки самолётов и сделал истребитель».

  • Ситуация 3. «Миша очень волновался перед предстоящей контрольной работой. Он решил дома по- тренироваться в выполнении заданий, в которых он часто допускает ошибки. Результат домаш ней работы его порадовал, контрольную он написал очень хорошо».

  • Если есть ошибка, то поставьте «?», если оба ответа правильные — «+»

  • У кого есть ошибки?

  • Как вы думаете, почему они появились?

  • Какую цель вы можете перед собою поставить, т.е. что вы можете сделать дома?(потренироваться)





Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Проверяют по эталону, рефлексия выполненного задания









Учитель проводит анализ ситуаций.


8 этап. Включение в систему знаний

Цель

- выявить границы применимости нового знания.


  • Подумайте и скажите, чем вам поможет новое знание, которое вы открыли сегодня на уроке? (Понимать, зачем нам нужно домашнее задание).

  • Хорошо. Расскажите, а как обычно вы его выполняете? (…)

  • У кого из вас есть сложности с выполнением заданий дома? (…)

  • В чём они заключаются? (Не хочется делать; не понимаю, как делать; трачу много времени; отвлекаюсь…)

  • Смайлик решил вам помочь, он приготовил для каждого из вас подарок. Это шаги правильного выполнения домашнего задания.

  • Вы как настоящие ученики должны сами составить свой алгоритм из предложенных шагов. Посмотрите задание № 4 учебного пособия. Что вам нужно будет сделать? (Пронумеровать шаги.)

  • Работать вы будете в группах. На работу вам отводится 5 минут.

  • Прочитайте первую строчку

  • Зачем нужен этот шаг? (Варианты детей.)

  • Зачем нужен этот шаг? (Варианты детей.)

  • Прочитайте вторую строчку.

  • Сколько времени вам надо на выполнение задания по математике, письму, чтению? (Вари- анты детей.)

  • Зачем нужно планировать время работы? (Варианты детей.)

  • Что значит «Готовлю рабочее место»? (Варианты детей.)

  • Почему важно подготовить место для работы? (Варианты детей.)

  • Что будете делать потом? (Выполнять задание, а потом его проверять.)

  • Как вы будете проверять? (Ещё раз проверю, все ли задания выполнены; просмотрю пра- вильность выполнения работы.)

  • Что нужно сделать, когда вы закончите работу? (Навести порядок.)

  • Почему это важно? (Варианты детей.)





















Представление групповых проектов


Фронтальная работа, используя эталон


появляется согласованный вариант алгоритма выполнения домашнего зада- ния


Учитель выдаёт каждому ученику эталон к уроку 14 и алгоритм «Выполняю домашнее за- дание»

9 этап. Рефлексия деятельности

Цель

- зафиксировать содержание урока.

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.


  • Подведём итог урока.

  • Какое новое знание вы сегодня открыли? (Зачем ученику нужно домашнее задание и как его правильно выполнять.)

  • Когда это знание будет особенно вам необходимо? (При выполнении домашней работы.)

  • Расскажите, как вы открыли новое знание? (Мы сначала поняли, чего не знаем, а потом сами открыли новое.)

  • Как вы записали новое знание, что составили? (Мы составили эталон.)

  • Что ещё вы сегодня узнали? (Алгоритм выполнения домашнего задания.)

  • Дома потренируйтесь пользоваться этими знаниями.

  • А теперь настало время оценить свою работу на уроке. Давайте оценим свои знания на «Лесенке успеха»

  • Начиная с завтрашнего дня при проверке домашней работы мы будем обсуждать, как вы её выполняли, что получается, а что нет. Вы сможете тренировать своё умение правильно выполнять домашнюю работу и оценивать его в «Копилке моих достижений».

  • Спасибо за урок.

  • Обменяйтесь рукопожатиями и поблагодарите друг друга за работу.


















Работа со шкалой самооценки






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!