Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему:
«Путешествие в страну «Математика»
Подготовила: воспитатель I категории
Лещинская Г.В.
Цель: Закреплять навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10; умение отвечать на вопросы: «Сколько?» «На котором месте?»; последовательно определять и называть дни недели. Продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой; измерять объём сыпучих веществ с помощью условной меры. Закреплять знания о геометрических фигурах и умение ориентироваться на листе бумаги. Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными; отвечать на вопросы полным предложением.
Развивать логическое и пространственное мышление, память, мелкую моторику пальцев рук, слуховое и зрительное внимание. Формировать навыки сотрудничества на занятиях.
Воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий; доводить начатое до конца.
Демонстрационный материал: карта страны «Математика», разрезанная на части; посылка, 5 конвертов с заданиями, таблица с геометрическими фигурами, круги с разным количеством «точек» для игры «Дни недели», предметные картинки зимующих птиц, музыкальный молоточек.
Раздаточный материал: гречневая и пшенная крупа, ложки, клей, салфетки, клеёнки, пустые ёмкости, карточки для рецепта, схемы и геометрические фигуры к игре «Танграм», корректурные таблицы с изображением снеговиков, шапки с цифрами от 1 до 10.
Ход занятия
-Ребята, сегодня у нас необычный день – нас пригласили в одну загадочную страну.
Хотите узнать, куда? Отгадайте загадку.
Она – царица всех наук,
без неё мы – как без рук,
она учит нас считать
и фигуры называть
объясняет цифры, знаки
и задачки, как решать.
- Кто догадался, что это за страна? (это страна математика)
— Вы правы!
- Вы готовы отправиться в путешествие в страну «Математика»?
Королева Математической страны даёт вам подсказку
Хорошенько посмотрите и посылку отыщите
там конверты вы найдете
они помогут вам в вашей работе.
- Ребята, где же посылка?
Королева математики прислала вам конверты с заданиями, которые помогут вам собрать карту. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать часть карты.
- Ну что, отправляемся в путешествие?
- Проведем интеллектуальную разминку.
1. Назовите три дня подряд, не используя названия дней недели.
2. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?
Объясни, почему?
3.Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц летело? Почему вы так решили?
4. Сколько будет пальцев у человека на руке, если он спрячет 2?
5. На столе лежало 2 яблока и 2 груши. Сколько овощей на столе?
-Молодцы, правильно ответили на вопросы, и теперь можно отправиться в путешествие.
Произнесем волшебные слова:
Мы идем, мы идем, никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти!
(шагают на месте)
Вот мы и попали в страну «Математика».
- Ребята, отгадайте загадку:
С хитрым носиком сестрица счет откроет (единица).
- Верно! И вот ваше первое задание.
- Ребята, скажите какое сейчас время года?
— Сколько месяцев у зимы?
— Назовите первый зимний месяц.
- Назовите последний месяц зимы.
- Какой сейчас месяц?
-Вы правы, сейчас январь, но Снеговики никак не могут найти свои шапки.
-Помогите разобраться, где, чья шапка.
- Как мы сможем это определить? ( Надо сосчитать количество пуговиц у Снеговиков и найти шапку с соответствующей цифрой)
- Найдите снеговика, у которого три пуговицы. Где он находится?
-Найдите нужную шапку. С какой цифрой?
- Сколько пуговиц у последнего снеговика во втором ряду?
- Шапка, с какой цифрой нужна этому снеговику?
- Остальным Снеговикам найдите нужные шапки самостоятельно.
—выполняем!
- Молодцы, вы помогли Снеговикам и получаете первую часть карты.
- Как вы думаете, что это? (это город цифр)
- Послушайте следующую загадку.
Лебедь плавает в тетрадке
значит что-то не в порядке
если ты совсем незнайка
эту цифру получай-ка. Что это за цифра? (цифра 2)
1.Ребята, посмотрите на таблицу и скажите, что это?
2. Где расположен квадрат?
3. Как сказать по другому?
4. Какая фигура под квадратом?
5. Как расположен круг по отношению к квадрату?
6. Какая фигура в верхнем правом углу?
7. Где расположен куб?
8. Между какими фигурами овал?
9. Как вы думаете, какая фигура лишняя? Почему? (куб – лишняя фигура, потому что это объёмная фигура, а остальные плоские)
- Вы справились с заданием, и получаете вторую часть карты.
- Что здесь изображено? (город геометрических фигур)
- Готовы к выполнению следующего задания?
Цифру эту угадай-ка!
Она большая зазнавай-ка.
Единицу сложишь с двойкой,
И получишь цифру … (Тройку)
- Ребята, вы знаете, что из геометрических фигур, а ещё их называют «семь дощечек мастерства» можно собирать интересные фигурки животных?
- Как называется эта игра – головоломка? (танграм)
-Ваше задание: выложить изображение животных из геометрических фигур по схеме.
–Молодцы, замечательные животные у вас получились. Королева математики дарит вам третью часть карты.
-Ребята, что мы здесь видим? (город мастеров)
А сейчас давайте немного отдохнем (по картинкам)
- Сколько матрешек перед нами,
столько раз пожмём плечами.
-сколько видим телефонов,
столько выполним наклонов
-сколько видим мы слонов,
столько сделаем прыжков
-сколько уток на картинке,
столько раз наклоним спинку.
-сколько матрешек нарядных
столько раз мы дружно присядем.
- Готовы отправиться путешествовать дальше?
Отгадайте загадку:
Я у бабушки была,
у неё во всей квартире
три огромные стола
ног у каждого (четыре)
- Ребята, мы с вами попали в город времени.
- Там случилось несчастье, перепутались все дни недели.
Поможем дням недели найти свое место?
-Подойдите к столу, возьмите круги.
- На кругах разное количество точек, они помогут вам определить нужный день недели.
- А теперь по команде постройтесь в правильной последовательности.
- «Неделя, стройся!»
- Назовите свой день недели!
-Вторник, назови своих соседей;
- пятница, назови своих соседей;
- Назовите первый день недели.
- какой день между средой и пятницей?
- назовите выходные дни.
- Скажите, помогли ребята дням недели? Справились они с заданием?
Часть карты ваша, что же здесь изображено? (город времени)
- Продолжим путешествие?
У нас осталось выполнить последнее задание, если мы справимся, то, сможем собрать всю карту полностью. Готовы?
Если 2 перевернуть
и внимательно взглянуть
так и сяк взглянуть опять
то получим (цифру 5).
Чтобы приступить к выполнению следующего задания, давайте разомнем наши пальцы.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело – мы расскажем!
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках,
Всем хватило зернышек.
- О каких птицах говорится в пальчиковой гимнастике?
К нам тоже прилетели некоторые зимующие птицы.
- Назовите птиц слева направо.
- сколько всего птиц?
- Сейчас я буду ударять молоточком несколько раз, вы должны с закрытыми глазами сосчитать количество ударов, и назвать птицу, которая стоит на этом месте.
-Молодцы, справились с заданием, а сейчас, давайте приготовим угощение для зимующих птиц. Чем мы можем их угостить? (гречневой и пшенной крупой)
- Им соответствуют условные обозначения. Коричневый цвет обозначает гречневую крупу, а желтый цвет – пшенную.
-Смесь вы будете готовить по рецепту, измерив и смешав крупы.
-Чем мы измерим крупы? (ложкой)
- Чем нам будет служить ложка? (меркой)
- Ложка тоже изображена на карточке.
-Как надо наполнять мерку, чтобы измерение было правильным?
(ложка должна быть полная, но без горки).
-Если вы набрали крупу с горкой, аккуратно ссыпьте её обратно, если меньше, ещё раз наберите.
-Работать вы будете парами, кто будет измерять, а кто «фиксировать»
рецепт на карточке, договоритесь об этом. Приступаем.
- Расскажите, что вы приготовили?
(Мы приготовили 2 ложки гречневой крупы и ложку пшенной крупы).
-Что входит в ваш рецепт? (1 ложка пшенной крупы, и 2 ложки гречневой крупы).
-Кто приготовил рецепт по-другому?
-Какое разнообразное будет меню у птиц! Мы возьмём на прогулку ваши угощения и положим в кормушку.
- Как вы считаете, вы справились с заданием?
-Конечно, справились и получаете последнюю часть карты.
- Получилось у нас собрать карту страны «Математика»?
- Что вам понравилось в этой стране? Что больше всего запомнилось?
- Ребята, каждый из вас просто молодец!
Путешествию конец.
С математикой дружите.
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старания,
Память, логика, внимание.
- И я думаю, что мы ещё не раз отправимся путешествовать по этой загадочной стране.