СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия по развитию функциональной грамотности школьников «Решение жизненных задач»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеурочного занятия по развитию функциональной грамотности школьников  «Решение жизненных задач»

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по развитию функциональной грамотности школьников «Решение жизненных задач»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей имени Героя Советского Союза В. В. Гусева

города Рошаль Городского округа Шатура»









Конспект внеурочного занятия

по развитию функциональной грамотности школьников

«Решение жизненных задач»

2 класс»




Выполнила учитель начальных классов

Силонова Екатерина Радионовна
















2021 год


Конспект внеурочного занятия

по развитию функциональной грамотности школьников

«Решение жизненных задач»

2 класс

Цель занятия: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач.

Задачи занятия:

  • Создать условия для формирования у учащихся:

- умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания (в том числе математические) для решения учебно-практических (жизненных) задач,

- умения работать в команде (группе),

- умения работать по алгоритму,

- умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.

  • Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.

Оборудование:

- компьютер,

- раздаточный материал (рабочие листы с учебно-практическими задачами, алгоритм выполнения задания 2, приложения – подсказки к заданию 2, листы А4),

- рефлексивный экран,

- три корзинки с пластмассовыми шарами зеленого, желтого и красного цветов,

- карандаши зеленого и красного цветов.









Ход занятия:

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Фронтальная форма работы с элементами групповой работы

- Здравствуйте, дорогие ребята. Рада приветствовать вас на очередном занятии курса. где мы учимся решать задачи, содержащие жизненные ситуации. Занятие проведем под девизом курса: «Учимся не для школы, а для жизни!» (Луций Сенека)

- На какую тему будут сегодня предложены задания, вы узнаете, отгадав загадку:

Вот большой и круглый дом.

Ой, какое место!

Ведь всегда ребятам в нем

Очень интересно.

В этом доме непременно

Есть и звери, и арена. (цирк)

- Так на какую же тему будут предложены сегодня задания? (Задания будут связаны с темой «Цирк»)

- Сформулируйте, пожалуйста, тему занятия (Решение жизненных задач, связанных с темой «Цирк»)

- Совершенно верно. А знаете ли вы, где зарождалось цирковое искусство? Выскажите свои предположения. (Учащиеся высказывают свои предположения)

- На несколько минут приглашаю вас заглянуть туда, где все только начиналось.

Первый цирк появился в Риме. Но он был очень далек от современного. Акробатов и гимнастов в нем тогда не было. Древнеримские цирки начинали с развлечения людей при помощи гонок на колесницах.

Первые признаки современного цирка появились в Лондоне в 18 веке, причем изначально зарождались они также на основе конного спорта.

Идейный вдохновитель современного цирка — Филипп Астлей. Это простой наездник, который искусно владел управлением лошадью. Филипп разработал свое собственное шоу, с помощью которого развлекал людей. В его основе лежали конные трюки и акробатические этюды. Чуть позже Астлей стал понимать: публика желает получить еще больше зрелищ, поэтому программу стали постепенно расширять. В нее добавили многочисленные выступления жонглеров, канатоходцев, клоунов, однако в течение длительного времени выступления на лошадях оставались наиболее востребованными и считались «изюминкой» любой программы.

- Какую форму имеет цирковая арена?

- Знаете, почему? Сформулируйте свои предположения, обсудив вопрос в группах. Не забывайте об основных правилах работы в группе: работать должен каждый; один говорит, другие слушают; общаемся вежливо.

-Послушаем, что получилось в каждой группе. Слово первой группе. Второй. … (Представитель от каждой группы высказывает предположения, выработанные в ходе обсуждения)

- На самом деле, все дело в цирковой программе и технических возможностях. Так как в основе лежали лошадиные скачки и трюки, необходимо было создать оптимальную площадку для их разбега. Любая лошадь должна была привлекать внимание, бежать плавно и грациозно. Именно поэтому была разработана круглая площадка, углы мешали животным перемещаться, не обращая внимания на резкие повороты в 90 градусов

- И тогда, и сейчас цирк – это постоянное стремление к совершенству и дорога к мечте. Это гордость и преклонение перед смелостью и талантом, упорством и трудолюбием. Цирковые артисты не соревнуются между собой и не ведут борьбу за призы. Их цель – это эстетическая красота, демонстрация чувств и возможностей человека. Цирк – это восторг и восхищение теми, кто смог прикоснуться к чуду и преодолеть невозможное. Наверное, поэтому люди любят цирк.

- Ну, а мы возвращаемся в день сегодняшний. Вы любите цирк? Почему?

- Поэтому и посвятим сегодняшнее занятие выполнению жизненных заданий, связанных с темой цирка. А также, по традиции, попытаемся определить, знания каких школьных предметов помогали нам справиться с заданиями.

Этап применения изученных моделей действия. Фронтальная работа с элементами парной и самостоятельной работы

- Познакомимся с первым заданием (1, с.18). (Учащиеся читают текст задания самостоятельно на индивидуальных рабочих листах (См. Приложение 3, задание 1)

- Думаю, ситуация вполне знакомая: семья планирует посещение цирка.

- Что нужно узнать? (Сумму, необходимую для покупки билетов. А по-другому, стоимость билетов для всей семьи)

- Какие знания необходимы, чтобы узнать ответ на поставленный вопрос? (Нужно знать, как найти стоимость)

- Напомните правило: как найти стоимость? (Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество товара)

- Какие данные в задаче известны, чтобы найти стоимость билетов? Подчеркните ключевые слова в задаче. Задание выполните в парах.

- Проверим. Какие ключевые слова вы выделили? (Один из учащихся читает свой ответ, его комментирует. Остальные оценивают его ответ и выполняют самопроверку)

- У кого так же, поднимите руку.

- Объясните, почему именно эта информация важна? (Стоимость билетов будет зависеть от количества человек и цены билета, а цена билета зависит от сектора и ряда)

- Сколько же билетов необходимо купить? Почему? (4, так как в задании сказано, что семья Семеновых состоит из 4 человек: мама, папа, Маша и Иван)

- Где указана цена билета? (Цена билета указана в таблице)

- В каком столбце и строке таблицы следует искать цену билетов? (Цену билетов следует искать в столбце «1-9 ряды», так как семье нужен ряд не выше седьмого и в строке «Красный сектор», так как решили купить билеты в красном секторе)

- Чему равна цена билета? (Цена билета равна 500 рублей)

- Выполните вычисления и запишите ответ в отведенной для этого строке. (Учащиеся выполняют задание учителя)

- Сколько же денег надо заплатить семье Семеновых за билеты в цирк? (2000 рублей, так как 500 рублей умножаем на 4 билета)

- У кого получился такой результат, отметьте зеленый огонек на полях задания. У кого другой результат – красный огонек. (Учащиеся самостоятельно выполняют оценку своей работы)

- Кто зажег зеленый огонек? Поднимите руку. За что вы можете себя похвалить? (За умение правильно выбирать арифметическое действие и делать верные вычисления)

- Какой совет можно дать остальным? (Быть внимательным при вычислениях)

- Итак, с первым заданием справились. Молодцы. Какие умения помогли вам дать ответ на вопрос задания? (Умения выделять в тексте главное, читать таблицу, рассуждать, умение находить стоимость товара, выполнять арифметические действия с многозначными числами… )

- Есть ли среди них те умения, которые относятся к математике? Приведите примеры. (умение находить стоимость товара, выполнять арифметические действия с многозначными числами,…)

- Какой вывод можно сделать относительно важности математических знаний и умений в повседневной жизни? Нужны ли они в жизни?

Физминутка

- Предлагаю немного отдохнуть под стихотворение о цирке и продолжить работу.

В цирке весело нам очень,

Мы смеемся и хохочем.

По канату мы идем,

Ни за что не упадем.

Мы жонглируем шарами,

Их кидайте вместе с нами.

На арене силачи

Гири жмут, как калачи.

На арену клоун рвется,

Зритель весело смеется.

Этап применения изученных моделей действия.

Групповая форма работы с элементами фронтальной работы

- Еще одна семья планирует посещение цирка. Они столкнулись с другой проблемой. Переходим к заданию 2 (1, с.19) (Учащиеся читают задание (См. Приложение3, задание 2)

- Данное задание предлагаю обсудить и найти решение, работая в группах. Для этого каждой группе предлагаю Алгоритм выполнения задания (см. Приложение 1) и Приложения–подсказки (см. Приложение 2), если возникнут затруднения.

В ходе работы групп учитель осуществляет координирующую деятельность работы групп.

Пользуясь предложенным алгоритмом и, по необходимости, Приложениями – подсказками, учащиеся выполняют задание в группах.

Решение:

  1. 1600-300=1300(руб.)-на билеты

  2. 1300:3=400(ост.100)- цена билета

  3. 400 руб. – цена билета в желтом или красном секторах с 10 по14 ряды

  4. Наилучшие места – желтый сектор

  5. Места: 37,38,39 на 10 ряду.

- Проверим, что получилось. Повесьте на доску результаты вашей работы, записанные на листе А4. Каким образом подошли к такому результату? (Представители от групп вывешивают решения на листах А4. Представитель одной из групп объясняет решение, остальные слушают и соглашаются или не соглашаются, объясняя свой вариант решения)

- Нужны ли были в этом задании математические умения? Какие? (Умение выделить нужную для решения задачи информацию, читать таблицы, выполнять действия с многозначными числами, знать, как найти цену, если известна стоимость и количество, …)

Этап рефлексии

Фронтальная форма работы

- Занятие подходит к концу. Подведем итог. Какая же наука помогла нам сегодня справиться с жизненными задачами? (Математика)

- Действительно. Как видим, математика не живет отдельной жизнью, она пронизывает бытовую жизнь человека и помогает решать задачи, возникающие в его повседневной жизни.

-Продолжаем подводить итог. Выскажите свое мнение, закончив понравившуюся вам фразы:

  • На занятии я узнал(а)…

  • Я учился …

  • Работая в группе, …

  • Я понял(а) …

  • У меня получилось …

  • Было интересно …

  • Было трудно …

  • Мне захотелось…

(По желанию учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана)

- А цирковые атрибуты «мячики для жонглирования» помогут выразить ваше настроение на конец занятия:

Зеленого цвета – работа на занятии доставила мне удовольствие,

Желтого цвета – не совсем доволен своей работой на занятии.

Красного цвета – недоволен своей работой на занятии.

(Под мелодию «Цирковой марш» учащиеся подходят к корзинке с выбранным цветом мячей)

- Я рада, что работа вам доставила удовольствие. Благодарю за плодотворную работу. Занятие окончено.






Информационные источники:

  1. Титаренко Н. Н., Пинженина С. В. Учусь принимать решения. Рабочая тетрадь по внеурочной деятельности для младших школьников. Учебно-методическое пособие. – г. Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодежи», 2019 г. – 32 с.

  2. Титаренко Н. Н., Пинженина С. В. Учусь принимать решения. Методическое пособие для учителей и родителей. – г. Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодежи», 2013 г.

  3. Электронные источники:

- Физкультминутка “Цирк» [Электронный ресурс]: стихотворение. – Режим доступа: https://vk.com/wall-42832429_3494

- Цирковой марш [Электронный ресурс]: аудиозапись. – Режим доступа: https://power.gybka.com/song/12922477/Cirkovoj_marsh_-_Vyhod_klounov/



Приложение 1

Алгоритм выполнения задания 2:

  1. Прочитайте текст задания.

  2. Определите, что нужно сделать, чтобы задание стало считаться выполненным?

  3. Выделите (подчеркните) ключевые моменты (подсказки) в тексте задания.

  4. Обсудите количество необходимых билетов. Не забывайте пользоваться данными таблицы.

  5. Рассчитайте сумму, предназначенную для покупки билетов. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 1.

  6. Узнайте цену билета. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 2.

  7. Выясните номер ряда и номера мест в цирке для семьи Петровых. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 3.

  8. Запишите результат в отведенном в задании месте и на выданных листах А4.

  9. Подготовьте устное выступление о проведенном решении и представьте письменное решение на формате А4.

Приложение 2

Подсказка 1:

  1. Сколько денег решила потратить семья на посещение цирка? Ответ найдите в тексте задания.

  2. Сколько из них – на сувениры и буфет? Ответ найдите в тексте задания.

  3. Зная это, узнайте, сколько денег осталось на покупку билетов?


Подсказка 2:

  1. Сколько денег запланировано на покупку билетов?

  2. Сколько билетов надо купить? Будьте внимательны с ответом. Обратите внимание на информацию как в тексте, так и в таблице цен билетов.

  3. Узнайте цену билета.


Подсказка 3:

  1. Обратитесь к таблице цен билетов. Выясните, в каких секторах и на каких рядах можно приобрести билет по вычисленной вами цене.

  2. Из данных секторов (пункт 1) выберите сектор с наилучшими местами. Для этого подумайте, в каком из данных секторов лучше всего видно выступление артистов.

  3. В выбранном секторе выберите нужные места. Для этого обратитесь к таблице свободных мест и помните, что места должны быть ближе всего к арене.

  4. Запишите номер ряда и номера мест в отведенном в задании месте.



Приложение 3





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!