Конспект логопедического занятия в 7 классе
Тема урока: Фразеологизмы.
Цель урока: систематизировать у учащихся знания о фразеологизме как единице
языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
Задачи:
образовательные: научить распознавать фразеологические обороты, отличать их от дру-
гих речевых единиц;
развивающие: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и
письменной речи; обогащать словарный запас школьников; развивать навык работы со
словарями, умение определять лексическое значение фразеологизмов;
воспитательное: воспитывать любовь к языку, его красоте и многозначности.
Оборудование: рабочие тетради, раздаточный материал, фразеологический
словарь.
Ход урока.
1.Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2.Объяснение нового материала.
3.Подведение итогов.
1. Ребята , тему нашего урока вы сможете определить, если скажете , как одним
словом назвать эти высказывания ( написаны на доске)
Как снег на голову
Море по колено
Тише воды, ниже травы
Задирать нос
(Это фразеологизмы)
- Правильно, это фразеологизмы .
2. Напишите название темы урока в ваши рабочие тетради.
- Какие цели мы поставим перед собой? ( узнать о фразеологизмах, их признаках,
научиться использовать их в речи).
- Я верю, что сегодня у нас не будет тех, кто будет работать спустя рукава и надеюсь, что мы будем шевелить мозгами, работать бок о бок, душа в душу , не покладая рук.
- Что я сейчас использовала в речи? (фразеологизмы)
3. Откройте словарь на странице … и прочитайте определение слова фразеологизм.
- Так что же такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов)
- Какой раздел науки о языке изучает значение и употребление фразеологизмов?
(фразеология) . ФРАЗЕОЛОГИЯ ( от греч.phrasis- выражение, оборот речи и logos-
учение) – раздел науки о языке, изучающий значение и употребление фразеологизмов.
.
Слово логопеда: Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним
относятся пословицы , поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.
Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе
наблюдений человека над общественными и природными явлениями; другие связаны с
мифологией и реальными историческими событиями; третьи вышли из песен, сказок,
загадок, литературных произведений.
Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной, образной.
Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
4. - Не только дети, но и взрослые любят наблюдать за поведением животных. Животные очень бы удивились, если бы узнали, что фразеология не обошла их стороной. Сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец и проверим, насколько хорошо вы знаете повадки и описание животных. Перед вами начало фразеологизма, вы молча записываете концовку в тетрадях.
Голоден как…
Труслив как…
Хитер как…
Грязный как…
Упрям как…
Здоров как…
Болтлив как…
Колючий как…
Нем как…
Взаимопроверка с помощью доски: волк, заяц, лиса, свинья, осел, бык, сорока, еж, рыба.
5. – Сейчас нам предстоит выполнить задания. По ходу работы вы поймете , как возникли фразеологизмы, сможете определить синтаксическую роль фразеологизмов.
1) На доске в беспорядке написаны части фразеологизмов.
- Соедините разбросанные части фразеологизмов и запишите в столбик .
Яблоко раздора
Водить за нос
Вот где собака зарыта
Медвежья услуга.
- А сейчас узнаем происхождение этих фразеологизмов(каждому фразеологизму дается объяснение).
2) Попробуем определить синтаксическую роль фразеологизмов.
Летчики в поте лица стараются выполнить план летной подготовки, а разгильдяи вставляют им палки в колеса.
- Сколько фразеологизмов в предложении?
- Кто хочет выйти к доске и подчеркнуть фразеологизмы как члены предложения?
Летчики в поте лица стараются выполнить план летной подготовки, а разгильдяи вставляют им палки в колеса ( в поте лица – обстоятельство, палки в колеса- дополнение)
Вывод: в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.
6. Работа с фразеологическим словарем - записаны фразеологизмы, нужно найти в словаре значение этих фразеологизмов, записать его в тетради.
Как снег на голову –
Воды в рот набрал –
Тише воды, ниже травы –
Плыть по течению
- Что вы будете делать, если не знаете значения какого либо фразеологизма? ( обратимся к фразеологическому словарю)
- Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь).
7. Чтобы выполнить это задание необходимо вспомнить, что такое синонимы и
антонимы. Здесь мы будем работать по вариантам. Даны фразеологизмы: рукой подать, одного поля ягоды, за тридевять земель . 1 вариант подбирает синонимы, 2 вариант – антонимы .
Слова для справок: перед носом, два сапога пара, другой породы, у черта на куличках, как картинка, два шага, из одного теста, белая ворога, из другого теста, чучело гороховое,на краю света.
Проверка.
8.Подведение итогов урока.
- Ребята, вам понравился урок? Что мы с вами сегодня делали на уроке? ( Узнали, что такое фразеологизмы, научились определять их признаки, находить их в тексте и др.) Теперь остается только впустить эти замечательные устойчивые словосочетания в свой лексикон и сделать их своими друзьями. Уверяю вас, что это обогатит вашу речь, сделает ее более насыщенной, образной, красивой.