СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект воспитательного занятия: "Здоровье и выбор профессии"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект воспитательного занятия: "Здоровье и выбор профессии"»

Воспитательное занятие на тему:

«ЗДОРОВЬЕ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»

от 10.01.2023

Воспитатель 2 группы: Ахтямова Р.С.

Цель: расширение представлений обучающихся о мире профессий и особенностях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Задачи:

Образовательные задачи:

- обогащать знания обучающихся о разнообразии профессий;

- уточнить и расширить представление обучающихся об особенностях профессиональной пригодности.

Развивающие задачи:

- развивать связную речь и умение отвечать на вопрос полным ответом.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение работать в группе и позитивно взаимодействовать друг с другом совершенствовать коммуникативные навыки и умения;

- продолжать формировать доброжелательные взаимоотношения в коллективе.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой на воспитательное мероприятие.

2. Мотивационный этап.

- Многие из вас хотя бы раз задавались вопросом: «Кем быть?», «Кем я хочу стать». Этот вопрос достаточно сложный, ведь ни каждый с разу и с большой уверенность сможет ответить на этот вопрос. В мире профессий каждый может найти себе дело по душе, по способностям и по интересам. Профессия много и все они разные, со своими особенностями, плюсами и недостатками. Но ведь любая профессия, будь это дворник или же инженер, важна для современного мира. Вы не раз слышали пословицу «Профессии разные нужны, профессии разные важны». Скоро вам предстоит окунуться во взрослый мир и выбрать свое место в нем. Каждый из вас, ребята, мечтает кем-то стать, получить в будущем профессию по душе. Времени на выбор будет совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас.

3. Целеполагание. Я думаю вы уже догадались о чем мы сегодня поговорим? И о Чем же? (о профессиях). Сегодня мы поговорим о профессиях и их разнообразии.

4. Актуализация знаний

Игра на знание профессий

На доске - перевёрнутые карточки. Каждая пара обучающихся выбирает карточку, на которой написана определённая буква. На заданную букву каждая пара обучающихся должна вспомнить и записать 5 профессий или специальностей, а также указать, чем занимаются представители данной профессии или специальности. Время на выполнение 3-4 минуты. По истечению времени каждая пара представляет написанные профессии или специальности.

П — плотник, повар, пекарь, пилот, проводница и др.

Р — разведчик, репортёр, рыбак, радиоведущий, редактор и др.

О — оперный певец, оператор, окулист, охранник, охотник и др.

В — водитель, ветеринар, ведущий, вахтер, волонтер и др.

С — слесарь, сантехник, стоматолог, стекольщик, санитарка и др.

Д — доктор, дизайнер, дворник, детектив, дирижёр и др.

К — кинолог, каскадер, кок, кардиолог, кинооператор, кладовщик, каменщик, курьер и др.

Задание «Бюро находок»

На столе разложены перевёрнутые карточки, на которых написаны наборы различных инструментов. Задача каждого обучающегося подойти, выбрать карточку и определить к какой профессии принадлежит набор инструментов.

1. Кисточка, карандаш, краски (художник)

2. Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы (швея)

3. Ручка, тетрадь, книга (учитель)

4. Молоток, гвозди, долото, отвёртка (плотник)

5. Лампочка, розетка, индикатор (электрик)

6. Письма, газеты, сумка (почтальон) 

7. Градусник, шприц (врач) 

8. Расческа, ножницы (парикмахер) 

9. Парик, костюм (актер) 

10. Метла, грабли, совок (дворник)

11. Духовка, скалка, мука (пекарь)

12. Калькулятор, деньги (бухгалтер)

13. Клюшка, коньки, лёд (хоккеист)

5. Основная часть

Определение профессий

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

Три ключа в выборе профессии:

- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу - это все, что мне по силам, по способностям;

- надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается осознанный выбор профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо). Мы сегодня поговорим о возможностях, т.е. о ключе «МОГУ».

- Казалось бы, что может быть общего между здоровьем и выбором профессии? Но эти два понятия тесно связаны между собой.

- Ребята, скажите, необходимо учитывать состояние здоровья при выборе любой профессии?

- Конечно же. Одной из наиболее часто совершаемых ошибок в выборе профессии является незнание, переоценка или недооценка своих физических данных, состояния здоровья.

- Правильный выбор профессии связан с учетом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям, то она благоприятно сказывается на общем состоянии человека. Если профессия, специальность не соответствует физическим данным, то это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере.

- Практически любая профессия предъявляет определенные требования к здоровью человека. Одни специальности выдвигают очень высокие требования к человеческому здоровью. Для иных профессий требуется специальный отбор, который определяет пригодность кандидата по его состоянию здоровья, а также изучает его социально-психологические и психофизиологические характеристики. Такой отбор осуществляют учебные заведения военной направленности, учреждения ФСБ, МЧС и другие.

По своему влиянию на организм человека все профессии можно поделить на шесть групп.

Первая группа включает профессии, которые не имеют неблагоприятных производственных факторов.

Профессии второй группы отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора, например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности (повар, продавец овощного магазина).

Третья группа включает в себя такие профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов: профессии печатника (запыленность воздуха, постоянный шум), ткачихи (повышенная температура воздуха). Эти профессии нельзя рекомендовать лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органа слуха.

К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда (например, шахтер, водолаз, аппаратчик химического производства). К работе допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста.

Пятая группа – это профессии, деятельность по которым проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работника. Так, чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания и т.п., к контакту с ними не допускаются люди с хроническими инфекционными заболеваниями. Это относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер.

Шестая группа – специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов человека. Если эти органы недостаточно выносливы и здоровы, то такая производственная деятельность противопоказана. Например, при нарушении органа зрения противопоказано работать чертежником, сборщиком часов, вышивальщицей, сборщиком микросхем; органа слуха – стенографисткой, автослесарем; органов обоняния – поваром.

Давайте рассмотрим таблицу (презентация).

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях

Заболевания

Противопоказанные профессионально-производственные факторы

Некоторые рекомендуемые профессии и специальности

Органы зрения

Работы, требующие особо высокой точности, напряжения зрения, ношения защитных очков, значительного физического напряжения, пребывания тела в наклонном положении

Продавец, бармен, оператор птицефабрики и птицефермы, садовод, слесарь по ремонту автомобиля

Органы слуха

Работа, требующая хорошего слуха и общения с людьми, слухового напряжения, а также связанная со значительным шумом и вибрацией

Вышивальщица, швея, обувщик, цветовод, фотограф, кондитер

Кожа

Контакт с токсическими и раздражающими кожу веществами, запыленность; неблагоприятный микроклимат; постоянное увлажнение и загрязнение, охлаждение рук

Сборщик мебели, маляр, штукатур

Опорно-двигательный аппарат

Длительное пребывание на ногах, подъем и спуск по лестнице, напряженная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте, у движущихся механизмов

Швея, парикмахер, продавец

Органы дыхания

Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность; контакт с токсическими веществами; значительное физическое напряжение, все виды излучения

Контролер-кассир, цветовод, оператор станков с пусковым управлением, фотограф

Сердечнососудистая система

Значительное физическое напряжение; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; работа на высоте с движущимися механизмами, шум, вибрация

Радиомеханик, портной, пчеловод

Нервная система

Нервно-эмоциональное напряжение; шум и вибрация; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами, особенно нервно-паралитического действия; работа, связанная с повышенной опасностью травматизма

Резчик по дереву, закройщик, столяр

Обсуждение таблицы.

Итак. Намечая для себя профессиональную деятельность, надо учесть факторы, неблагоприятно влияющие на организм в процессе ее выполнения. Это могут быть большие физические нагрузки, постоянно низкая или высокая температура, повышенная запыленность воздуха, контакт с токсическими веществами, шум, вибрация и т.д.

Этой информацией необходимо руководствоваться, чтобы предупредить от серьезной ошибки при выборе профессии - противопоказания ее по состоянию здоровья, и вовремя переориентироваться. Лучше всего получить медицинскую консультацию заблаговременно, поскольку только врач-специалист может дать квалифицированное заключение о профессиональной пригодности.

5. Заключительная часть

Самые - самые профессии

Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Весь класс делим на 4 группы, каждая из которых, должна составить списки профессий.

Первая группа составляет список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Самые востребованные профессии».

Четвертая группа - «Самые подвижные профессии»

Профессионально непригодным к той или иной деятельности человек считается в том случае, когда обучение и работа могут усугубить имеющиеся у него заболевания или препятствуют успеху формирования профессиональных навыков. Однако следует иметь в виду, что абсолютная профессиональная непригодность - явление крайне редкое. Природа человека многогранна, и каждая личность обладает большим набором разных качеств. Поэтому всегда можно найти подходящую деятельность.

Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или токарный станок. Наш организм – больше, чем инструмент, он дается нам один раз и на всю жизнь. Помните: ваше здоровье – это один из ключевых факторов вашей успешной профессиональной карьеры.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!