Конспект урока
Предмет: Окружающий мир
Класс 4
УМК «Школа России» «Окружающий мир 2 ч, А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова»
Тема урока: «Во времена Древней Руси».
Цель: знакомство с первыми русскими князьями, с образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси.
Задачи:
1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег, Владимир, историческими датами: 882 г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси), учить работать с картой; обучать работе с текстом, учить организовывать совместную учебную деятельность;
2) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы;
3) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.
Формируемые УУД:
познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
личностные проявлять внимание, желание больше узнать.
Ход урока
- В начале урока проверим, как вы запомнили тему прошлого урока, с помощью небольшого теста. Слайд 1
- Наш с вами урок начну с стихотворения поэта Николая Михайловича Языкова. О чем это стихотворение (о любви к Родине, природе) Слайд 2
- Поэты всех поколений писали о своей любви к России и гордились тем, что принадлежат к русскому народу. Кто является предками русского, украинского и белорусского народа? (Восточные славяне)
- О каком временном периоде в жизни восточных славян шла речь на прошлом уроке? (V в.н.э.)
- Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке сегодня? Давайте прочитаем тему урока. Слайд 3
- Как сейчас у нас называют человека, который правит нашей страной? Как вы думаете, всегда ли его так называли? Давайте, познакомимся с правлением у славян. Слайд 4 – 6
Давайте рассмотрим карту. Слайд 7 прочитать
- Покажите территорию Древней Руси в конце IX века., в середине XI в. Сравните. Какой вывод можем сделать? (Территория Древней Руси к середине XI в. увеличилась)
Обратите внимание, что красной линией отмечен важнейший торговый путь, который назывался «из варяг, в греки». На севере этот путь вел в Балтийское море, а на юге в Каспийское и Черное моря, откуда можно было попасть в Византию. Варяги – это жители Северной Европы, а греки – жители Византии. Именно на этом пути, на севере страны возник Новгород, а на юге Киев. Эти два города были главными в Древней Руси.
-А теперь ребята прочитайте небольшой текст на странице 42 в учебнике.
Перед вами вопросы Слайд 8, ответьте, пожалуйста, на них.
Слайд 9
Главой Руси был великий князь киевский. Советниками и помощниками князя были бояре. Верная и преданная княжеская дружина (войска) была опорой и поддержкой главы Руси.
Слайд 10-12
Слайд 13 Князь Владимир
- Как вы думаете, почему его называли «Красное Солнышко» (ответы детей)
Печенеги – это народ, который захватывал территории, которые грабили и громили.
- Кого называли богатырями? (Человека сильного, отважного и стойкого)
Как вы думаете, почему первыми крещение приняли князь и его дружина? (ответы детей)