СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Народные праздничные обряды"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Народные праздничные обряды"»

Тема: «Народные праздничные обряды»

Цель: формировать образные представления учащегося о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

Задачи: 

предметные: характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического);

Личностные: формировать эстетические потребности – потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности.

Метапредметные: участвовать в художественной жизни класса, школы;

Методы занятия: объяснительно-иллюстративный, практический.

Материалы: лист формата А1 для панно, гуашь, кисти, баночки, тряпочки, цветная бумага, клей, ножницы.

Зрительный ряд: слайдовая презентация с изображением народных гуляний, репродукции картин Б. Кустодиев «Праздники в деревне», «Хоровод», «Масленица», «Ярмарка», рисунки детей.

Литературный ряд: народное творчество: присказки, прибаутки, пословицы.

Музыкальный ряд: подборка русских народных песен.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Навожу дисциплину в классе. Приветствую класс.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Тема сегодняшнего урока продолжится и на следующем уроке. Так что слушайте внимательно и постарайтесь все запомнить, знания полученные сегодня пригодятся вам на следующем уроке.

  1. Актуализация знаний.

Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, давайте с вами вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке.

Ответ: на прошлом уроке мы изучали народный праздничный костюм, создавали эскиз праздничного костюма северного или южного региона, украшали одежду нарядным орнаментом.

Учитель: Верно. А для чего люди украшали свою одежду орнаментом?

Ответ: Люди украшали свою одежду орнаментом для красоты. Декоративные элементы крестьянского костюма играли защитную функцию. В разных регионах России существовало разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. В форме, в цветовом решении, орнаменте костюма выражались черты национального своеобразия.

Учитель: Верно. На сегодняшнем уроке мы продолжим с вами разговор о том, как жили наши предки. И прежде, чем раскрыть тему нашего сегодняшнего урока, отгадайте загадки:

В школе блинчики пекут,

На обед их нам дадут,

А в большую перемену

Возле школы непременно

Чучело зимы сожжем

И весну к нам зазовем.

В этот праздник всю неделю

Мы блины в обеды ели. (Масленица)

«Идет после Масленицы, часового не имеет, а называет себя?» (Пост)

 Этот праздник в воскресенье.

Будет дома угощенье,

В школе мы заранее

Проявим все старание.

Будут яйца расписные,

Храма купола златые.

Клеим, лепим, вырезаем,

Дома близких поздравляем.

В душах свет, добро и ласка

В этот ясный праздник... (Пасхи)

Учитель: как вы думаете, судя по отгадкам, которые вы получили, о чем же сегодня мы поведем речь? О народных праздниках.

Учитель: действительно, тема сегодняшнего урока: Народные праздничные обряды.

Учитель: Календарные праздники на Руси существовали во все времена, в них наиболее полно выражалась связь человека с природой. Праздники и увеселения служили своего рода передышкой от тяжелого полевого труда. Каждый праздник отмечали по-своему.

Об одном из праздников вам расскажет…

Ученик 1: Рождество… Волшебный праздник рождения. Появление на свет любого человека является величайшим чудом, а уж рождество Христа – великий праздник, святой день на все времена. Рождество. Христово празднуют 7 января. Дню Рождества предшествует сочельник, с него и начинаются Рождественские святки, которые продолжаются двенадцать дней. Это время весёлых и окрыляющих забав.

В рождественскую ночь начинался на Руси старинный праздник Святки. В Святках участвовали все от мала до велика, от бедного до богатого. Молодые выбирали для себя суженых, старики вспоминали молодость, старушки гадали девушкам «что будет, чем сердце успокоится».

Вечером перед тем, как сесть за стол, на котором главным яством была медовая кутья, всей семьёй выходили на двор «глядеть звёзды». По приметам рождественской ночи определяли будущий урожай – благополучие в хозяйстве.

  1. Практическая часть

А теперь разделимся на группы для выполнения коллективной работы «Наш веселый хоровод» и на основе полученного материала будем делать эскизы для коллективной работы.  Каждая группа будет стараться изобразить один из праздников, народных обрядов. Договоримся так, чтобы у разных групп праздники не повторялись. Выбираем технику: либо рисунок выполняется красками, карандашами, фломастерами, либо аппликация из бумаги, кусочков ткани (возможен коллаж с использованием иллюстраций из журналов). Приступаем к работе, желаю вам удачи.

 1 Группа – праздник Рождество

2 группа – праздник Троица

 3 Группа – Праздник Пасха

4 группа – Праздник Масленица

Учащиеся выполняют работу.

Во время самостоятельной работы звучит русская народная музыка.

Учитель: Работы крепятся на ватман, помещенный на доске. Просмотр и выставка готовых работ, обсуждение и оценка.

  1. Рефлексия

Учитель: сейчас я предлагаю вам выразить свое настроение, которое испытываете от урока. На магнитной доске вы видите так называемое «дерево чувств». На партах лежат разноцветные цветочки. Обратите внимание на Слайд 13. На нем вы можете видеть, какое настроение выражает каждый цветочек:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

Вам необходимо прикрепить с помощью магнитов к «дереву чувств» тот цветок, который больше соответствует вашему настроению.

Уборка рабочих мест.

Учитель: спасибо, до свидания!

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей