Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: "Математические города"
Цель: Закрепить знания геометрических фигур, месяцев года, последовательности частей суток, числового ряда, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными. Продолжать учить детей решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10; различать и называть цифры.
Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10; умении называть «соседей» названных чисел, последующее и предыдущее число к названному; в решении логических задач. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, воображение, творческие способности.
Воспитывать интерес к занятиям математикой.
Демонстрационный материал: письмо, цветок со съемными листочками, набор цифр от 1 до 10; рисунки для игры: «Какие цифры спрятались?» (петушок, лев), лист с геометрическими фигурами, картинки для игры «Части суток», мяч.
Раздаточный материал: карточки для заданий с «ключом», счетные палочки, карандаши.
Ход занятия:
Ребята, сегодня я получила письмо и посылку от Знайки. Вот что он пишет:
«Дорогие друзья! Приглашаю Вас в страну математических знаний. В ней много интересных городов, где Вас ждут интересные игры и задания.
А поможет Вам путешествовать вот этот волшебный цветок. Желаю успехов, Знайка»
- Ну что, ребята, отправимся с вами в страну математических знаний?
Но сначала проведём интеллектуальную разминку.
- Посчитайте от 1 до 10: от 10 до 1;
- назовите предыдущее число числа 4, 6;
- назовите последующее число числа 3, 7;
- назовите число, которое стоит между числами 4 и 6, 2 и 2 и 4;
- назовите соседей числа 5, 9.
- Молодцы, на все вопросы ответили правильно. Теперь можно отправляться в путешествие и цветик – семицветик нам поможет.
Скажем волшебные слова: «Лепесток лети, лети в страну Знаний нас отнеси»
Ребята, мы с вами оказались в городе Цифр.
Случай странный, случай редкий,
Цифры в ссоре, вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить,
И их строй восстановить.
- Помогите каждой цифре встать на своё место. Расставьте их по порядку: от меньшего к большему.
- Назовите цифры в таком порядке, в котором вы их расставили.
-Молодцы, все цифры правильно заняли свои места.
Дидактическая игра «Какие цифры спрятались в рисунках»
- Ребята, посмотрите внимательно на рисунки. Кого вы здесь видите?
- Что в них необычного? Правильно, они нарисованы с помощью цифр.
- Назовите цифры, с помощью которых нарисован петушок.
- Ребята, посмотрите внимательно на следующий рисунок, вы догадались, кто на нем изображен? Какие цифры «спрятались» на этом рисунке?
- Молодцы, правильно расшифровали все рисунки.
А сейчас продолжим наше путешествие, оторвем 2-й лепесток.
«Лепесток лети, лети в страну Знаний нас отнеси». Мы попали в город Логики.
-Ребята, посмотрите, кто изображен на этой картинке? (девочки)
Нам надо помочь девочкам отыскать их чашки. В этом нам поможет подсказка-«ключ».
-Что нарисовано на платьях у девочек? (геометрические фигуры)
- Какие геометрические фигуры вы видите? (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
- А где ещё нарисованы геометрические фигуры? (в правом нижнем углу листа)
- Посмотрите, ребята, напротив каждой геометрической фигуры нарисован квадрат определенного цвета. Это и есть наша подсказка-«ключ». С его помощью вы должны соединить девочку с её чашкой.
- Как вы думаете, кому принадлежит первая зелёная чашка?
- Почему вы так решили? (у неё на платье нарисован квадрат, а в подсказке «ключе» квадрат обозначен зеленым цветом)
- Кому принадлежит белая чашка под номером 3? Как вы узнали?
Молодцы, вы рассуждаете правильно. А теперь приступайте к работе.
(работа с раздаточным материалом)
(Инд. работа, спрашиваю 2-3х человек, как они соединили девочек с чашками и почему именно так)
Отправляемся путешествовать дальше (снимается третий лепесток)
«Лепесток лети, лети в страну Знаний нас отнеси». Мы попали в город Отдыха.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — тихо сесть.
Мы отдохнули и можем отправляться путешествовать дальше.
(снимается четвертый лепесток)
«Лепесток лети, лети в страну Знаний нас отнеси». И сейчас мы с вами оказались в городе Умников.
- Ребята, как вы думаете, почему этот город так называется?
Да, ребята, здесь живут дети, которые много знают, умеют решать примеры, задачи.
И мы тоже покажем свои умения решать задачи:
1. Раз к зайчику на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенек зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
Как вы узнали? (2+2=4)
2. Пять пальцев ловко рвут траву,
Другой рукою тоже рву.
Я травкой угощу коня,
Ну, сколько пальцев у меня?
Как вы узнали? (5+5=10)
3.Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши съел Павлуша
А сколько груш осталось?
Как вы узнали? (4-2=2)
4. Красная шапочка нашла в лесу грибы:
Три боровика и одну лисичку.
Сколько всего грибов?
Как вы узнали? (4+1=5)
Все задачи решили правильно. Молодцы!
Продолжаем наше путешествие (снимается пятый лепесток)
«Лепесток лети, лети в страну Знаний нас отнеси». Мы попали в город Времени.
Первое задание «Отгадай загадки»
Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется... (ночь).
Что прогоняет ночь прочь? (утро)
Мы уже зеваем сладко,
Тени тут и там снуют.
Чистим зубы для порядка
И готовимся ко сну (вечер)
С зарей родился, чем больше рос,
Тем меньше становился (день)
-Ребята, скажите, о чем говориться в загадках?
- Сколько частей в сутках?
- Перечислите части суток.
Молодцы ребята, вы отгадали все загадки, но у нас есть еще одно задание «Выложи картинку суток»
У вас на столе лежат картинки, вы должны выложить одну целую картинку из частей суток (работа с раздаточным материалом)
(Инд работа, спрашиваю 2-3х человек, какие части суток и в какой последовательности они выложили)
А сейчас я предлагаю поиграть.
Дидактическая игра с мячом: «Держи, бросай, месяцы года называй»
(Дети стоят в кругу, я бросаю мяч ребенку, говорю время года, а ребенок, бросает мяч обратно и называет месяцы этого времени года)
Молодцы, ребята, вспомнили все месяцы года.
Остался последний лепесток. «Лепесток лети, лети в страну Знаний нас отнеси». Вот и последняя наша остановка – город Геометрических фигур.
(вешается плакат с геометрическими фигурами)
- Посмотрите - это план города. Но дома изображены в виде геометрических фигур.
Что находится в правом верхнем углу?
Где находится круг?
Какая фигура расположена в левом нижнем углу?
Где находится прямоугольник?
Как расположен овал?
Молодцы! Очень хорошо выполнили задание.
Ребята, а вы знаете, что геометрические фигуры можно нарисовать, начертить в тетради, вырезать из цветной бумаги.
А еще их можно выложить из счетных палочек. И не одну, а сразу несколько. Давайте попробуем.
Работа со счетными палочками
- отсчитайте три палочки и сделайте треугольник
- приставьте к нему 2 палочки, чтобы получился ещё один треугольник.
- сколько треугольников получилось?
- отсчитайте четыре палочки и сделайте квадрат.
- отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат
- какая фигура у вас получилась?
- сколько четырехугольников получилось?
- отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат.
- какие фигуры у вас получились?
Наше занятие подходит к концу, и в завершение я предлагаю раскрасить эти необычные цветы. А поможет нам в этом подсказка - «ключ».
- Как вы думаете, каким цветом надо раскрасить первый цветок? Как вы узнали?
Третий цветок? Почему вы так думаете?
- Очень красивые у нас получились цветы, молодцы!
- Вы справились со всеми заданиями, потому что помогали друг другу.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе дети
девочки и мальчики
мы с тобой подружим
маленькие пальчики
1,2,3,4,5 – начинай считать опять
1,2,3,4,5 – мы закончили считать.
- Дети, вам понравилось путешествие по стране математических знаний?
Какое задание для вас было самым трудным? легким? Почему?
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: «Математические города»»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: «Математические города»
Подготовила: воспитатель I категории Лещинская Г.В.
Цель: Закрепить знания геометрических фигур, месяцев года, последовательности частей суток, числового ряда, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными. Продолжать учить детей решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10; различать и называть цифры.
Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10; умении называть «соседей» названных чисел, последующее и предыдущее число к названному; в решении логических задач. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, воображение, творческие способности.
Воспитывать интерес к занятиям математикой.
Демонстрационный материал: письмо, цветок со съемными листочками, набор цифр от 1 до 10; рисунки для игры: «Какие цифры спрятались?» (петушок, лев), лист с геометрическими фигурами, картинки для игры «Части суток», мяч.
Раздаточный материал: карточки для заданий с «ключом», счетные палочки, карандаши.
Ход занятия:
Ребята, сегодня я получила письмо и посылку от Знайки. Вот что он пишет:
«Дорогие друзья! Приглашаю Вас в страну математических знаний. В ней много интересных городов, где Вас ждут интересные игры и задания. А поможет Вам путешествовать вот этот волшебный цветок. Желаю успехов, Знайка»
- Ну что, ребята, отправимся с вами в страну математических знаний?
Но сначала проведём интеллектуальную разминку.
- Посчитайте от 1 до 10: от 10 до 1;
- назовите предыдущее число числа 4, 6;
- назовите последующее число числа 3, 7;
- назовите число, которое стоит между числами 4 и 6, 2 и 2 и 4;
- назовите соседей числа 5, 9.
- Молодцы, на все вопросы ответили правильно. Теперь можно отправляться в путешествие и цветик – семицветик нам поможет. Скажем волшебные слова: «Лепесток лети, лети в страну Знаний нас отнеси»
Ребята, мы с вами оказались в городе Цифр.
Случай странный, случай редкий,
Цифры в ссоре, вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить,
И их строй восстановить.
- Помогите каждой цифре встать на своё место. Расставьте их по порядку: от меньшего к большему.
- Назовите цифры в таком порядке, в котором вы их расставили.
-Молодцы, все цифры правильно заняли свои места.
Дидактическая игра «Какие цифры спрятались в рисунках»
- Ребята, посмотрите внимательно на рисунки. Кого вы здесь видите?
- Что в них необычного? Правильно, они нарисованы с помощью цифр.
- Назовите цифры, с помощью которых нарисован петушок.
- Ребята, посмотрите внимательно на следующий рисунок, вы догадались, кто на нем изображен? Какие цифры «спрятались» на этом рисунке?
- Молодцы, правильно расшифровали все рисунки.
А сейчас продолжим наше путешествие, оторвем 2-й лепесток.
«Лепесток лети, лети в страну Знаний нас отнеси». Мы попали в город Логики.
-Ребята, посмотрите, кто изображен на этой картинке? (девочки)
Нам надо помочь девочкам отыскать их чашки. В этом нам поможет подсказка-«ключ».
-Что нарисовано на платьях у девочек? (геометрические фигуры)
- Какие геометрические фигуры вы видите? (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
- А где ещё нарисованы геометрические фигуры? (в правом нижнем углу листа)
- Посмотрите, ребята, напротив каждой геометрической фигуры нарисован квадрат определенного цвета. Это и есть наша подсказка-«ключ». С его помощью вы должны соединить девочку с её чашкой.
- Как вы думаете, кому принадлежит первая зелёная чашка?
- Почему вы так решили? (у неё на платье нарисован квадрат, а в подсказке «ключе» квадрат обозначен зеленым цветом)
- Кому принадлежит белая чашка под номером 3? Как вы узнали?
Молодцы, вы рассуждаете правильно. А теперь приступайте к работе.
(работа с раздаточным материалом)
(Инд. работа, спрашиваю 2-3х человек, как они соединили девочек с чашками и почему именно так)
Отправляемся путешествовать дальше (снимается третий лепесток)
«Лепесток лети, лети в страну Знаний нас отнеси». Мы попали в город Отдыха.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — тихо сесть.
Мы отдохнули и можем отправляться путешествовать дальше.
(снимается четвертый лепесток)
«Лепесток лети, лети в страну Знаний нас отнеси». И сейчас мы с вами оказались в городе Умников.
- Ребята, как вы думаете, почему этот город так называется?
Да, ребята, здесь живут дети, которые много знают, умеют решать примеры, задачи.
И мы тоже покажем свои умения решать задачи:
1. Раз к зайчику на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенек зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
Как вы узнали? (2+2=4)
2. Пять пальцев ловко рвут траву,
Другой рукою тоже рву.
Я травкой угощу коня,
Ну, сколько пальцев у меня?
Как вы узнали? (5+5=10)
3.Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши съел Павлуша
А сколько груш осталось?
Как вы узнали? (4-2=2)
Красная шапочка нашла в лесу грибы:
Три боровика и одну лисичку.
Сколько всего грибов?
Как вы узнали? (4+1=5)
Все задачи решили правильно. Молодцы!
Продолжаем наше путешествие (снимается пятый лепесток)
«Лепесток лети, лети в страну Знаний нас отнеси». Мы попали в город Времени.
Первое задание «Отгадай загадки»
Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется... (ночь).
Что прогоняет ночь прочь? (утро)
Мы уже зеваем сладко,
Тени тут и там снуют.
Чистим зубы для порядка
И готовимся ко сну (вечер)
С зарей родился, чем больше рос,
Тем меньше становился (день)
-Ребята, скажите, о чем говориться в загадках?
- Сколько частей в сутках?
- Перечислите части суток.
Молодцы ребята, вы отгадали все загадки, но у нас есть еще одно задание «Выложи картинку суток»
У вас на столе лежат картинки, вы должны выложить одну целую картинку из частей суток (работа с раздаточным материалом)
(Инд работа, спрашиваю 2-3х человек, какие части суток и в какой последовательности они выложили)
А сейчас я предлагаю поиграть.
Дидактическая игра с мячом: «Держи, бросай, месяцы года называй»
(Дети стоят в кругу, я бросаю мяч ребенку, говорю время года, а ребенок, бросает мяч обратно и называет месяцы этого времени года)
Молодцы, ребята, вспомнили все месяцы года.
Остался последний лепесток. «Лепесток лети, лети в страну Знаний нас отнеси». Вот и последняя наша остановка – город Геометрических фигур.
(вешается плакат с геометрическими фигурами)
- Посмотрите - это план города. Но дома изображены в виде геометрических фигур.
Что находится в правом верхнем углу?
Где находится круг?
Какая фигура расположена в левом нижнем углу?
Где находится прямоугольник?
Как расположен овал?
Молодцы! Очень хорошо выполнили задание.
Ребята, а вы знаете, что геометрические фигуры можно нарисовать, начертить в тетради, вырезать из цветной бумаги.
А еще их можно выложить из счетных палочек. И не одну, а сразу несколько. Давайте попробуем.
Работа со счетными палочками
- отсчитайте три палочки и сделайте треугольник
- приставьте к нему 2 палочки, чтобы получился ещё один треугольник.
- сколько треугольников получилось?
- отсчитайте четыре палочки и сделайте квадрат.
- отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат
- какая фигура у вас получилась?
- сколько четырехугольников получилось?
- отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат.
- какие фигуры у вас получились?
Наше занятие подходит к концу, и в завершение я предлагаю раскрасить эти необычные цветы. А поможет нам в этом подсказка - «ключ».
- Как вы думаете, каким цветом надо раскрасить первый цветок? Как вы узнали?
Третий цветок? Почему вы так думаете?
- Очень красивые у нас получились цветы, молодцы!
- Вы справились со всеми заданиями, потому что помогали друг другу.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе дети
девочки и мальчики
мы с тобой подружим
маленькие пальчики
1,2,3,4,5 – начинай считать опять
1,2,3,4,5 – мы закончили считать.
- Дети, вам понравилось путешествие по стране математических знаний?
Какое задание для вас было самым трудным? легким? Почему?